Авраам – отец множества народов

Дата: | Автор материала: Рав Элханан Буним Вассерман

1871

Сказано в трактате Брахот (32б): «[Сказал Всевышний Моше после греха золотого тельца (Шмот, 32:10): «…и истреблю я их (народ Израиля)], и сделаю тебя народом великим». Сказал раби Элазар: сказал Моше перед Всевышним: Владыка вселенной, если уж стул о трех ножках [три Праотца еврейского народа – здесь и далее прим. переводчика] не может устоять перед Тобой в час Твоего гнева, то стул на одной ножке – тем более». Возникает вопрос: почему здесь идет речь об одной ножке – ведь и сыновья Моше-рабейну также из потомков Авраама, Ицхака и Яакова (см. там же комментарий Маарша)?

И вот мы находим в молитве Нехемии (Нехемия, 9:7): «Ты… Тот, что избрал Аврама, и вывел его из Ур Касдима, и нарек его именем Авраам». Из этого видно, что переименование Аврама в Авраама – нечто знаменательное, и конечно же, есть в этом скрытый смысл. Но тем не менее следует понимать также простой смысл этого. По-видимому, объяснение таково: до переименования Аврам принадлежал к тому народу, из которого происходил. В тот же момент, когда он получил имя Авраам, он стал отдельным народом, о чем и говорит само это имя, как написано (Берешит, 17:5): «…ибо отцом множества народов сделал Я тебя» [так сказал Всевышний Аврааму, объясняя ему изменение имени]. И поэтому мы упоминаем в молитве только имена Авраама, Ицхака и Яакова, но не имена предшествовавших им праведников, таких как Ноах, Шем и Эвер, хотя наши праотцы и происходят от них. Поскольку наш народ ведет происхождение от Авраама, он уже не принадлежит потомству Шема и Эвера.

И когда Святой, благословен Он, сказал Моше-рабейну: «Оставь Меня, и воспылает Мой гнев против них, и истреблю Я их, и сделаю тебя народом великим» (Шмот, 32:10), это означало, что не только будут истреблены люди, но и что будет уничтожено само понятие еврейского народа, не дай Б-г, и от Моше произойдет новый, другой народ. Это народ уже не имел бы отношения к Аврааму, Ицхаку и Яакову, как и мы не имеем отношения к Шему и Эверу. Это и имелось в виду под аллегорией «стул на одной ножке».

ТОТ, КТО УЧИТСЯ У КАЖДОГО

«И был <царь Шломо> мудрее всех людей (ми-коль адам)» (Млахим 1, 5:14). Говорит мидраш: «Даже глупцов». Этот мидраш объясняет слова ми-коль адам [можно перевести также как «от каждого человека»], подобно тому, как сказано в Теилим: «У всех обучающих меня учился я» (Теилим, 119). И еще мы учили: «Кто мудр? Тот, кто учится у каждого человека» (Авот, 4:1). И это исполнил царь Шломо, благословенной памяти, который набирался мудрости у каждого человека. Ведь даже у глупцов можно научиться чему-то полезному.

ТОТ, КТО ЗАКРЫВАЕТ ГЛАЗА НА <ВОЗМОЖНОСТЬ ДАТЬ> ЦДАКУ, КАК БУДТО ЗАНИМАЕТСЯ ИДОЛОСЛУЖЕНИЕМ

Учили мудрецы: «Рабби Йеошуа бен Корха говорит: тот, кто закрывает глаза на цдаку (как бы не видя просящего ее), как будто занимается идолослужением. Написано “Остерегайся, как бы не было у тебя на сердце нечестивого умысла”, и написано “Вышли люди нечестивые”. Поскольку во втором отрывке идет речь об идолослужении, об этом же речь и в первом» (Бава Батра 10а).

Сказано в Талмуде: «Тот, кто закрывает глаза на цдаку, как будто занимается идолослужением» (Бава Батра, 10а). Объяснение этому такое: идолопоклонник полагает, что во власти идолов причинить ему добро или зло. Точно так же тот, кто отказывается давать цдаку, поступает так, поскольку полагает, что деньги могут принести ему благо, а их нехватка – принести ему беду.

Однако уже сказано: «Не поможет богатство в день гнева» (Мишлей, 11:4), и если человеку полагается наказание – богатство не сможет спасти от него.

К тому же следует знать, что тот, кто выделяет деньги на цдаку, убережется от того, чтобы потерять их другим способом, как рассказывается о племянниках раббана Йоханана бен Закая (Бава Батра, 10а). [Имеется в виду история из Талмуда о том, что раббан Йоханан бен Закай во сне узнал, что его племянникам предречено потерять крупную сумму денег; в течение года он уговаривал их давать деньги на благотворительность (не объясняя причины), и они давали, но в результате дали на 17 монет меньше. После этого римские власти забрали 17 монет в качестве налога. Узнав об этом, раби Йоханан сказал, что бояться им нечего – больше у них не заберут. Эта история учит нас, что мы не можем избежать предназначенных нам лишений, но мы можем выбрать, произойдет ли это путем выполнения заповеди, за которую полагается Б-жественная награда, или же лишения постигнут нас против нашей воли, и мы упустим эту заповедь.] И так же с любым другим ущербом: если человек прилагает усилия ради выполнения заповеди или терпит ради нее унижения, эти страдания не постигнут его из другого места.

Перевод – М. Климовская


http://www.beerot.ru/?p=7426