Что делать в тяжелое время

Дата: | Автор материала: Рав Гершон Эдельштейн

640
Тора Израиля и мудрость Греции

Беседа рава во время одного из предыдущих противостояний Израиля и Ишмаэля.

Как спастись от «мук прихода Машиаха»?

Мы сейчас переживаем очень тяжелый для всех период: в Земле Израиля идет война, «война в вашей стране» (Бемидбар 10:9). Кроме войны, есть и другие несчастья – как я слышал, в центре страны наши ненавистники устроили теракты, и нужно много милосердия Небес, чтобы уберечься от опасности, и несомненно, заслуга Торы важнее всего, потому что Тора спасает от беды.

Мы находим в Талмуде («Санедрин» 98б), что период предшествующий приходу Машиаха – это очень тяжелое время, почему и названо «предродовыми муками прихода Машиаха», и там спросили: что человек должен делать, чтобы спастись от мук прихода Машиаха? И совет дается такой: нужно заниматься Торой и добрыми делами. Итак, нужны Тора и хесед.

Что же такое хесед? Это не только содержать, к примеру, кассу взаимопомощи, чтобы одалживать людям деньги. Это и стараться сделать другому человеку приятное, взрослому и ребенку – любого возраста; это называется хесед. Каждый может сделать что-нибудь приятное для другого: приветливо заговорить с ним, поинтересоваться, как у него дела. Или человек может помочь товарищу с учебой, если понимает больше него, объяснить ему материал, и тогда второй становится ему учеником, и об этом сказали мудрецы («Таанит», 7а): «От своих учеников <я научился большему>, чем от всех остальных». Потому что тот, кто обучает других, объясняет им, помогает понять, приобретает великую заслугу, больше всего остального способствующую его собственному успеху в изучении Торы.

Вместе с этим, безусловно, следует молиться, нужны милосердие Небес и наши молитвы. Но все же больше всего помогает изучение Торы, потому что о ней сказали мудрецы («Сота», 21а): «Тора защищает и спасает». Это наилучшая защита, как сказано: «Наши ноги стояли в твоих вратах, Иерусалим», а в трактате «Макот» (10а) об этом сказано: «Кто сделал так, чтобы наши ноги выстояли на войне? Врата Иерусалима, то есть те, кто занимался Торой» – изучение Торы дает армии заслугу победить на войне.

Если так, то мы с вами – солдаты, причем элитный вид войск. Благодаря нашей заслуге выигрываются войны, и даже многие несоблюдающие евреи верят в это. Ведь, несмотря на их образ жизни, и у них есть вера – они хотят, чтобы мы занимались Торой, а те из них, кто не стыдится, даже приходят и упрашивают нас об этом. Есть, конечно, такие, которые стыдятся говорить такие вещи вслух, но и они в сердце желают того же. Мы должны это знать – мы воины Всевышнего!

И поэтому на нас действительно лежит обязанность быть армией Всевышнего, воинами, верными своему Царю – Царю всех царей, Святому, благословен Он. Мы должны преданно исполнять то, что велит нам наш Царь, а Царь не требует того, что выше наших сил, а только того, что нам по силам – заниматься Торой, Учением Б-га.

Совет для изучающих Тору – как почувствовать сладость учебы

И хотя непрерывно заниматься Торой не так легко, мы ведь говорим, благословляя на изучение Торы: «И сделай слова Торы приятными для наших уст» – мы просим, чтобы учение было приятным, ведь в Торе это действительно есть, как сказано («Теилим» 19:11): «Слаще меда они и патоки», «веления Г-спода прямы и веселят сердце» (там же, 9). Тора наполняет сердце радостью, а вся сложность ее изучения – только вначале, потому что «все начинания тяжелы» (комментарий Раши на «Шмот», 19:5). Начинать действительно тяжело.

Также и после каникул можно испытывать некоторое затруднение – потому что это тоже своего рода начало. Однако трудно не всем, ведь есть такие студенты, для которых каникулы – это не перерыв в изучении Торы, они продолжают заниматься ею и на каникулах в так называемых «каникулярных ешивах». Также и в течение дня устанавливают каждый свой распорядок вместе с напарником по учебе, учатся на постоянном месте, где никто не мешает, и учатся так, чтобы было интересно – есть методики, как сделать изучение интересным и завлекательным, и тогда учиться совсем не тяжело.

Например, в повседневной жизни, когда человек читает какой-то рассказ – это увлекает его. Чем же рассказы так увлекательны? Они увлекают читателя, если они легкие и простые, тогда их интересно и увлекательно читать – ведь их легко понимать, а любопытство подталкивает продолжать чтение. Если же перед человеком тяжеловесная статья, ему скучно и неохота утруждать себя ее чтением. Однако тот, кто привык к таким материалам, и здесь испытывает интерес, такие статьи тоже увлекают его, и он чувствует вкус к подобному чтению. Ведь для него это не тяжело, он привык изучать сложные вещи, и понимание такой статьи дается ему легко – только для начинающих это тяжело с непривычки.

Таков совет и для изучения Торы: нужно сделать так, чтобы начало изучения было построено на любопытстве, как у того, кто читает интересную историю. Поэтому для начала достаточно начать изучать Талмуд с комментариями Раши, читая их после каждого небольшого отрывка. Если же проучить целую страницу Талмуда, а затем переходить к Раши, это будет тяжело и непонятно, так что надо изучать каждый отрывок с Раши – на каждом возникшем вопросе посмотреть, как Раши объяснит его, и на каждом ответе Талмуда – как он разъяснит этот ответ. Когда изучают Раши параллельно тексту Талмуда, изучение не только не тяжело, оно даже увлекательно и интересно!

(В другой раз наш наставник добавил: я слышал, как, в связи с этим, привели в пример человека, который ест хлеб с маслом – разве он сначала съест весь хлеб, а потом примется за масло? Конечно, нет – он намажет масло на хлеб и съест их вместе. Так и тем, кто изучает Талмуд с комментариями Раши, следует смотреть в эти комментарии после каждого небольшого прочитанного отрывка Талмуда, чтобы убедиться, что изученное было понято правильно, и не ждать, пока будет изучен весь фрагмент, чтобы приняться за комментарии.)

Изучать комментарии Тосафот сложнее, поэтому, изучая трактат Талмуда в первый раз, можно обойтись и без них – достаточно того, что вначале можно будет понять из объяснений Раши, в которых есть не только объяснения, касающиеся простого понимания прочитанного, но также  разные замечания, касающиеся глубокого понимания логики Талмуда, причем, которые бросят вызов интеллекту учащегося не хуже некоторых логических построений, встречаемых у Тосафот. Если несколько раз проучить отрывок Талмуда с комментариями Раши, можно увидеть, как с каждым разом прибавляется ясности и понимания изучаемого.

Опытом подтверждено, что не все понятно при первом прочтении, но, когда повторяют материал назавтра (не в тот же день!), то, что не было понятно вчера, становится ясным. Бывают и более сложные отрывки, понимание которых придет после еще одного повторения на третий день.

Главное, чтобы отрывок Талмуда, изученный с комментариями Раши, стал ясным, прежде чем приниматься за повторение его уже с комментариями Тосафот. У Тосафот тоже есть более легкие и более сложные комментарии – и поначалу стоит понять легкие и продолжать дальше, а при следующем повторении станут понятны и те части их объяснений, которые не были поняты в первый раз.

Известно, что такой путь изучения Торы приводит к успеху, делая учебу увлекательной и интересной, и так можно приучиться к постоянству в изучении.

Опасность запрещенных гаджетов

Однако есть проблема: в наше время существуют маленькие приборы, которые держат в кармане, и в них есть интересные вещи, и даже если они кошерные, они все равно вызывают привыкание. Привыкание сродни алкогольной и даже наркотической зависимости – от него очень трудно избавиться. Так же как курильщику тяжело бросить курить – эта привычка становится фактически болезнью, когда человек не владеет собой, его тянет курить еще, и он не в силах остановиться, а потом страдает от последствий. Так и в случае с гаджетами, потому что они затягивают.

Тем более, что в этих гаджетах есть и запрещенное содержание – то, что запрещено слушать, и то, на что запрещено смотреть. Я слышал от человека, который однажды оступился и посмотрел что-то на таком устройстве, что теперь ему тяжело выбросить увиденное из головы. Оно постоянно преследует его, и он не может отвлечь мысли от этого. И он чувствует себя не человеком, а каким-то животным – вот до какой степени это подействовало на него!

Поэтому следует знать, как уберечься от этих вещей, чтобы не попадаться в эту ловушку. Это касается и взрослых людей, ведь известно, что в доме, где есть такие гаджеты, нет мира в семье, и в результате семья разрушается, упаси Б-г.

Общественная беда обязывает укрепиться

Вот что еще важно знать касательно укрепления веры. Все мы верующие, дети верующих, но нужно, чтобы вера была реализована на практике. Мы видим, что даже у светских людей в час беды вера усиливается, и они начинают выполнять все заповеди, которые им известны, чтобы защититься от беды.

И сейчас мы переживаем общую беду, когда многие из наших братьев-евреев находятся в опасности, под угрозой смерти; и солдаты армии испытывают страдания и страх, равно как и их родители – все боятся. И хорошо бы, чтобы мы хоть немного задумались, чтобы нам стало не все равно, чтобы мы почувствовали эту боль.

И хотя это непросто, если бы мы задумались об этом как следует, если бы каждый представил себе, что сейчас испытывают солдаты и в каком страхе пребывают их родители, он бы начал хоть немного волноваться за них. А когда человек волнуется и переживает за кого-то, ему сразу следует укрепить свое изучение Торы и молитву и отдалиться от всего, что идет с Торой вразрез.

Это в наших руках – погрузиться в изучение Торы и отдалиться от всего, что противно Торе, и это не тяжело, ведь тяжелы только начинания, потом же это становится легким и очень приятным! И с Б-жьей помощью да удостоятся все благословения всеми благословениями Торы, на долгую и счастливую жизнь.

***

В свете призыва наших наставников, во время последней войны в Газе, укрепить все, что связано с отношениями между людьми, мы приводим высказывания нашего учителя на эту тему.

Чистота речи

Есть множество людей, страдающих от тех или иных проблем, и они ищут способы избавиться от них. Им следует знать: существует принцип «мера за меру»: если человек злословит о другом, обвиняя его, это пробуждает обвинение уже в адрес говорящего. На Небесах слышат его злословие и говорят ему: «…какое право ты имеешь обвинять его, а с тобой самим что?! Сначала укрась себя, а потом других («Санедрин», 18а)».

Поэтому для тех, кто хочет избавиться от проблем, есть совет: следует остерегаться злословия, так как злословие приводит обвинение.

Мы уже много раз заостряли внимание на том, что следует следить за чистотой речи, и на самом деле даже мысленно следует судить других, склоняясь к оправданию. Но как минимум в разговоре следует не допускать злословия, потому что это очень тяжелый грех, и об этом мы просим в молитве: «…и убереги мой язык от зла».

И мудрецы уже говорили («Арахин», 15–16) о том, насколько тяжел и ужасен грех лашон а-ра (злословия), и о том, что он препятствует успеху в изучении Торы – если уста человека злословят, Тора, которую человек изучает этими устами, не принесет ему успеха.

Так же и в поиске своей пары не будет успеха тому, кто не остерегается лашон а-ра. Я сам наблюдал не раз, как сватовство откладывалось из-за того, что не следили за чистотой речи и злословили, а когда начинали тщательно следить за чистотой речи, приходило спасение!

И также было много случаев, когда люди страдали от невзгод, а когда начинали остерегаться нарушать чистоту речи – бедствия прекращались.

Наш учитель всегда советовал людям, попавшим в тяжелую ситуацию, работать над чистотой речи. Когда же те отвечали ему, что регулярно изучают книгу «Чистота речи» [«Шмират а-лашон» Хафец Хаима], он говорил им, что изучения недостаточно, а главное – это исполнение!

Перевод: рав Овадья Климовский


http://www.beerot.ru/?p=90290