Завет Торы – наследие отцов

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1723

«И завет Его с Израилем – ради устной Торы»

Сегодня всем желающим доступна записанная часть Торы. Точнее, поверхностно доступна. Известна претензия христиан, что письменная Тора принадлежит им. Более того, они называют себя «новый Израиль». И именно в силу этого обстоятельства Завет Всевышнего с нашим народом, в первую очередь, проявляется в той части Торы, на которую у других народов даже теоретически не может быть никаких претензий. В Талмуде в трактате Гитин (60б) приводится стих из книги Ошеа (8:12) в следующем понимании: «Напишу Я вам большую часть Моей Торы… как чужаки будете считаться». Что это означает? В Гемаре далее приводятся слова раби Йоханана, который сказал, что большая часть Торы – устная, а меньшая – письменная. Далее приведено еще одно высказывание раби Йоханана: «И завет Его с Израилем – ради устной Торы».

И, согласно объяснению мидраша (приведен в Тосафот, Гитин, 60б), на это намекает стих из книги пророка Ошеа. Именно из-за претензий народов мира на письменную Тору, завет Всевышнего с нашим народом основан на Торе устной, как сказано в книге «Зоар»: «Всевышний, Тора и Израиль едины». И как раз в этом заключается брит(завет).

Брит – это (в вольной трактовке) единение. Есть понятие, которое довольно часто понимают неправильно – брит нисуин (брачный союз). Что оно означает? Рамбан в комментарии к книге Берешит (1:27) говорит, что Адам и Хава, только будучи вместе, назывались человеком. Также говорится, что Адам и Хава стали единой плотью. Брит – это не партнерство, а полное единение. Именно поэтому считается, что «жена человека – как он сам». Рамбан объясняет, что стих Торы (Берешит, 2:24): «И станут они единой плотью» и говорит о настоящем брит нисуин.

Раши объясняет приведенное в Торе понятие брит бейн а-бтарим: «союз, заключенный между частями рассеченных животных». Это был первый завет, заключенный между Всевышним и Авраамом. По объяснению Раши, рассечение животных символизирует то, что участники завета – это две половины целого. Как это понять? Мы называем Тору заветом между нами и Всевышним. Этот завет делает нас частью единого целого с Ним. Более того, наши мудрецы, как известно, сравнивали получение Торы на Синае с хупой: Всевышний предстает женихом, а наш народ – невестой.

Таким образом, наша святая Тора – это то, что объединяет нас со Всевышним в единое целое. А основой этого объединения является именно устная Тора. Об этом говорит Талмуд в трактате Гитин.

Как известно, в брачном союзе нет места третьему. И устная Тора – это наш союз с Всевышним, на место в котором народы мира даже претендовать не могут. Нужно понять, что устная Тора – это не некоторое знание Мишны периода до ее записи. Она гораздо более глубока. Это постижение нашим разумом и сердцем корней алахи, углубленное понимание смысла законов и их источника. Эта часть Торы всегда остается устной. Записать можно многое, но понимание смысла – это то, что человек удостаивается получить от своих учителей в устной форме. И не просто получить, а работать над этим, день за днем углубляясь в материал, как сказано в Пиркей Авот (6:4): «Таков путь [постижения] Торы: хлеб с солью ешь, и [даже] воду пей в меру, и спи на голой земле, и пусть жизнь твоя будет со страданиями, но трудись над изучением Торы. И если ты поступаешь так, то хорош удел твой и благо тебе: хорош удел твой в этом мире, и благо тебе – в мире будущем».

Как достичь единения с Творцом?

Из приведенной выше мишны следует, что человек должен ограничить свой материальный мир необходимыми вещами, а основные силы направить на то, чтобы трудиться над Торой. И тогда он удостаивается хорошего удела и в этом мире, и в грядущем. Эта мишна говорит об очень принципиальной вещи: о том, как нам удостоиться состояния, которое обозначается словом брит – единения с Творцом и его Торой. Наша материальность, наши страсти (назовем их «физические потребности», удовлетворяемые сверх меры) – это то, что отделяет нас от Творца. Об этом пишет Рамхаль в «Месилат Йешарим». Это вещи, мешающие тому, что называется брит. И слова нашей мишны – «таков путь Торы» – говорят именно об этом завете.

Завет зависит от двух вещей. Это отдаление от себя всего, что отталкивает нас от Всевышнего (наши завышенные материальные требования), а также труд над тем, чтобы связывающее и объединяющее нас со Всевышним было максимально сильным. Об этом сказано: «Отстранись от зла и прилепись к добру». Так вот, отдалить себя от излишних потребностей этого мира – это отдаление себя от зла. А удостоиться максимальной близости к Всевышнему, Который – истинное добро, можно с помощью того, что называется «труд над Торой».

Я много раз приводил один комментарий Раши в трактате Брахот. Наш учитель говорит, что человек прилепляется ко Всевышнему в процессе изучения Торы тогда, когда вдумывается в то, что он учит и трудится, чтобы понять смысл этого. Постигая смысл своим разумом, с намерением исполнять то, что изучаешь, человек прилепляется к Б-жественному разуму. Сначала – разумом и сердцем, желающими исполнить то, что изучено, а затем – плотью, которая осуществляет то, что постиг разум. Именно это состояние называется брит. И достигается оно отдалением от себя всего, что мешает, а также, по-настоящему глубоким трудом над Торой.

Поступки отцов – знак для сыновей

Во времена праотцев друг другу противостояли Ицхак и Ишмаэль, Яаков и Эсав в борьбе за наследие отцов. Ишмаэль претендовал на наследие Авраама, Эсав – на благословение Ицхака. Наши великие праматери Сара и Ривка отдалили от нас этих «сонаследников». Если бы праматери не вмешались, наследие бы было употреблено для злых дел.

Спор о наследии праотцев продолжается до сегодняшнего дня. У происходящего сейчас в Земле Израиля глубокие корни. Основа наследия наших отцов – это не сама Эрец Исраэль. Эрец Исраэль – это «дом», где наилучшим образом осуществляется наш «брачный союз» с Творцом. Точно так же дом – это место осуществления брачного союза молодой пары. Но сам этот союз для нашего народа состоит в связи со Всевышним через Его Тору. И на участие в этом союзе пытаются претендовать Ишмаэль и Эсав. Они претендуют на то, чтобы в той или иной степени считаться «новым Израилем», получившим духовное наследие наших праотцев, и оспаривают наше право на это наследие.

Что можно этому противопоставить? То, что названо в нашей мишне «трудом над Торой». Речь об истинном труде, когда Тора становится частью нас самих: души и тела, а также наших поступков. И об этом сказано: «Мы освящаемся Торой со всех сторон». Для нас Тора – это вещь не внешняя, а внутренняя. Укрепление завета Торы – это то, что мы можем противопоставить всем претензиям на наследие праотцев. И это – наша основная борьба сегодня.

Об исполнении этого завета сказано «хорош удел твой в этом мире». Близость и единение с Творцом наполняют наше земное бытие светом Торы, радостью жизни и весельем.

Подготовил рав Ц. Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=21834