Постановления рава Моше Кордоверо — Духовная помощь из глубины веков

Дата: | Автор материала: Рав Арье Кац

412
рав моше кордоверо
Последним поколениям выпало стать свидетелями уникальных событий.

Мир необычайно преобразился, а жизнь изменилась. Технический прогресс сделал возможным многое, о чем еще сто лет назад люди не могли даже мечтать. К сожалению, эти слова не всегда имеют позитивную окраску, когда речь идет о духовности. Здесь наблюдается совершенно противоположная картина: ужасающее падение нравов, торжество ложных и абсурдных идей, порожденных злым началом, фактическая легитимация того, что в прошлых поколениях всячески порицалось и считалось очевидным проявлением всего самого низменного и животного в поступках и мыслях человека. Еврейский народ пережил тяжелейшие испытания: летопись долгой истории нашего изгнания за последние сто лет дополнилась множеством страниц утрат, боли, тяжелых переживаний. Однако кровавые тираны, мечтавшие уничтожить наш народ физически, потерпели очевидное поражение.

Что же касается духовной борьбы, то она не прекращалась ни на минуту.

Проверка веры нашего народа на прочность давно превратилась в борьбу за выживание. Настоящая верность Всевышнему и Его Торе – это вопрос существования нашего народа в этом мире, наполненном ложью, стяжательством и развратом. На смену убийцам, жаждущим нашей крови, пришли коварные злодеи, цель которых – уничтожить все еврейское в наших душах. Их оружие не стреляет и не режет. Их цель – погасить огонь святости, пылающий в нашем народе, искоренить святую Тору из наших душ. От того, насколько тверды мы будем в этой борьбе святости с нечистотой, зависит дальнейшая судьба нашего народа.

Наша борьба со злым началом – это борьба всего народа и каждого из нас в отдельности.

Каждый из нас должен каждый день преодолевать себя, свои слабости и низменные устремления. Это особенно актуально в святые дни месяца Элуль, когда в ожидании Дней Суда стоит особенно глубоко задуматься над своими поступками, исправить то, что нуждается в исправлении, и еще больше укрепиться в вере и служении. Подлинная тшува – нелегкий, часто очень долгий процесс; перестройка человеческой души, укоренение подлинных ценностей требует максимальной самоотдачи.

На нелегком пути самоисправления и укрепления веры лучшим помощником для нас должны стать слова великих мудрецов Торы.

Заповедь во всем слушаться мудрецов как никогда актуальна в наше время – попытки отрицать и преуменьшать значение великих мудрецов Торы, при всей своей нелепости (именно нелепости: любому мыслящему человеку должно быть очевидно, что слова Раши или Рамбама, не потерявшие своей актуальности за многие столетия, – не потеряют ее и в будущем), являются одним из распространенных приемов вероотступников. Следовать мнению мудрецов – значит слушать Живую Тору, впитывать многовековую мудрость нашего народа. Советы мудрецов не имеют ограничения времени – они актуальны в наше время так же, как и много лет тому назад. Не стоит забывать, что борьба со злым началом – самая долгая война в истории нашего народа, и она не прекращается ни на один день.

Среди множества величайших мудрецов разных поколений особенно выделяются знатоки тайного учения – Каббалы.

Свет их Торы особенно ярок, им были открыты многие тайны мироздания. Но вместе с тем возникает резонный вопрос: как можем мы постичь их совершенно неземную мудрость? Очевидно, что большая часть наследия каббалистов недоступна для нашего понимания в силу многих причин. Отчасти это так, но это не должно вызывать отчаяние: давайте попытаемся понять и использовать то, что доступно нашему пониманию.

(Важно помнить, что Каббала является неотъемлемой частью Торы, и всякий, кто пытается изучать ее в отрыве от устной и письменной Торы, – обманывает себя и других.)

Величайший мудрец Торы и каббалист рав Моше Кордоверо учился у величайших мудрецов своего поколения – рава Йосефа Каро (составитель фундаментального кодекса «Шульхан Арух») и великого каббалиста рава Шломо Алькабеца. Впоследствии, когда рав Моше Кордоверо основал собственный дом учения, в числе его учеников были рав Хаим Виталь и рав Ицхак Лурия (Аризаль). Таким образом, совершенно очевидно его неповторимое величие в Торе.

Среди наследия рава Моше Кордоверо особой строкой стоят его постановления (таканот):

Это короткие и емкие советы (которым рав Кордоверо следовал сам), «и пусть выполнит их человек, и будет жить благодаря им». Именно эти постановления мы и попытаемся, с Б-жьей помощью, воспринять в качестве нашего «краткого руководства к действию» по исправлению качеств и укреплению веры и служения в святые дни месяца Элуль.

1. Пусть никогда не избавит сердце свое от мыслей о Торе и святости, чтобы не было сердце его пусто от размышлений о Торе, и тогда станет сердце его местом нахождения Б-жественного присутствия.

Как тяжело в наше время сосредоточиться на святости! Повседневные заботы подобны болоту, они затягивают с головой, не позволяя человеку думать ни о чем другом. Действительно, занятому мыслями о пропитании и благосостоянии  человеку тяжело в суматохе дня вспомнить, что написано в недельной главе или в последней выученной мишне.

Но если мы задумаемся над тем, что имеет первостепенную важность, то поймем необходимость рассуждать о Торе и святости каждое свободное мгновение! И это вполне возможно, несмотря на всю занятость и суматоху: важно лишь помнить, что Тора – такое же «пропитание» для нашей души, как то, которое мы добываем для нашего тела.

2. Пусть никогда не гневается, ибо гнев приводит человека ко многим грехам. В наше время, когда многие вокруг исповедуют принцип «человек человеку – волк», это постановление особенно важно для сохранения наших душ. Последствия гнева страшны и разрушительны, в гневе человек способен на ужасные поступки. Гнев лишает человека рассудка, способности трезво оценивать происходящие. В гневе невозможны добро и милосердие. Изжить из себя это качество – важнейшая задача для каждого из нас.

3. Пусть всегда общается с людьми, и ведет себя с ними приятно даже с теми, которые нарушают заповеди Торы.

Приветливый взгляд и искренняя улыбка – вещи в наше время, к сожалению, редкие. То же самое, что не дает вспомнить о Торе, – погруженность в рутину материального мира – мешает относиться к людям как подобает: с добротой и радушием.

Что касается нарушителей заповедей, то здесь всегда важно помнить, что они – наши заблудшие братья. Мы обязаны молиться о них и их детях, об их скорейшем возвращении к Торе. Лучшее оружие в борьбе против их изъянов – это наши любовь и сострадание.

4. Не говорить ничего плохого ни об одном человеке и вообще ни о каком существе и животном. 

Человек, душа которого наполнена Торой, излучает особый свет. Этот свет освещает и согревает все вокруг. Тора помогает человеку увидеть подлинную красоту и гармонию мира, созданного Всевышним. Дурное слово, даже если оно сказано не о человеке, подобно грязи, которая «пачкает» как того, кто его произносит, так и окружающий мир.

5. Не проклинать ни одного из сыновей Израиля даже в момент гнева. Наоборот, человеку следует благословлять всех, и это будет источником благословения для него самого. 

Как тяжело бывает не отплатить проклинающему тебя той же монетой! Как тяжело не проклясть обидчика в момент гнева! Про благословение в такие моменты человек даже не задумывается. А между тем только человек, чья вера непоколебима, чье служение Творцу искренне, способен на благословение для любого – даже своего обидчика. И, безусловно, такие качества приводят благословение на него самого.

6. Никогда не лгать и максимально отдаляться от любой лжи. Стараться, чтобы Ваши уста никогда и никоим образом не произносили слова обмана.

В наше время, полное лжи, это постановление особенно важно. Ложь, к сожалению, стала чем-то обыденным и даже привычным. Ложные идеалы, которым поклоняется современное общество, ложь ради наживы и многие другие виды лжи окружают нас. Они хорошо «маскируются», зачастую лицемерно выдавая себя за «современный образ жизни». Как же отличить их, как отдалить от себя эту скверну? Смотреть на этот мир сквозь очки абсолютной истины – святой Торы.

7. Каждый день изучать Тору, Мишну, Талмуд, Каббалу и Алаху.

Изучение Торы во всем ее многообразии – основа еврейского мировоззрения и фундамент еврейского образа жизни. Нет ничего важнее, чем постоянное изучение Торы. Каждый еврей обязан выделить постоянное время, которое должно быть полностью отдано учению. Изучение Торы – это гарантия исправления качеств, искренней тшувы, построения еврейского дома. Удовольствие от постижения мудрости Торы несравнимо ни с чем в этом мире.

8. Проходить весь Талмуд три раза в течение года. 

Величайший мудрец рав Моше Кордоверо прежде, чем постичь тайны скрытой части Торы, глубоко и интенсивно изучал открытые части. Познание Каббалы просто невозможно без постоянного изучения и глубокого знания устной и письменной Торы, кодексов законоучителей.

Безусловно, в наше время такое постижение доступно далеко не каждому. Но быть может, это всего лишь неверие в собственные силы и помощь Свыше? Как бы то ни было – совершенно очевидно, что постоянное изучение устной Торы (в меру собственных возможностей) доступно в наше время каждому. В наших святых ешивах всегда найдется место для еще одного еврея…

Итак, как мы видим, постановления великого каббалиста рава Моше Кордоверо не так далеки от нас. Более того, они так же актуальны, как если бы были произнесены сегодня. Из глубины веков нашему поколению протянута рука помощи, и дело за малым – протянуть руку навстречу. С Б-жьей помощью, нам вполне по силам понять и воспользоваться этими советами. В дни месяца Элуль, когда каждый еврей обязан задуматься о своих поступках и очистить душу от грехов, это поможет нам лучше подготовиться к Дням Суда и поддержит наши силы в войне с духовной нечистотой, которая наполняет наш мир.

Подготовил Арье Кац. Перевод постановлений РаМаКа – рав Б. Набутовский.


http://www.beerot.ru/?p=51393