Памяти рава Ицхака Зильбера — Еврейские ценности

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

3182
Перед йорцайтом нашего великого учителя рава Ицхака Зильбера видится важным еще раз обратиться к его наследию. Рав Ицхак был и остается для всего нашего народа уникальным примером того, как нужно соблюдать Тору даже в самых тяжелых условиях. Постоянные преследования в Советской России, угроза ареста, доносчики, КГБ, лагерь… Несмотря на все это, рав Ицхак и его семья остались евреями Торы, живущими верой в Творца.

От имени одного из глав ешивы Мир в Брахфельде рава Барзеля приводят одну притчу. Во времена голода люди начинают довольствоваться малым. Если нет нормальной еды, то даже овощные очистки превращаются в нечто ценное. Из них можно, например, сварить суп. Важно то, что даже этим небольшим пропитанием человек будет доволен. Это же верно и относительно голода духовного. Когда есть голод в отношении слов Торы, люди зачастую довольствуются очень немногим и достигают духовной «сытости». И это, в определенном смысле, недостаток. В Торе человек всегда должен стремиться к большему.

Вряд ли можно найти место большего духовного голода для еврея, чем Советская Россия. И, на первый взгляд, это должно было повлиять и на нашего учителя. Ведь можно было соблюдать Тору и с меньшим самопожертвованием. Но на рава Ицхака окружающая действительность совершенно не влияла. Он соблюдал Тору в Советской России так, как будто он жил в Вильно во времена Виленского Гаона.

Как-то раз рав Ицхак Зильбер спросил меня, что я сейчас учу. Тогда я учил трактат Псахим. Рав Ицхак рассказал мне, как он первый раз закончил этот трактат. Он жил в деревне, в которой работал учителем. Это было еще во времена Сталина. В его комнате жили сыновья хозяев дома, и учиться в такой ситуации было по-настоящему сложно. Приближался Песах. Как первенец, рав Ицхак был обязан поститься. Тем не менее, принято, чтобы первенцы не постились, оканчивая трактат Талмуда, чтобы сберечь силы для Пасхального Седера. Это касается именно поста первенцев, а не какого-либо другого. Казалось бы, можно было просто поститься, не подвергая себя риску. Но для рава Ицхака такого варианта просто не существовало. Раз есть обычай заканчивать трактат Талмуда, значит, нужно учиться и к посту первенцев сделать сиюм.

Рав Ицхак привозит из родительского дома Гемару. Каждый день на рассвете, перед работой, он уходит в лес, чтобы учить трактат Псахим (и таким образом наш учитель также молился и накладывал тфилин). Перед Песахом рав Ицхак делает сиюм на трактат Псахим, чтобы не поститься в пост первенцев!

Как мы видим, для рава Ицхака практически не существовало внешних обстоятельств, мешавших его росту в Торе. Несмотря на то, что можно было довольствоваться меньшим, как во времена голода, рава Ицхак стремился жить по Торе во всей полноте. Для него ничего не изменилось! Страшнейшая сталинская эпоха, нееврейские соседи, которые могли раскрыть его властям — ничто не могло поколебать его решимость.

На брите одного из моих сыновей рав Ицхак рассказывал, как он делал брит своему сыну, раву Бенциону. В те годы рожениц и новорожденных детей не выпускали из больницы достаточно долго. Как сделать брит в положенное время, если ребенок находится в советской больнице? И снова возникает та же дилемма. Безусловно, по букве закона нужно сделать брит вовремя. Брит, который совершается позже, это не совсем правильно. Но он также засчитывается как выполнение заповеди в ситуации, когда нет возможности исполнить ее вовремя! Что делает наш учитель рав Ицхак? Он дошел до какой-то высокопоставленной чиновницы от здравоохранения. Эта женщина оказалось еврейкой. И рав Ицхак честно рассказал ей, что он — верующий еврей, и хочет сделать брит своему сыну, как положено, на восьмой день. Та женщина расплакалась и сказала, что замужем за неевреем… Но, тем не менее, она помогла ему.

С рождением рава Бенциона связан и другой великий урок (помимо стремления к исполнению заповедей во всей полноте).

В те дни рав Ицхак думал, что мир Торы полностью уничтожен во время войны. Еврейская жизнь в Европе сгорела в огне Катастрофы, что происходит в Америке и Эрец-Исраэль он не мог знать. В такой ситуации рав Ицхак видел своей обязанностью вырастить сына великим в Торе. И речь не только про рава Бенциона — всех детей рав Ицхак воспитывал настоящими евреями, живущими по Торе. А теперь давайте себе представим: в каких условиях воспитывались рав Бенцион Зильбер, рабанит Хава Куперман? В каком месте и в какое время? Мы с вами хорошо понимаем, о чем здесь идет речь. Но наш учитель рав Ицхак преуспел и в этом! Когда рава Бенциона уже здесь, в Израиле, экзаменовали в ешиве, он очень хорошо знал большую часть Талмуда.

Говорят, что наш учитель закончил Талмуд в России два или три раза (есть два мнения).

Дай Б-г нам всем удостоиться хотя бы один раз закончить Вавилонский Талмуд. Просто вдумаемся в величие нашего учителя. Рав Ицхак в России постоянно работал, иногда — по 12 часов в день и больше. Он был занят помощью другим евреям, о чем есть многие свидетельства. И при этом он серьезно учился каждый день. Это не был урок «Даф а-Йоми», как принято в наше время. Рав Ицхак учился серьезно и вдумчиво. Наказ отца рава Ицхака — учить Талмуд минимум по два часа в день в любых обстоятельствах. Можно допустить, что в лагере у него не было такой возможности — в силу отсутствия книг. Несмотря на необходимость работать, несмотря на то, что учиться иногда приходилось поздней ночью — рав Ицхак не изменял тому, что установил его отец.

От рабанит Куперман я знаю, что в России рав Ицхак никогда не пользовался такси. Не потому, что никуда не спешил — не было средств. Но деньги на обучение детей у него всегда были. Эта тема особенно актуальна для нас. Вырастить детей великими в Торе — это не излишество. Это — сама суть еврейства, которую рав Ицхак сохранил и передал своим детям и своим ученикам.

В ситуации сокрытия Лика Творца, под давлением внешних обстоятельств, наши духовные устремления зачастую очень невелики. Многие наши братья в духовном плане живут по принципу «не до жиру — быть бы живу». Один из великих уроков рава Ицхака Зильбера состоит в том, что так еврей жить не может! Мы должны стремиться расти духовно самим, стремиться вырастить наших детей великими в Торе! Наши дети должны не просто остаться евреями, а остаться евреями, знающими Тору!

Все эти ценности — наш собственный духовный рост и передача Торы нашим детям — не зависят от времени и места. Они истинны и верны для любого места и любого поколения. Это то, как жил наш учитель рав Ицхак Зильбер. Жизнь нашего учителя — это жизнь согласно истинным ценностям еврейства, которые не меняются со временем!

Подготовил Арье Кац

http://www.beerot.ru/?p=36549