Страх

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Левинштейн

403

Мы переживаем очень непростое время. Нас переполняют эмоции, порой живот сводит от страха. Теракты, сирены… Кто знает, что будет завтра?

И возникает вопрос. Что такое страх? Может быть, страх – это естественная реакция? Может быть, он необходим? А может быть, нам запрещено бояться?

Первым делом, следует отметить, что есть люди, которые по природе своей всего боятся, и есть те, которые не боятся ничего. Так же как есть люди гневливые и есть совершенно спокойные. Есть щедрые, а есть жадные. Каждый должен служить Всевышнему, используя те качества, которыми Тот наделил его.

Если мне страшно, о чем это говорит? Может быть, страх – это свидетельство недостатка веры? А может быть, наоборот, страх говорит о наличии веры? Может быть, мы обязаны бояться?

Написано в книге Коэлет (7:17-18): «Не слишком злодействуй и не будь глупцом – зачем тебе умирать преждевременно? Хорошо, если ты придерживаешься одного, но и не оставляешь другого, потому что Б-гобоязненный использует все».

Объясняет «Мецудат Давид»: «Если ты столкнулся с чем-то пугающим, «не слишком злодействуй» – не бойся слишком сильно и не теряй самообладания, но и «не будь глупцом» – не будь беспечным, «зачем тебе умирать преждевременно «– тот, кто боится, рискует умереть от страха, а тот, кто не боится, – рискует умереть, так как недостаточно осторожен».

Когда человек попадает в опасную ситуацию, чрезмерный страх опасен сам по себе, от страха человек может умереть. Однако пренебрегать опасностью тоже нельзя. Если падают ракеты, если нападают террористы – это реальная опасность. Мы не должны бояться слишком сильно, но и не должны отмахиваться от угрозы.

Продолжает «Мецудат Давид»: «»Хорошо, если ты придерживаешься одного, но и не оставляешь другого «. – Хорошо, когда человек, попав в опасную ситуацию, испытывает страх, но при этом сдерживает его. «Б-гобоязненный использует все. – «Б-гобоязненный – это тот, кто в опасной ситуации немного боится, но при этом укрепляет свое сердце, чтобы не бояться. Тот, кто боится слишком сильно, не полагается на Всевышнего. Тот, кто вообще не боится, не принимает во внимание возможность Его приговора».

Итак, человек не должен бояться слишком сильно, но и не должен пренебрегать опасностью.

Но если от нас требуется не бояться слишком сильно, значит, у нас есть власть над чувством страха. Человеку, которому страшно, кажется, что он ничего не может с этим поделать. Однако, сказано, что чрезмерный страх говорит о недостатке упования на Всевышнего. Человек, который боится, понимает, над чем он должен работать. Он должен укреплять свое упование на Всевышнего!

И об этом сказано в книге Йешаяу (33:14-16): «Устрашились в Ционе грешники, дрожь обуяла лицемерных. Кто выживет? Огонь пожирает! Кто выживет? Горят костры вечные! Тот, кто ходит по пути праведных, говорит правду, презирает дела грабителей, остерегается взяточничества, затыкает уши, дабы не слышать о кровопролитии, закрывает глаза, дабы не видеть зла. Будет он обитать в высотах, твердыни скал – опора его, хлеб его дан ему, вода ему обеспечена». Речь идет об осаде Иерусалима Санхеривом.

Комментирует Мальбим: «»Устрашились в Цийоне грешники» – те, кто не обладали верой во Всевышнего, устрашились, «дрожь обуяла лицемерных «– тех, кто храбрился и не показывал свой страх, теперь обуяла дрожь, так, что всем стало очевидно их лицемерие и двуличность. Кто же выживет, когда вокруг – пожирающий огонь? На это отвечает пророк: тому, кто отдаляется от зла – «презирает дела грабителей, остерегается взяточничества, затыкает уши, дабы не слышать о кровопролитии, закрывает глаза, дабы не видеть зла» и вершит добро – «ходит по пути праведных, говорит правду», нечего бояться: «будет он обитать в высотах, твердыни скал – опора его, хлеб его дан ему, вода ему обеспечена.»»

Итак, мы должны работать над качеством упования. Как мы уже сказали, есть люди, которые по природе своей всего боятся, и есть те, которые не боятся ничего.  И тем, кто по природе своей склонен бояться, предстоит более тяжелая работа.

Помощь Свыше напрямую зависит от нашего упования на Всевышнего, как сказано: «Благословен муж, уповающий на Г-спода, и будет Г-сподь ему опорой» (Йермияу, 17:7). Чем сильнее наше упование на Всевышнего, тем больше Его помощь. Чем слабее наше упование на Него, тем больше усилий нам придется приложить.

Когда-то я пришел к раву Нисиму Карелицу с вопросом, должен ли я заменить деревянную дверь при входе в квартиру на металлическую с более крепким замком? Рав Карелиц ответил мне: «Если ты спрашиваешь об этом, значит, ты должен поставить металлическую дверь!»

Все то время, что наше упование не на высоте, нам приходится прилагать более серьезные усилия.

В Шульхан Арух (242), там, где говорится о законах шаббата, написано, что нужно почитать шаббат и совершать покупки ради шаббата. Объясняет «Мишна Брура» (3), что неимущему для покупок ради шаббата нужно брать деньги в долг, однако в «Шаар а-Цион» (12) он указывает на противоречие между словами Баха, который говорит, что нужно брать деньги в долг, понадеявшись, что потом представится возможность их вернуть, и словами «Атерет Зкеним», который говорит, что можно брать в долг, только если он четко представляет себе, откуда он возьмет деньги, чтобы вернуть долг. Это противоречие «Мишна Брура» разрешает следующим образом: «И поступают в соответствии с ситуацией». Какой ситуацией? Рав Нисим Карелиц пишет в своей книге «Хут Шани»: «»В соответствии с ситуацией» – в соответствии с его упованием на Всевышнего. Если он верит, что Всевышний пошлет ему деньги, он может брать в долг, а если он не уверен в этом – не может».

Надо только понимать, что речь здесь идет об истинном уповании. Нельзя обманывать себя!

То же мы находим в законах трапезы (157). «Мишна Брура» приводит написанное в книге «Зоар» (Бешалах): «Пусть не готовит человек сегодня еду на завтрашний день. И пусть не оставляет еду на следующий день», и объясняет, что эти наставления даны для того, чтобы человек каждый день молился о пропитании, и в заслугу этого каждый день получал благо и пропитание с Небес.

Замечательно! Разве мы так поступаем? Да вся наша жизнь построена вопреки этому указанию! Наше упование на Всевышнего не на этом уровне! Но это – то, что говорит святая книга «Зоар». Раньше были праведники, которые не оставляли ни копейки на завтрашний день. Рав Хаим Альберштам из Цанз не шел спать, пока не раздавал все оставшиеся у него к вечеру деньги на благотворительность. Разве это разрешено? Разве можно отдавать больше пятой части от доходов? Ответ – можно, если это соответствует упованию человека на Всевышнего.

Сколько же требуется мудрости, чтобы оценить свое собственное упование и не ошибиться!

Вернемся к страху. Страх – это чувство, которое испытывает человек, когда сталкивается с чем-то ужасным. Написано в трактате Кидушин, что если человек испугал другого и нанес ему, тем самым, физический ущерб, он невиновен по земным законам, однако виновен по законам Небесного суда. Почему по земным законам он невиновен? Потому что его друг не испугался бы, если бы обладал достаточным упованием на Всевышнего. Чем больше человек уповает на Всевышнего, тем меньше он боится.

Но мы еще не достигли такого уровня упования. Так что же нам делать со своими страхами? Об этом пишет «Мецудат Давид», которого мы уже приводили: «Если ты столкнулся с чем-то пугающим, «не слишком злодействуй» – не бойся слишком сильно и не теряй самообладания, но и «не будь глупцом» – не будь беспечным, «зачем тебе умирать преждевременно «– тот, кто боится, рискует умереть от страха, а тот, кто не боится, – рискует умереть, так как недостаточно осторожен. «Хорошо, если ты придерживаешься одного, но и не оставляешь другого «. – Хорошо, когда человек, попав в опасную ситуацию, испытывает страх, но при этом сдерживает его. «Б-гобоязненный использует все. –  «Б-гобоязненный – это тот, кто в опасной ситуации немного боится, но при этом укрепляет свое сердце, чтобы не бояться. Тот, кто боится слишком сильно, не полагается на Всевышнего. Тот, кто вообще не боится, не принимает во внимание возможность Его приговора».

Нужно соблюдать золотую середину, как в любом другом вопросе. И все время укреплять свою веру во Всевышнего. Сказано: «Счастлив муж, который уповал на Г-спода и не обращался к высокомерным и лживым» (Теилим, 40:5), «Счастливы люди, чья сила в Тебе, пути к Тебе – в их сердцах» (Теилим, 84:6).

Хорошо повторять эти стихи десятки, сотни, тысячи раз, вникая в их содержимое, пока они не проникнут в сердце, так увеличится наше упование на Всевышнего, и тогда уменьшатся наши страхи, уменьшится необходимость в приложении усилия, придет радость, про которую сказано: «Счастливы люди, чья сила в Тебе» (Теилим, 84:6).

Пусть будет угодно Всевышнему, чтобы мы удостоились выполнить свое предназначение, чтобы опасность миновала нас, чтобы все пленные благополучно вернулись домой, как сказано: «Эти склонились и пали, а мы поднялись и окрепнем. Г-сподь, спаси! Царь ответит нам в день, когда мы воззовем к Нему» (Теилим, 20:9-10)

Перевод: г-жа Хана Берман


http://www.beerot.ru/?p=90179