Кто такой еврей?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1787

Обычно наши статьи рассчитаны на религиозных людей. Однако данная тема актуальна для всех. Вопрос, обращенный к каждому из нас: кто такой еврей? Почему я еврей?

Начнем с простого. Мы называем себя еудим – иудеи. Наиболее принятое в мире название происходит от слова еуди – иудей. И все вариации – jew, жид и т.д. происходят от слова иудей. И несмотря на то, что не все мы прямые потомки колена Йеуды, его заслуга, видимо, очень велика, раз этим именем называются сейчас потомки всех колен.

В русском языке есть еще одно определение – слово «еврей». Происхождение его связано с тем, что в наших книгах праотец Авраам называется «Авраам а-иври». И вот, наряду с заданными выше вопросами, появляется третий: что это за прозвище такое –еврей? Это слово, очевидно, не имеет корня в русском языке, его корень в понятии иври. Итак, несмотря на то, что основное имя нашего народа в мире – «еуди», есть также понятие иври.

У наших мудрецов есть несколько объяснений тому, почему Авраам называется иври. Одну из версий мы упоминаем в пасхальной Агаде – это эвер. Понятие эвер можно перевести как «другая сторона», или просто «сторона». Встречается в Торе такое понятие, как эвер Ярден а-мизрахи – восточная сторона Иордана, и эвер Ярден а-маарави – западная сторона Иордана. Исходя из этого, понятие иври должно переводиться как «с другой стороны реки». Но в реке ли тут дело? Из слов нашего великого учителя Маараля из Праги мы знаем, что важные вещи в Торе, имеющие большое значение для нашего народа, несут в себе, как правило, несколько уровней понимания. Поэтому назвать нашего праотца тем или иным именем только из-за того, что он пришел с другой стороны реки – недостаточно. Дополнительное объяснение, почему Авраам называется иври, состоит в противостоянии: он был с одной стороны, а весь мир – с другой. И мы называемся иври потому, что унаследовали это качество от нашего праотца Авраама.

Это противостояние касается многих аспектов. Одно из его проявлений – претензия к нашему народу: почему вы так странно одеваетесь? Один из хасидских наставников сказал так: праотец Авраам, видя то, что делают идолопоклонники, вел себя с точностью до наоборот. Мы поступаем так же: видим, как одеваются и ведут себя идолопоклонники, и, как наш праотец, поступаем с точностью до наоборот. Корень этого мы находим в Торе, как сказано: «Не ходи их путями». И пишет Кицур Шульхан Арух, что так же, как нашему народу заповедано отличаться образом жизни и поведением, точно так же и в одежде есть заповедь быть непохожими на других. Можно, конечно, много говорить о том, что мы живем духовной жизнью, но на самом деле, большую ее часть составляет материальный аспект. И когда мы определяем себя как «царство священников и святой народ», это не должно быть только внутренним ощущением, духовное должно проявляться и во всех других сферах.

Много лет тому назад мне пришлось провести полтора месяца в Америке, во время болезни моей мамы. И часть времени я провел в больнице в Манхэттене. Как известно, Манхэттен – это место, которое непрестанно движется: 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Слава Б-гу, наш народ в любом месте отличается милосердием и благотворительностью, и мне помогли найти место, где я смог остановиться на Субботу и иметь возможность добраться до больницы пешком.

Помню свое ощущение, когда я в первый раз вышел на Манхэттен в Шаббат – у нас в Рамоте все спокойно, машины не ездят, а там – просто все кипит! И вот тогда я ощутил, что я нахожусь как бы с одной стороны, а они все – с другой.

Очень важный момент и непреложная истина: когда мы живем среди других народов, надо вести себя с ними мирно и уважительно. Необходимо почитать других, идти путями мира, даркей шалом. То есть нам нужно вести себя со всеми честно и порядочно, но при этом нести на себе печать избранности. И то, что мы ведем себя порядочно по отношению к другим народам, является одним из проявлений этой избранности.

Если говорить о праведных герах, людях, принявших еврейство, то они действительно фактически «перешли пропасть», отделяющую наш народ от других народов мира. Оставив все и присоединившись к нам, они перешли на сторону Авраама. Однако если мы говорим о тех, кто родились евреями, возникает непростой вопрос: по какому праву мы называем себя сегодня евреями? Как это еврейство в нас сохранилось? Я не сомневаюсь, что многим только Элияу а-Нави объявит, что они евреи, а пока они об этом и не подозревают. Есть также мнение, что многие геры – вовсе и не геры, а потомки сильно ассимилированных евреев, которые растворились среди других народов, и их еврейство скрыто. Есть известная история, когда какие-то геры из Латинской Америки немного покопались и обнаружили у своих предков обычаи, которые на самом деле указывают на то, что эти геры – потомки марранов (насильно крещеных испанских евреев). Например, у чьей-то бабушки имелся странный обычай в Субботу или перед Субботой зажигать свечи и немедленно их тушить. (Конечно, тушить – это совсем не еврейский обычай, очевидно, зажигали, чтоб исполнить заповедь, а тушили, чтобы не поймали).

И вот, снова мы задаем себе вопрос: почему сегодня мы считаемся евреями?

Помню свое детство, мы жили с мамой в Западной Украине. Был единый Советский Союз, и все ощущали себя советскими гражданами. Но! Существовала та самая «пятая графа» в паспорте, с конкретным указанием национальности, и многие любыми способами стремились избежать упоминания еврейства. Даже если была одна восьмая нееврейской крови, – стремились эту возможность использовать и записать себя русскими, украинцами и так далее. До первого класса я вообще не задумывался об этом, и только по обидным прозвищам типа «жид» понял, что я не русский и не украинец. А вот кто такой еврей? На вопрос о своей национальности я честно отвечал, что не знаю, так как кроме ощущения обидного отличия ничего о еврействе не знал. Принцип «я с одной стороны, а они с другой» проявлялся очень просто: я был единственным евреем и на переменах дрался со всем классом. И поэтому мне легко понять людей, которые всеми способами стремились скрыть свое еврейство: ведь для них в подобном отношении к ним не было и намека на избранность, а само слово «еврей» ничего, кроме стыда, не несло.

Давайте проследим за тем, как жил наш народ во все времена изгнания.

В Талмуде еврейский народ сравнивается с овцой, которая живет среди семидесяти волков, причем это сравнение приводится задолго до начала эры инквизиции и прочих издевательств и гонений. И говорится в Талмуде, что нет шансов у овцы выжить, не будь у нее надежного пастуха. И велик тот пастух, который провел овцу через стаю из семидесяти волков и сохранил ей жизнь.

И «овца» выжила, несмотря на то, что «волки ее драли» много столетий, даже не имея в виду последнюю Катастрофу. Постоянные гонения продолжались все время, которое принято называть средними веками. Про времена после этого сказано, что «тяжесть гнета народов уменьшилась», но все равно давление на евреев продолжалось. От нас требовали отказаться от веры отцов и принять христианство, ислам и т.д. Это происходило повсеместно, и не было какой-то отдельной страны с проблемой антисемитизма – везде, где были евреи, были гонения. И сейчас, видимо, идет процесс объединения наций с тем, чтобы подготовить тотальный еврейских погром, и прикрывается все это высоким лозунгом защитить «несчастных» арабов (хотя истребление арабов в арабских странах при этом мало кого волнует). И реальная подоплека этих процессов очевидна.

На протяжении огромного отрезка времени (около 2000 лет) народы мира, чувствуя нашу избранность, пытались всеми способами заставить евреев отказаться от веры. Пытки и ужасы инквизиции, преследования практически во всех странах. Наиболее близкий нам пример – царская Россия, царь Николай Первый с его ужасающим приказом забирать еврейских детей в кантонисты. Мальчиков 12 лет, а часто и 6-7 лет забирали из дома и отдавали в солдаты… Многие умирали, многие – принимали крещение, и лишь единицы могли сохранить веру отцов и провести 25 лет в царской армии, оставаясь несломленными. И именно в заслугу такой вот стойкости и глубины веры этих кантонистов многие их потомки – бней Тора. Конечно, с болью приходится признавать, что намного больше еврейских душ было переплавлено в этом кантонистском аду, а их потомки даже не догадываются о том, что они евреи, и, возможно, только Машиах сможет привести их к Всевышнему.

Однако наша «овца» осталась жива, пройдя многовековую историю гонений и ужасов. Почему? Мне совершенно очевидно, что все мы являемся потомками людей, отдавших свою жизнь, чтобы остаться евреями на протяжении всех поколений со времен разрушения Храма!

Весь еврейский народ прошел через изгнания: Испания, Франция, Англия, – ради чего? Что особенного было в наших предках, которые так крепко держались за свою веру и не соглашались променять ее на блага, которые им сулили другие народы?

Величайший мудрец Торы рав Йонатан Эйбешиц, автор книги «Урим ве-Тумим» (и еще около 90 книг), был известен как человек, вхожий во дворцы германских князьков. И не раз он спасал наш народ от беды благодаря мудрым и взвешенным словам, которые Всевышний вкладывал в его уста. Сохранилась история про то, как однажды один из германских князей завел разговор с равом, что он наслышан о еврейской народной мудрости и хочет это проверить. И вот рав Эйбешиц и князь выехали в город, чтобы найти еврея. Увидели простого человека, извозчика, и пригласили побеседовать. Еврей шел, явно испытывая страх и недоверие. И настоящая паника охватила его, когда князь предложил ему стать начальником всех своих конюшен, с большим жалованьем и прочим почетом, но в обмен на крещение. Еврей почти лишился дара речи, потому что известно, что любые разговоры о крещении начинаются с пряника, а заканчиваются кнутом. Однако рав Эйбешиц попросил не бояться и говорить то, что он думает. И этот еврей сказал так: «Я простой человек, Тору не знаю, но у нас есть традиция в семье. Мой отец был извозчиком, и его отец тоже, и они меня научили правилу, как менять коней. Если ты приходишь на ярмарку, и за твоего коня предлагают другого, да еще с большой доплатой, – знай, что тебе предлагают просто дряхлую клячу. Если предлагают поменяться без доплаты, то ты ничего не выигрываешь, а шило на мыло не меняют. Ну а если тебе надо самому доплатить, то это и есть лучший конь. Так вот, когда я прихожу в синагогу, к нам обращается раввин: на хедер денег не хватает, и десятину я ему должен отдать, и бедным деньгами перед праздниками помочь… Видно, что дело стоящее, раз я должен столько платить. А когда вы сейчас предлагаете столько благ в обмен лишь на то, что я оставлю еврейство… Судя по всему, вы предлагаете мне плохого коня за хорошего»!

Один из русских мыслителей, Василий Розанов, задается вопросом в своей последней книге: как может быть такое, что когда пришел Ешу и объявил себя мессией, весь еврейский народ не пошел за ним? Неужели не были готовы? В конце он признает правоту нашего народа, хотя и был отъявленным антисемитом! У нас ответ прост, и это один из принципов, полученных от наших учителей: если так называемый мессия отходит от слов Торы и провозглашает свой подход, то это никакой не мессия, и «пыль его слова». Более того, когда предполагаемый мессия ведет себя (даже в деталях) не так, как предполагает наш Закон, очевидно, он – не мессия, так как суть мессии – раскрыть волю Творца в этом мире, а не нарушать ее. На этом основании было отвергнуто мессианство Бар Кохбы и Шабтая Цви.

Еще один очень важный принцип: суть мессии – раскрыть в этом мире Царство Всевышнего, а не создать культ самого себя. Когда вокруг какого-то человека создается культ личности, ни о каком мессии речи идти не может.

Именно соблюдая эти принципы, нашему народу удалось остаться иври, потомками Авраама, и не променять нашу избранность на старую клячу.

Как известно, наши предки шли на костры со словами «Шма, Исраэль! …Ашем Эхад!»Рамхаль в книге «Даат Твунот» объясняет принцип единства Творца. Нет в мире ничего, чтобы не происходило в силу воли Творца. Слово олам – мир – происходит от слова леhaлим – скрывать. Наш мир – мир лжи, так как есть эстер паним – сокрытие Творца. Окружающий мир кричит: делаю все, что хочу. Всему этому противостоит потомок Авраама – иври, еврей.

Основа веры Израиля – это то, что мы произносим в молитве: «Г-сподь царствовал, Г-сподь царствует, Г-сподь будет царствовать», и «Нет ничего в мире, что бы происходило без воли Творца». Эта вера – основа жизни еврея. То, во что мы верим, раскроется при окончательном избавлении. И также ретроактивно раскроется, что все происходившее во время тьмы изгнания имело смысл, вело к добру и служило раскрытию.

Величие еврейского народа проявлялось в том, что огонь веры освещал наши души даже в самой глубокой тьме изгнания. Старейший раввин Вильно, рав Ханох Эних Эйгис, известный в мире как автор книги «Мархешет», когда нацисты (да сотрется их имя!) вели его на казнь, сказал своим палачам лишь одну вещь: «Учтите, у вас нет никакой власти надо мной, если нет на то воли Творца». Он жил знанием о единстве Творца, и умер подобно раби Акиве, душа которого покинула этот мир со словом Эхад.

И сегодня мы евреи в силу того, что наши предки жили и умирали с полной верой во Всевышнего.

Порой человек может совершить один грандиозный поступок, умереть за свои идеи – как, например, Джордано Бруно (да сотрется имя антисемита!), но намного тяжелее жить так постоянно. Даже известный враг нашего народа Билам говорил, что готов умереть смертью праведника – потому что жить как праведник он не был готов. И еврейство проявляется не только в том, что наши предки шли на костры, но еще и в том, что они и мы жили и живем по воле Творца и только по Его воле.

Известно место в Танахе, повествующее о том, что когда пророк Элияу встречался со жрецами Баала на горе Кармель, – сказал нашему народу: «Если Всевышний – ваш Б-г, так идите за Ним, если Бааль – то идите за ним, но не ходите за обоими, иначе вы будете хромать на обе ноги». И сейчас многие из нас «хромают на обе ноги». Мы немножко ходим в синагогу и немножко делаем другие вещи, которые не подобает делать еврею.

Истинное принятие воли Творца дается очень трудно. Важно, чтобы никакая другая воля не имела для человека никакого значения, кроме воли Всевышнего. Однако здесь надо опасаться дурного начала, которое любую некошерную вещь может представить как волю Творца, и нужно стараться быть прямыми внутри, чтобы распознавать, где действительно Его воля, а где – обман дурного начала.

Бывает, что человек знает волю Творца, но не выдерживает испытания и позволяет себе поддаться соблазну. Он знает, что это плохо, и все же не может устоять. Достоинство такого человека в том, что в сердце своем он, тем не менее, знает истину. Да, сейчас он оступился, и не думает, что поступил правильно. Говорит Раши: почему Авраам велел трем бедуинам сначала омыть ноги? Потому что они поклонялись пыли на своих ногах. В чем здесь смысл? Есть такой подход к жизни: «Куда ноги мои меня приведут – на то воля Аллаха». Любые самые низменные устремления люди оправдывают волей Аллаха, и получается, что если они чего-то хотят, значит, на это есть высшая воля. Мы-то понимаем, что нет вещи более лживой, чем эта.

Один из пяти видов отрицания единства Творца – это дуализм. И стоит задуматься: нет ли этого у нас, пускай даже в скрытой форме? Поясним это: есть Творец и Его воля, но вместе с этим есть и другие важные для человека вещи. Если человек стремится сам придумать, «в чем здесь есть воля Творца» – это еще не дуализм. А вот если есть другие принципы, которые не менее важны, чем воля Творца – это уже дуализм. Вспомним стих Торы, на котором построена вся книга «Даат Твунот»: «И познаешь ты сегодня, впитаешь в свое сердце, что Всевышний един на земле и на небе, и нет ничего другого». Имеется в виду, что единство проявляется не только в создании, но также в правлении и наблюдении. И как же это проявляется в нашей жизни? Прежде чем что-то сделать, человек говорит себе: я это сделаю, им ирце Ашем – если на это будет воля Творца. Никакая воля, никакая другая сила не поможет и не будет иметь значения, если не будет на то воли Творца. И в этом проявляется то, что мы «с другой стороны», как Авраам а-иври. Мы живем по воле Творца и умираем по Его воле, раскрывая Его сущность в мире, и именно этим мы отличаемся от всех остальных.

Подготовила А. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=17457