Вечность еврейского народа

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1387
кто хуже убийцы

Феномен выживания еврейского народа в изгнании для многих является загадкой.

При этом выживание здесь нужно понимать буквально: наши ненавистники пытались и продолжают пытаться нас уничтожить.

Есть также аспект духовного выживания нашего народа, сохранения преданности Торе и Всевышнему. На протяжении сотен лет вся Европа от Португалии на западе до России на востоке пыталась обратить наш народ в христианство всеми возможными способами. Один из наших мудрецов сказал в мидраше: «Благословенна овца, прошедшая сквозь стаю из 70 волков». Овца — народ Израиля, 70 волков — 70 народов, среди которых мы жили, окруженные ненавистниками. Однако далее это мнение отвергается. Ведь овца сама по себе не может пройти живой сквозь стаю из 70 волков. Нужно благословить не овцу, а Пастуха, который ее провел. Сказано также в Пасхальной Агаде, что в каждом поколении наши ненавистники пытаются нас уничтожить как физически, так и духовно, однако, Всевышний спасает нас. Нам нужно видеть это в нашей сегодняшней жизни, быть благодарными Всевышнему за это.

В Шавуот мы читаем Афтару о видении, открывшемся пророку Йехезкелю (1:4-28).

Мы читаем её в Шавуот потому, что именно в этот день мы удостоились дарования Торы, которая вся была заключена в Десяти речениях, постигнутых пророческим видением всем народом Израиля. Сказано в святой книге «Зоар» (начало книги Шмот), что, согласно обещанию Всевышнего, Он со своей свитой спустился в Египет вместе с Яаковом и его семьёй. Там приводится пророчество Йехезкеля, полученное в Вавилоне, в то время как за переделами Земли Израиля пророчества не было. Более того, величайшие секреты Торы, которые раскрылись Йехезкелю, он поведал народу Израиля. Объясняет «Зоар» в начале книги Шмот, что это пророчество было дано Всевышним народу Израиля в вавилонском плену, чтобы морально поддержать его, и показать, что и в изгнании Б-г Свой народ не оставил. Причиной сохранения народа Израиля является то, что Всевышний ушел с нами в изгнание вместе со Своей Шехиной. Пишет «Зоар», что без этого мы бы уцелеть не смогли! И это то, что имели в виду наши мудрецы, говоря, что благословен Пастух (Шехина в изгнании), сумевший провести овцу через стаю из 70 волков.

Совсем недавно еврейский народ пережил тяжелейшую катастрофу.

Великие мудрецы Торы говорят, что большая часть народа Израиля в Европе была тогда приговорена к смерти Всевышним. Однако Он совершил величайшие чудеса для спасения тех, кому была уготована жизнь. «Зоар» говорит, что секрет спасения нашего народа состоит в присутствии среди нас Шехины даже в изгнании.

В недельной главе Бемидбар рассказывается о устройстве стана народа Израиля вокруг переносного Храма (Бемидбар, 1:1-2:34). Этот стан и был местом присутствия Шехины среди народа Израиля. Нашей величайшей защитой тогда были облака славы. Когда пришёл Амалек, он смог поразить только отдельных евреев из колена Дана, вынесших идолов из Египта. Все остальные были окружены защищавшими их облаками славы. В наше время чудеса спасения нашего народа, происходившие открыто во время исхода из Египта, происходят уже в скрытой форме. Однако если мы духовно отрываемся от стана народа Израиля, то теряем защиту Шехины.

Книга Бемидбар повествует о жизни нашего народа в пустыне.

Это место плохо для жизни. Там нет воды, водятся змеи и скорпионы. Пустыня здесь является символом места, отданного силам зла. Именно там открылось особое величие Всевышнего, который вёл народ Израиля через пустыню в течение сорока лет. Его облака славы защищали нас всё это время от грозящих опасностей. Сегодня перед нами стоит вопрос: как нам удостоиться возвращения нас самих, всего нашего народа в стан народа Израиля, где у нас есть защита Всевышнего?

Творец обещал нашим праотцам Аврааму, Ицхаку и Яакову, что они положат начало великому народу. Когда же евреи согрешили с золотым тельцом, Всевышний сообщил Моше рабейну, что народ Израиля приговорён к смерти, и Он выведет этот народ заново из Моше. Моше рабейну отказался и самоотверженно молился за отмену этого страшного приговора. Кроме того, Моше сделал многое, чтобы уже существующий еврейский народ вернулся на пути Всевышнего. Как приводится в Талмуде, Моше обучал Торе в самом буквальном смысле весь народ Израиля. А изучение Торы приводит к ее исполнению и к тшуве.

Сегодня у нашего народа продолжается период изгнания, в том числе и в Земле Израиля.

Само изгнание является духовной пустыней, враждебной стану Израиля. И в этой пустыне мы стоим перед выбором: оттолкнуть себя от Шехины Всевышнего или приблизиться к ней. В целом грех, в особенности – злонамеренный, отталкивает Шехину от человека. Однако есть грехи, особенно отталкивающие её, например, запрещённые половые связи, причём не только они сами, но и то, что связано с ними. То же самое делает и высокомерие. Сказано в трактате Сота, что, когда высокомерие отталкивает от человека Шехину, — у такого человека нет помощи Свыше. Добавим, что он лишается и Высшей защиты.

Присутствие Шехины среди народа Израиля может иметь различные уровни. Соответственно, различные уровни имеет и защита ею еврейского народа. Сказано в трактате Мегила, что местом присутствия Шехины являются синагоги и дома учения (Мегила, 29а). В трактате Брахот говорится, что Шехина присутствует в среде изучающих Тору (Брахот, 6а). Присутствие Шехины в домах учения обладает сегодня наиболее значительной силой. Есть правило, что молиться предпочтительнее в месте учёбы, поскольку место учебы — место Шехины. Ещё одним местом присутствия Шехины является еврейский дом, если муж и жена совместно этого удостоились. Нужно молиться о том, чтобы это произошло. Еврейская семья, живущая по законам Торы в любви и согласии, становится малым Храмом. Таким образом, удостоиться защиты Шехины можно, сделав себя достойными её присутствия.

Но бывают ситуации, когда стадо изгоняет Пастуха, отталкивая себя от Шехины своими деяниями. Это страшная вещь. Германия, ставшая источником тяжелейшей катастрофы для нашего народа, была местом, где евреи наиболее сильно оттолкнули от себя Шехину.

Реформа, суть которой в отказе от веры в Б-жественную цельность Торы и обязательности ее полноценного исполнения, породила страшнейший отход от Торы, смешанные браки и массовое крещение. Метастазы этой страшной раковой опухоли распространились в большей части еврейского народа. Зная это, наши великие учителя Хафец Хаим и рав Меир Симха из Двинска, автор книги «Ор Самеах», предвидели Катастрофу. Сегодня залогом нашего спасения и в Земле Израиля, и за границей является присутствие Шехины, сопровождающее изучающих Тору и места ее изучения. Когда учащиеся и преподаватели ешивы Мир бежали из охваченной войной Европы, и в итоге оказались в захваченном Японией Шанхае, его беспощадно бомбили американцы. Живущие в городе китайцы спасались от бомбардировок в ешиве Мир. Туда бомбы не падали. За всё время пребывании ешивы в Шанхае ни один из её учащихся не погиб от бомбёжек. Ешива Мир была Ковчегом Завета и местом обитания Шехины, прошедшим через потоп Катастрофы и передавшим Тору следующим поколениям. Руководство ешивы тяжело работало над тем, чтобы она была местом Торы, Б-гобоязненности, молитвы и мусара. Я слышал от рава Пинкуса, что на порог ешивы Мир не смог проникнуть геином того периода. Ешива Мир избежала проникновения яда различных «измов» того периода, которые были в те дни во многих ешивах. Это присутствие Шехины ешива Мир пронесла с собой через все скитания.

Последние 100-120 лет исполняется обещание Всевышнего рассеять народ Израиля от края и до края небес. Религиозные евреи оказываются в таких местах, где нет ни ешивы, ни синагоги, ни даже миньяна. Разумеется, изначально необходимо приложить максимальные усилия, чтобы жить в месте Торы. Однако такая возможность есть не всегда. Необходимо помнить: даже считанные еврейские семьи в городе могут удостоиться присутствия Шехины. Даже когда один еврей занимается Торой, Шехина находится с ним (Брахот, 6а).

Пишет Маараль из Праги, что в одиночку тяжелее учиться, но, с другой стороны, заслуга такого человека, тяжело работающего над Торой, несоизмеримо больше.

Если еврей действительно не может поселиться в хорошей общине, где есть все условия для жизни по Торе, значит Всевышний уготовил ему другую роль в мире. Наш учитель рав Ицхак Зильбер рассказывал в своей книге, что задолго до того, как он приехал в Землю Израиля, он понял, что нужно уезжать из СССР. Много лет его семью не выпускали. Рав Ицхак понимал, что это Всевышний не отпускает его из того места, где он находился. Он был нужен именно там. Когда же миссия рава Ицхака в СССР закончилась, он смог приехать в Землю Израиля. У каждого из нас есть то, что он должен исправить в этом мире. В идеале было бы хорошо, если бы каждый из нас вырос в месте Торы в праведной еврейской семье. Однако Всевышний уготовил нам другую судьбу для того, чтобы мы избрали Тору и труд над ней, веру и Б-гобоязненность в силу личного свободного выбора, не получив это в подарок от семьи, а наоборот, часто при её противодействии.

Рав Шимшон Рафаэль Гирш писал, что самым лучшим местом для реализации человека является именно то место, куда его поместил Всевышний.

Находясь именно в этой ситуации, он должен исправлять себя и весь мир. Если не можешь выбраться из неподходящего для тебя места, значит твой вклад изучения Торы и служения Всевышнему находится именно там. Когда мы строим себя и свои семьи в соответствии с Торой, то Шехина находится с каждым из нас даже в Якутии или израильском нерелигиозном кибуце.

Сегодня в земле Израиля сложилась очень непростая ситуация. Мы потеряли большую защиту в виде труда над Торой рава Хаима Каневского. С его уходом здесь начались очень нелёгкие события. Рав Хаим не раз говорил, что Тора защищает и спасает. Это происходит потому, что Тора является причиной присутствия среди нас Шехины Всевышнего, который спасает нас. Присутствие её хотя бы среди части народа Израиля защищает весь народ.

Мы получили Тору в Шавуот, и она была дарована всему еврейскому народу.

Когда еврейский народ пришёл для получения Торы к горе Синай в новомесячье месяца Сиван, он встал станом, как один человек с единым сердцем (Шмот, 19:2, Раши там). Мы знаем, что сегодня есть много раздоров среди народа Израиля. Именно раздоры стали причиной разрушения Второго Храма. Хафец Хаим писал, что именно это задерживает приход окончательного Избавления. У нас вроде бы нет возможности исправить эту ситуацию в целом. Однако, если каждый из нас исправит себя изнутри, и не будет жить, разделяя евреев на «наших» и «не наших», а выработает в себе ощущение, что он часть народа Торы и народа Творца, то он уже сделает очень много. Есть одна нехорошая шутка по поводу того, что еврею нужно две синагоги: в одну он будет ходить, а в другую – ни ногой.

Разделение еврейского народа на «наших» и «не наших» задерживает Избавление.

Мы не должны идти вместе с той частью нашего народа, которая не живёт по Торе. Однако мы должны ощущать боль за них, поскольку они тоже часть народа Израиля, нести им свет Торы, который обращает всех нас к Творцу, и стремиться к такому единению нашего народа, которое и было перед получением Торы на Синае. Так мы заново обретём Тору, к нам вернётся Шехина, и мы удостоимся окончательного Избавления.

Подготовил: рав Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=87624