«Обручусь с тобою навеки» — Еврейская святость должна рождаться по доброй воле, а не по приказу

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1837

«Я заключаю с ним мой союз мира»

«И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: “Пинхас, сын Элазара, сына Аарона коэна, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, возревновав за Меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в ревности Моей. Поэтому скажи, что Я заключаю с ним мой союз мира. И будет он ему и потомству его союзом вечного священнослужения за то, что он возревновал за Всесильного своего и искупил вину всего народа Израиля”» (Бемидбар, 25:10-13).

Это – совершенно особенный эпизод в истории еврейского народа.

Всем известно, что священнослужение (кеуна) было даровано Аарону – ему и его сыновьям – навечно, то есть всему их потомству, которое родится в будущем. Пинхас, внук Аарона, не мог быть коэном, потому что он родился до того, как Всевышний сказал Аарону, что он и его четыре сына будут коэнами. Он не мог унаследовать право быть коэном от своего отца, так как родился до того, как тот стал коэном.

Такова была судьба Пинхаса. Все его братья, родившиеся после дарования священнослужения, унаследовали его от отца, и лишь он не удостоился этого на тот момент.

Но Пинхас прорубил новое окно, дающее ему право стать коэном! Он удостоился особого подарка от Всевышнего, заключившего с ним «союз вечного священнослужения». Всевышний как бы сказал ему: «Я люблю тебя и хочу заключить с тобой и с твоим потомством союз, чтобы вы были связаны со Мной навечно».

Всевышний дал ему два подарка – мир и священнослужение. Он и его потомство всегда будут коэнами, и всегда будут пребывать в мире.

Что значит этот мир? Все болезни происходят от нарушения равновесия в теле человека. Всевышний обещал Пинхасу, что даже в его физическом теле, и уж тем более в душе, всегда будет мир и равновесие. И поэтому Пинхас – вечно живущий. Как известно, Пинхас – он же пророк Элияу, который будет жить вечно и приведет Машиаха.

Пинхас предотвратил уничтожение еврейского народа

И каким образом Пинхас удостоился всего этого?

«Пинхас, сын Элазара, сына Аарона коэна, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, возревновав за Меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в ревности Моей»!

Злодей Билам был главным врагом еврейского народа. Балак нанял его за деньги, чтобы уничтожить еврейский народ, так, чтобы и памяти о нем не осталось. И Билам очень старался всеми известными ему методами выполнить это задание: он пытался проклясть евреев при помощи сил духовной нечистоты, пытался устроить так, чтобы Всевышний наказал евреев, для чего напоминал Ему о грехах еврейского народа. Не было способа, который злодей Билам не испробовал для достижения своей цели, и ничего у него не вышло!

Перепробовав все, Билам сказал Балаку: «Не в наших силах уничтожить евреев. Единственный, кто может это сделать, – это сам еврейский народ! “Никакое оружие, направленное против тебя, не попадет в цель” (Йешаяу, 54:17). Ни одна сила в мире не может уничтожить еврейский народ, кроме него самого. Если ты сможешь подтолкнуть евреев к разврату, они сами себя уничтожат. И тогда, я тебе обещаю, и памяти о них не останется, Всевышний истребит их полностью!».

И Балак послушался совета Билама. Он нанял мидьянитянок, которые соблазнили евреев, и сказано: «Не истребил Я сынов Израиля в ревности Моей», потому что Всевышний уничтожил бы еврейский народ окончательно, если бы не поступок Пинхаса, сына Элазара, сына Аарона коэна. Увидев Зимри, сына Салу, главу колена Шимона, совершающего грех с мидьянитянкой, он схватил копье, и проткнул обоих. И это спасло еврейский народ навеки!

Какова награда Пинхаса? Он превратился в друга Всевышнего, в пророка Элияу, который живет вечно. И всякий раз, когда Всевышний заключает союз обрезания с еврейским мальчиком на восьмой день после его рождения, Пинхас, он же Элияу, присутствует там, чтобы засвидетельствовать, что евреи неразлучны со своим Создателем.

Тяжесть преступления и легкость наказания

Давайте глубже рассмотрим, что же произошло в истории Пинхаса и Зимри. Как известно, Зимри совершил грех с нееврейкой Козби, дочерью Цура, правителя Мидьяна.

Прежде всего, надо определить, насколько тяжелым было его преступление.

Пишет Рамбам (Илхот исурей биа, 12:7): «Этот грех [разврат с нееврейкой], несмотря на то, что бейт дин не карает за него смертной казнью, не должен казаться нам незначительным грехом. В этом грехе кроется ущерб, которого нет в других прелюбодеяниях. Сын, родившийся у еврея от наиболее строго запрещенных отношений (т.н. арайот) с еврейкой, является мамзером, но при этом – это его сын, часть еврейского народа. А сын, рожденный от нееврейки, не считается его сыном, как сказано: “Ибо отвратит это сына твоего от Меня” (Дварим, 7:4). И это приводит к смешению с идолопоклонниками, от которых Он отделил нас, к разрыву с Ним, приводит к измене Всевышнему».

Рамбам учит нас, что этот грех является самым ужасным из всех грехов прелюбодеяния, упомянутых в Торе. Нет ничего страшнее, чем сожительство еврея с нееврейкой! Почему?

Нет никакого способа, ни материального, ни духовного, превратить еврея в нееврея. Даже съев всех свиней в мире, миллион раз нарушив Шаббат, он все равно останется евреем. Каждая частица его останется еврейской. И когда он раскается и вернется к Всевышнему, у него есть все шансы вырасти и стать одним из великих в народе Израиля.

Есть одна-единственная возможность взять часть его еврейской сущности и сделать ее нееврейской. Это – сожительство с нееврейкой. Тогда его сын – плоть от плоти его, часть его сущности – нееврей. И этот ребенок никогда не сможет стать частью еврейского народа. Даже если он пройдет гиюр, результатом будет новый человек, а не тот, который родился у его отца. Тот ребенок для еврейского народа потерян навсегда!

А теперь посмотрим, какое наказание устанавливает Тора за этот грех.

Как известно, женщине, изменившей мужу, полагается смертная казнь через удушение (хенек). Остальные прелюбодеяния караются смертной казнью через сожжение (срефа), или побиение камнями (скила), или карет. А какое наказание полагается тому, кто живет с нееврейкой? Тора не устанавливает никакого наказания. Если человек придет в бейт дин с признанием, судьи скажут ему, что им нечего с ним делать!

Более того. Где вообще в Торе написано о том, что запрещено жениться на нееврейке? Это – спор мудрецов. Есть те, кто считают, что этот запрет выводится из стиха «Не роднись с ними» (Дварим, 7:3). А есть те, кто считают, что в этом стихе речь идет о семи народах, населяющих землю Кнаан, а запрет женитьбы с другими народами вообще не упомянут в Торе, а выводится из стиха в книге Йехезкеля.

И надо разобраться, почему, действительно, этот запрет не упомянут в Торе прямым текстом?

Я расскажу вам историю, которая произошла на самом деле. Лет сто пятьдесят назад в Германии появились первые смешанные браки. Евреи женились на нееврейских женщинах, да смилуется Всевышний. Это начинание привело впоследствии к ужасной Катастрофе.

В то время в немецкий город Франкфурт прибыл большой мудрец раби Хаим, и его попросили оставить запись в книге города. (В каждом городе была такая книга, в ней записывались все важные замечания, и когда в город приезжал какой-нибудь праведник, его просили записать в этой книге то, что он считал важным для общины).

Он откликнулся на эту просьбу, и написал в книге, что запрещено жениться на нееврейках!..

Жители Франкфурта обиделись и сказали ему: «Раби, ведь Шла а-Кадош пишет, что запрет жениться на нееврейке не упомянут в Торе, ибо одна только мысль о возможности такого брака вызывает отвращение, и потому нет необходимости говорить об этом! Почему же Вы сочли нужным написать об этом в книге города?»

Ответил им раби Хаим: «Вы правы, по мнению части ранних мудрецов, этот запрет не упоминается в Торе. Но он упоминается в книге Йехезкеля. Почему? По всей видимости, во времена пророка Йехезкеля появилась такая необходимость. Вот и мы, по необходимости, обязаны говорить об этом…»

И все-таки, есть в Торе этот запрет, или нет его, в любом случае бейт дин не наказывает за его нарушение. Но при этом еврей, который является свидетелем такого греха, если он ревностно относится к почету Всевышнего, имеет право убить нарушителя.

Говорят наши мудрецы, благословенной памяти, что в тот тяжелый час, когда Зимри совершил этот грех, «скрылся от Моше закон, по которому ревнитель может убить совершающего прелюбодеяние с нееврейкой» (Бемидбар, 25:6, Раши). Моше забыл этот закон!

«И увидел это Пинхас…» (Бемидбар, 25:7). Увидел и вспомнил об этом законе, и сказал он Моше: «Ты учил меня, что ревнитель может убить совершающего прелюбодеяние с нееврейкой», ответил ему Моше: «Тот, кто прочитал послание, тот пусть и исполнит сказанное в нем» (Раши там). И Пинхас сразу же «взял копье в руку свою»…

Поразительно, как мог Моше рабейну забыть этот закон?! Рассказывал раби Хаим Виталь, благословенной памяти, как плыл он со своим учителем, святым Аризалем, в лодке по Кинерету. И взял Аризаль стакан, наполнил его водой из колодца Мирьям (который, по преданию, спрятан в Кинерете), и дал выпить своему ученику. С тех пор он никогда не забывал то, что учил!

И мы вынуждены признать, что то, что Моше забыл этот закон, являлось чудом! Всевышний просто изъял эту информацию из мозга Моше!

Для чего Он это сделал? «Чтобы пришел Пинхас и взял положенное ему» (Бемидбар, 25:6, Раши). Чтобы дать Пинхасу возможность совершить этот поступок. Если бы Моше не забыл этот закон, он, безусловно, сам бы это сделал. Но Моше забыл, и так у Пинхаса появился его шанс.

И все же до конца не понятно. Почему Моше забыл, почему (по некоторым мнениям) этот запрет не упомянут в Торе, почему бейт дин не наказывает за его нарушение?

Разъясним это с Б-жьей помощью.

В заслугу четырех вещей евреи были выведены из Египта

Говорят наши мудрецы, благословенной памяти, что евреи, будучи в Египте, нарушили множество запретов из Торы. И когда они стояли на берегу моря, и Всевышний решил утопить египтян, чтобы спасти евреев, возмутилось качество суда: «Те и те – идолопоклонники». Вроде бы нет никакой разницы между евреями и египтянами.

Был один грех, которого евреи не совершали, и, с исторической точки зрения, это – удивительно. В течение двухсот десяти лет пребывания в Египте ни один еврей не совершил прелюбодеяния!

Когда евреи выходили из Египта, над ними смеялись, говоря: «Вы считаете себя народом Всевышнего? Сыновьями Авраама, Ицхака и Яакова? Неужели вы всерьез полагаете, что ваши жены не были с египтянами?!»

Но сам Всевышний засвидетельствовал, что евреи – народ Всевышнего, запечатав свое Имя в их именах: «Сыны Реувена: От Ханоха – семейство Ханоха…» (Бемидбар, 26:5). На иврите Ханох – חנוך, семейство Ханоха – משפחת החנוכי. Таким же способом образуются семейства других сыновей глав колен. К каждому имени добавлена буква הв начале и буква  יв конце. Всевышний запечатал в их именах Свое Имя, объявив тем самым во всеуслышание об их чистоте.

Отсутствие прелюбодеяния в еврейском народе было одной из четырех вещей, в заслугу которых евреи были выведены из Египта. Наши мудрецы, благословенной памяти, говорят, что евреи были выведены из Египта в заслугу четырех вещей: за то, что не изменили своих имен, за то, что не изменили своего языка, за то, что не изменили своей одежды, за то, что не грешили прелюбодеянием.

Вообще-то в Торе есть грехи и пострашнее, чем те, что тут перечислены. Когда евреи одеваются подобно неевреям – это плохо, но это – не самое ужасное, что может быть. Так же обстоит дело и с еврейскими именами, которые евреи в Египте ни за что не меняли. И даже прелюбодеяние тогда, до дарования Торы, не было таким страшным грехом. Запрет связи с замужней женщиной был и до дарования Торы, но запрета сожительства еврея с египтянкой не было на тот момент. Лишь по велению своих ощущений евреи тщательно избегали этого.

И наши мудрецы, благословенной памяти, говорят, что в заслугу этого они были выведены из Египта!

По-видимому, это действительно очень большая заповедь, и для нас важно понять, что за этим скрывается.

Кроме того, тут имеется кажущееся противоречие. Известны слова Всевышнего, сказанные Им в пророчестве Йехезкелю по поводу выхода из Египта (мы вспоминаем их в Пасхальную ночь): «И прошел Я мимо тебя, и увидел тебя, лежащую в крови твоей, и сказал Я тебе: «В крови твоей живи», и сказал Я тебе: “В крови твоей живи”» (Йехезкель, 16:6). И говорят наши мудрецы, благословенной памяти, (Шмот Раба, 19:5): «”В крови твоей живи” (здесь на иврите слово кровь используется во множественном числе – прим. пер.) – живи в крови пасхальной жертвы, живи в крови обрезания». Еврейский народ был на тот момент гол от заповедей, и невозможно было их спасти. Поэтому Всевышний дал им две заповеди – заповедь пасхальной жертвы и заповедь обрезания.

Тогда получается, что евреи были выведены из Египта в заслугу этих двух заповедей, а как же слова мудрецов о том, что евреи были выведены из Египта в заслугу того, что не изменили имен, не изменили одежды и так далее?

Евреи – народ Всевышнего

И это можно объяснить так. Есть две составляющие понятия еврейского народа. Первая – это определение, кто такой еврей, кто достоин быть частью народа Всевышнего. Вторая – это указание, как еврей должен себя вести, повелительные и запретительные заповеди.

Если бы евреи в Египте совершали прелюбодеяния с египтянами, или брали бы себе египетские имена, или говорили бы на египетском языке – это не было бы грехом, но они потеряли бы свою уникальность! Они бы уже не были народом Всевышнего, они потеряли бы связь с Творцом.

Всевышний видел в них Свой народ, ибо они говорили на языке Его народа, одевались так, как принято в Его народе, назывались именами, принятыми в Его народе, и жили семейной жизнью, как полагается в Его народе.

Став народом Всевышнего, они обязались выполнять Его заповеди, и получили две из них – кровь пасхальной жертвы и кровь обрезания. Но если бы они, наоборот, грешили прелюбодеянием с египтянами и при этом соблюдали все заповеди из Торы, они бы не стали народом Всевышнего! Они просто были бы неевреями в талитах!

И на этом основывался совет злодея Билама. Он сказал Балаку, что, если заставить евреев совершить какой-нибудь грех, это не поможет, ведь им сошло с рук даже сотворение золотого тельца. А это был ужасный грех! Посудите сами: под хупой, у подножия горы Синай, они устанавливают тельца и провозглашают: «Вот бог твой, Израиль!». Может ли быть грех страшнее этого? И при всем при том, когда Моше попросил простить еврейский народ, Всевышний сказал: «Я простил по слову твоему».

Билам сказал Балаку, что если вынудить евреев нарушить заповеди, даже если это будут очень страшные нарушения, в конце концов, евреи раскаются, расплачутся, Моше помолится за них, и его молитва будет принята.

Что можно сделать, чтобы уничтожить еврейский народ? Есть один-единственный способ: отключить их связь со Всевышним! Если подтолкнуть их к прелюбодеянию с нееврейками, это будет не просто грех, они, в результате, больше не будут народом Всевышнего, и тогда Он их уничтожит.

«И не истребил Я сынов Израиля в ревности Моей» – истребил бы, если бы не Пинхас, потому что они перестали быть народом Всевышнего!

Начало связи должно быть добровольным

И здесь сокрыта замечательная вещь.

Итак, как мы сказали, евреи стали народом Всевышнего, потому что не меняли имен, говорили на своем языке, не меняли стиль одежды и не развратничали.<…>

Но нет в Торе запрета говорить по-английски и нет запрета носить имя Джон. Казалось бы, почему? Если Всевышнему это так важно, почему Он не записал это прямым текстом в Его Торе?

И отсюда мы учим важное правило. Здесь говорится о сути еврейского народа, о нашем «обручении» со Всевышним. «Обручусь с тобою навеки» (Ошеа, 2:21). В период обручения ведут себя совсем иначе, чем после свадьбы.

Если мы говорим о супружеской паре, нормальной является ситуация, когда жена подчиняется мужу, как сказано: «И он будет властвовать над тобою» (Берешит, 3:16). Но у мужчины нет никакой власти над женщиной, которой он собирается сделать предложение! Она сама решит, стоит ли ей выйти за него замуж, так же, как он сам решает, делать ли ей предложение. Он не может сказать ей: «Я хочу на тебе жениться, а поскольку в Торе написано: “И он будет властвовать над тобою”, ты обязана выйти за меня замуж»! Оба они – и жених, и невеста – должны быть согласны вступить в брак. И нет никакой возможности обручиться с женщиной против ее желания.

Начало связи, «обручение» Всевышнего с еврейским народом, должно было инициироваться еврейским народом. И потому Всевышний не мог обязать их выполнять эти заповеди – не разговаривать и не одеваться подобно неевреям, остерегаться прелюбодеяния, эти заповеди являются определением народа Всевышнего, и евреи сами должны были понять это!

И можно предположить, что по той же причине в Торе не упомянут запрет жениться на нееврейке. И хотя, как мы уже говорили выше, Шла считает, что причина этого – в нежелании Всевышнего обсуждать эту тему, из того, что мы сказали, получается, что Всевышний не хочет запрещать это прямым текстом, он хочет, чтобы мы дошли до этого своим умом!

«Возревновав за Меня среди них»

И теперь мы можем лучше осознать, что за поступок совершил Пинхас.

Когда Пинхас увидел, что происходит, он пошел к Моше, чтобы узнать, что говорит закон в этом случае. Моше рабейну всегда мог сказать, какой закон установлен в каждом конкретном случае, сам Всевышний говорил его устами. И если бы Моше сказал ему, что Творцу неугоден поступок Зимри, это бы означало, что еврейскому народу заповедано так не поступать. Но Всевышний не хотел это заповедовать, Он хотел, чтобы евреи сами это поняли!

И, действительно, нет такой заповеди в Торе, но есть закон, по которому ревнитель может убить совершающего прелюбодеяние с нееврейкой. Если кто-то очень сильно любит Всевышнего, и его переполняет ревность при виде такого преступления, ему разрешено убить преступника! В Торе нет запрета, бейт дин не наказывает, более того, Гемара утверждает, что, если бы Зимри, заметив, что Пинхас направляется к нему с копьем в руке, убил бы его, он был бы невиновен. Ведь в Торе не написано, что Пинхас должен убить Зимри, а, наоборот, написано: «Если кто-то собирается убить тебя, убей его первым».

И Пинхас доказал свою любовь к Всевышнему! Он не был Моше, он даже не был коэном, он был одним из народа Израиля. Но он встал и сказал: «Творец, мы любим Тебя, нас переполняют чувства, мы кипим: то, что происходит – неприемлемо! И он доказал Всевышнему, что мы – Его народ.

Возревновав за Него, он создал союз, связь, и ему Всевышний сказал: «Если ты – Мой, значит, Я – твой!». Пинхас удостоился стать коэном, и удостоился вечной жизни, он – пророк Элияу, поминаемый к добру, который возвестит о приходе Машиаха вскорости, в наши дни.

До сих пор мы обсуждали написанное в Торе, а теперь посмотрим, что мы можем из этого выучить.

Еврейская святость должна зарождаться внутри нас

Тора делится на две части. Мы привыкли больше обращать внимание на законодательную часть, на то, что записано в Шульхан Арух. Это – очень важная часть, и я ни в коем случае не хочу ею пренебречь. Шульхан Арух – это квинтэссенция всего. Я уверен, что большинство женщин знает законы Шаббата, они знают о работе тохен(измельчение) – знают, как правильно приготовить в Шаббат салат, знают о работеборер (выбор) – знают, как правильно есть рыбу в Шаббат. Они изучили законы чистоты речи. Это – замечательно, слава Б-гу, что мы этого удостоились.

Но мы должны помнить о существовании второй части Торы – о «еврейской святости». Законы, касающиеся еврейской святости, не перечислены в Шульхан Арух. Еврейская святость должна зарождаться внутри нас. Мы должны понимать, что это – своего рода дар Всевышнему благословенному. Часто бывает, что человек совершает какой-нибудь поступок, а когда ему делают замечание, он удивленно спрашивает: «А где написано, что это запрещено?!..»

Например, как-то я ехал по делам и заехал на заправиться. На бензоколонке был ресторан с игровыми автоматами. И вот, я вижу, как молодой ортодоксальный еврей, без пиджака и шляпы, сидит и играет, а вокруг него – несколько наблюдателей. Меня это покоробило.

Насколько я себе представляю, даже большой раввин, разбирающийся в тонкостях закона, не найдет в Шульхан Арух запрета играть в видеоигры. Но это не еврейское занятие! Наши родители говорили нам: «А ид тут ништ азуй» – «Еврей так не поступает»! И в этом – наш завет со Всевышним.

Есть вещи, которые Всевышний не заповедует нам прямым текстом, ибо, если человек сам этого не понимает, невозможно заставить его так поступать! Близким людям мы умеем давать необходимое, даже если они об этом не просят. Тот, кто любит другого, не нуждается в подробном списке необходимых ему вещей. Он способен сам понять, что ближнему нужно.

И это – то, что говорит нам Всевышний: «Разве Я должен говорить вам о каждой мелочи?! Поймите сами, чего Я хочу. Если Я вам об этом скажу, это уже не будет исходить от вас! В чем тогда выражается ваше участие?»

«За то, что не изменили имен, одежды, языка…»

Будучи в Египте, евреи не меняли своих имен, они назывались только еврейскими именами. И это было одним из доказательств того, что они – народ Всевышнего.

Кроме этого, они не изменили стиля одежды. Для еврейки очень важно одеваться так, как подобает еврейке, тем самым она освящает имя Всевышнего. Где в Торе это написано? В том-то и дело, что нигде не написано. Если женщина не чувствует, в чем заключается желание Всевышнего, значит, не с кем говорить. Если ей надо это объяснять, значит, связь со Всевышним нарушена!

Однажды я слышал нечто замечательное от главы одной из ешив. В детских книжках иногда рисуют праотца Авраама, одетого в длинное платье.

А, правда, как одевался Авраам? Было ли это длинное платье, или, может быть, короткий пиджак? Как мы можем об этом узнать?

Тот глава ешивы сказал: «Я не знаю, как одевался наш праотец Авраам, я знаю только, что он отличался от всех остальных. Если все в то время ходили в длинном платье, значит, он ходил в коротком пиджаке!»

И поэтому он назывался Авраам а-иври («с другой стороны»). «Весь мир был по одну сторону, а Авраам – по другую» (Берешит раба, 41:1), он отличался от всех народов мира.

 То же – с языком, которого они не меняли. Например, евреи в Германии говорили на идиш. Почему? По одной простой причине. Это был еврейский язык. «Идиш», вот и все! Никакой святости в самом языке идиш нет.

Рождение еврейского ребенка – подарок Всевышнему

Отсюда же – понятие многодетной еврейской семьи. В Торе написано, что для выполнения заповеди «плодитесь и размножайтесь» нужно родить сына и дочь. Тора не заповедует иметь двенадцать или тринадцать детей.

По Торе нет обязанности создавать многодетную семью. Всевышний как бы говорит: «Это – ваш добровольный дар Мне»! Для Всевышнего нет ничего дороже, чем еврейская душа. И когда мама двенадцати детей (что, само по себе, непросто…) приводит в этот мир своего тринадцатого ребенка, это ее подарок, ее добровольный дар Владыке мира! Это – самый замечательный подарок, который она может дать Ему, благословенному. А если бы Всевышний заповедал иметь много детей, она бы не могла сделать Ему этот подарок.

Каждая женщина готова прыгнуть в воду, пожертвовать своей жизнью ради спасения еврейской души. Есть люди, готовые отдать свою почку для спасения еврейского ребенка. Женщина, которая дарит Всевышнему еврейского ребенка, – великая женщина! В ее величии кроется понятие еврейской святости.

«За грех, который совершили мы помыслами сердца»

В Йом Кипур мы исповедуемся в грехах, несколько раз произнося «видуй». Мы ударяем себя в грудь, напротив сердца, и двадцать два раза говорим: «за грех, который совершили мы…», перечисляя наши грехи в алфавитном порядке, последний из которых – «грех, который совершили мы помыслами сердца» – самый тяжелый.

Что имеется в виду под помыслами сердца? Что сердце наше загрязнено, лишено еврейских чувств!

Отсутствие еврейской чувствительности – это самый страшный грех. Мы не чувствуем, как следует одеваться, как следует себя вести, как следует говорить. И это ужасно, потому что это говорит об отсутствии связи между нами и Владыкой мира!

Один человек, недавно вернувшийся из Америки, между прочим, рассказал мне, как они в ночь семнадцатого Тамуза (на исходе Шаббата) пошли покупать пиццу, и как там выстроилась очередь из двухсот еврейских юношей и девушек!..

Разве есть в этом что-нибудь противозаконное? Нет. Разве это – по-еврейски? Не знаю! Я могу ошибаться, но представьте себе эту картину: еврейские юноши и девушки стоят в очереди в ожидании пиццы в ночь на семнадцатое Тамуза…

Что такое семнадцатое Тамуза? Из-за чего мы постимся? В этот день началось разрушение Храма. А что, если бы девятого Ава, в день, в который Храм был разрушен, мы должны были бы поститься только днем, неужели и тогда бы мы стояли ночью в очереди за пиццей?!.. Да, это кашерно. Но вот по-еврейски ли это? Не знаю, не знаю…

Очень важно не останавливаться на том, чтобы быть «кашерными», не забывать, что мы – евреи. В иудаизме есть не только Шульхан Арух, в иудаизме есть внутреннее содержание и чувства.

Я не читаю газет, но как-то раз мне попалась в Америке газета с огромной, адресованной еврейской общине, рекламой отдыха в гостинице в Майами. Реклама обещала концерт какого-то певца, вечер с развлекательной программой и так далее… В сторонке было указано: «кашрут “глат”, еврейское молоко, шаббатний лифт»… Вполне возможно, что там все кашерно, но это не по-еврейски!

Мы должны время от времени проверять самих себя. Мы – кашерные евреи, но евреи ли мы? Мы должны ощущать внутри себя: по-еврейски ли то, как мы себя ведем, с кем мы говорим, что нас интересует.

Давайте заглянем в еврейский дом, дом авреха, изучающего Тору, жена которого работает учительницей в «Бейт Яаков». Мы обнаружим там полное издание Талмуда – и иерусалимского, и вавилонского, книги Рамбама, книги других мудрецов. И заодно мы можем обнаружить там детские книжки про Золушку и про Снегурочку… Это – не «треф», но по-еврейски ли это? Я сейчас молчу о том, что эти детские книги могут быть порочными. Я лишь говорю о том, что они не подходят для еврейских детей!

Ошана Раба – поцелуй Всевышнему

Еврейские праздники начинаются с Песаха и Шавуота. Затем – рош ходеш Элуль, Рош ашана, Десять дней раскаяния и Йом Киппур, а потом – Суккот. Вершина Суккота – Симхат Тора! Этот день является выражением уникальности еврейского народа.

В Храме в Суккот приносили в жертву семьдесят быков, по количеству народов мира. Но Симхат Тора, Шмини Ацерет, – день выражения единения Всевышнего с народом Израиля. И это – вершина всего, что мы делаем на протяжении года!

Что предшествует празднику Симхат Тора? Ошана Раба! В этот день у нас есть особенный обычай – ударять об пол ветками ивы. И это – очень интересный обычай. В Израиле у большинства мальчиков есть свой лулав, но когда я был маленьким, мне папа лулав не покупал. И девочкам никто не покупает лулав. Но пять веточек ивы для исполнения обычая ударять их об пол – есть у всех!

И это – удивительно, ведь это даже не заповедь, это – обычай, появившийся во времена пророков (и потому для него не существует специального благословения). Почему же мы заботимся, чтобы именно этот обычай могли исполнить все?

Более того, Ошана Раба никогда не бывает в Шаббат. Сегодняшний календарь составлен на основе двух правил. Первое – Йом Киппур не должен выпадать ни в канун, ни на исходе Шаббата, чтобы не пришлось два дня ждать возможности похоронить умершего. Второе – Ошана Раба не может быть в Шаббат, чтобы мы смогли исполнить обычай ударять ветками ивы об пол.

И это – поразительно. Рош ашана может выпасть на Шаббат, и тогда мы лишаемся трубления в Шофар в этот день, но мудрецов, составляющих календарь, это не беспокоило. А ведь трубление в Шофар – очень важно, как сказали наши мудрецы, благословенной памяти: «Если год не начинается трублением в Шофар, он кончается бедами» (Рош ашана, 16б). Шофар приносит благословение и жизнь еврейскому народу, и, все-таки, Рош ашана может выпасть в Шаббат. Если это случается, то и первый день Суккота выпадает на Шаббат, и мы теряем возможность выполнить заповедь лулава в этот день, а ведь только в первый день Суккота вознесение лулава (нетилат лулав) заповедано нам Торой. Но составители календаря беспокоились лишь о том, чтобы мы не упустили возможность ударить ветками ивы об пол, хотя это даже не заповедь, а лишь общепринятый обычай.

И все очень просто. Согласно тайной части Торы, Ошана Раба – это вершина Суккота, и даже вершина Рош ашана, Десяти дней раскаяния и Йом Киппура. В этот день мы берем веточки ивы, листья которой напоминают по форме своей губы, ударяем ими об пол, и это – наш поцелуй Всевышнему.

Допустим, у отца есть любимый сын. Сын готов ради отца сделать все, что угодно. Он так счастлив, что смог сделать все, что отец попросил, что от избытка чувств он целует отца! Этот поцелуй отец не просил, но этот поцелуй ему дороже всего остального, ведь он является выражением сыновней любви! Невозможно заповедовать поцелуй. Поцелуй по принуждению – это уже не поцелуй.

Ошана Раба – это обычай, установленный пророками. Заповеди такой нет. Народ Израиля преисполнен чувств, он берет ветки ивы и ударяет ими об пол! Не только у мужчин, но и у женщин, и даже у маленьких детей есть свои веточки ивы. И наши святые мудрецы весь календарь построили таким образом, чтобы каждый год у нас обязательно были эти веточки, ведь это – выражение нашей любви к Всевышнему, и оно – дороже всего.

У нас есть Шульхан Арух, и это – очень важно. Но, кроме него, у нас есть способ выразить нашу любовь к Всевышнему. И выражение нашей любви – это наша еврейская святость. Скромность, еврейские манеры поведения, осознание того, в каком обществе нам следует находиться, кого мы любим, что нас интересует, что мы читаем, чему мы учим наших детей. Никто не учит своих детей чему-то некашерному, не дай Б-г, но надо позаботиться о том, чтобы учить их чему-то еврейскому, святому.

Это – определение еврейского народа, и это – союз Всевышнего с евреями, который был заключен благодаря Пинхасу, сыну Элазара, сына Аарона коэна, который возревновал ревностью Всевышнего среди народа Израиля!

Перевод Х. Берман


http://www.beerot.ru/?p=13557