«Ступай, народ мой, войди в покои свои» — Внесение святости земли Израиля в свои дома

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1635

Выступление в Америке

Когда бушует пожар, надо кричать

Как вам известно, я часто занимаюсь тем, что выступаю перед публикой. Первые навыки этой «профессии» я получил еще в юности (лет в восемнадцать-девятнадцать) в ешиве «Бейт а-Талмуд» в восточной части Нью-Йорка.

В том районе была громадная синагога. Я не припомню другой такой большой синагоги! Она была рассчитана как минимум на тысячу или полторы тысячи мест! Старожилы рассказывали мне, что когда-то эта синагога заполнялась до отказа. Но когда я туда приехал, она была совершенно пуста!

Так вот, я раздобыл у старенького служки ключи от этой синагоги, и иногда приходил туда, забирался на возвышение и начинал говорить… Я закрывал глаза и представлял себе, что меня слушает тысяча человек. Это был мой первый опыт публичных выступлений. Я помню, что испытывал райское наслаждение. Понятное дело, что никто не прерывал меня…

С вашего позволения, я и сейчас хотел бы последовать за своим воображением. Как сказал Йов: «О, пусть кто-нибудь внемлет мне!» (Йов, 31:35).

А если кто-нибудь скажет: «А кто ты такой, чтобы указывать нам?!», я отвечу известной притчей Хафец Хаима, благословенной памяти. Когда бушует пожар, каждый имеет право кричать «Пожар!», каждый может хватать ведро с водой и пытаться погасить его. И никто не скажет ему: «Разве можно так себя вести? Ведь тут есть люди, которые старше и мудрее тебя…»

Я чувствую, что сегодня на улице бушует огонь! И в этом случае я, как и любой другой еврей, могу пытаться разбудить дремлющую публику, чтобы погасить этот ужасный пожар!

И мы должны понимать, что огонь, который горит сегодня, этот не тот огонь, который горел неделю и две тому назад. Это – другой, более сильный огонь!

Дом с прочным фундаментом простоит много лет

Я начну с чудесной мысли, которую я слышал от одного из моих учителей, гаона раби Биньямина Цальбергера, одного из глав ешивы «Бейт а-Талмуд».

Как-то я спросил у него, как он может объяснить тот факт, что многие большие синагоги в Америке, которые когда-то заполнялись до отказа, сегодня пустуют. Можно пытаться объяснить это тем, что сменилось население, или другими причинами, но все равно этот факт поражает: была построена синагога, и теперь она стоит пустая!

И он сказал мне замечательные слова:

«Когда строят дом, если хотят, чтобы он простоял долго, десятки или даже сотни лет, нужно позаботиться о надежном фундаменте, сделанном из прочных, рассчитанных на длительный срок, материалов. Во время строительства надо затратить столько бетона и стали, сколько требуется в соответствии с расчетами специалистов.

И мы должны понимать, что те же принципы работают в духовном строительстве. Те, кто строили синагоги в Вильно и в Белостоке, заложили при строительстве необычайную силу святости и идишкайта. И потому эти синагоги простояли сотни лет. А святости, заложенной при строительстве синагог в Америке, с трудом хватило лет на двадцать-тридцать …»

А как, действительно, должны выглядеть синагоги и Дома учения?

Мне кажется, что здесь в качестве примера подойдет история, которую я слышал от одного замечательного еврея из Бней Брака. Под зданием ешивы Поневеж есть большое просторное бомбоубежище. Рассказывал тот еврей, что, когда его строили, он был назначен руководством ешивы ответственным за его постройку. От комитета гражданской обороны он получал указания, как надо строить это убежище, насколько оно должно быть прочным.

Он признавался, что своими указаниями они сводили его с ума! Сначала речь шла о железной арматуре одного типа, потом они передумали, и сказали, что арматура должна быть намного толще. И что этот бетон не годится, нужно заказать другой, более надежный. И так они все время меняли свои требования, ужесточая их.

И вот, один раз он не выдержал: «Я поднялся в офис, поймал самого главного и спросил его: ”Какова ваша цель? Вы что, хотите построить убежище на случай атомного взрыва?” И он ответил мне так: ”Я тебе объясню, какова наша цель. Мы хотим построить такое убежище, которое, даже будучи, да смилуется Всевышний, в результате взрыва вырванным из-под земли и отброшенным на расстояние в полкилометра (допустим, в тот момент там будет пятьсот человек), приземлится на новом месте в целости и сохранности, а не развалится над головами людей, находящихся внутри! Вот какое убежище мы пытаемся построить!”»

Идея эта существует и в духовном аспекте. В Нью-Йорке есть ешива Мир. Разве Мир – это название американского города? Нет! Мой тесть жил в Израиле в квартале Вижниц. Разве есть такой город в Израиле? Тоже нет! И так же – Поневеж, Слободка…

В Европе было местечко под названием Мир, местечко под названием Поневеж и местечко под названием Вижниц. В этих местечках были созданы ешивы и общины, которые были своего рода убежищем для сотен людей, находящихся внутри. И вот, случился взрыв, землетрясение – Катастрофа, и это убежище было переброшено через океан и приземлилось на улицах Израиля и на улицах Нью-Йорка целым и невредимым, и до сих пор там продолжается учеба.

И очевидно, что те, кто строили это убежище на его первоначальном месте, заложили в него такую силу выживания, что случившееся землетрясение ему не повредило! Убежище просто перелетело через океан, оставшись в целости и сохранности.

А сегодня мы строим наши еврейские дома так, как принято в современном строительстве, при котором сначала все дома выглядят одинаково, но через пять-десять лет на стенах вдруг появляются трещины. И все понимают, что это – вина подрядчика.

Новые дома – все выглядят одинаково. Но что будет с нашими домами завтра-послезавтра? Если, не дай Б-г, случится землетрясение, как это случилось не так уж давно, хватит ли у нас душевных сил противостоять ему? Какую силу выживания мы закладываем при строительстве наших домов? Простоят ли они пятьдесят, сто лет? Быть может, эти дома построены так, как строили раньше, и они простоят тысячу, две тысячи лет, и никакие ветра в мире не смогут пошатнуть их?

«Симпатия к месту проживания» таит в себе опасность

Есть проблема, о которой я хочу поговорить. Это – очень важная тема.

Один молодой человек приехал из Израиля в Америку учиться в ешиве. Слава Б-гу, он сидел и учился, не тратил время попусту. И все же, на каникулах он собирался поездить по стране, посетить достопримечательности. Разумеется, речь шла только о тех местах, в которых нет ничего запрещенного для еврея. Он собирался съездить в Вашингтон, на Ниагарский водопад и так далее…

Я написал ему письмо, высказав в нем идею, которая мне кажется просто замечательной, как раз из серии «О, пусть кто-нибудь внемлет мне!». Хорошо, если бы у меня была возможность огласить эту идею на улицах Америки. Итак, я закрываю глаза и представляю, что меня слушает сейчас миллион человек!..

Я написал ему следующее.

Если мы присмотримся к святому языку, мы обнаружим интересную вещь. Есть слова мужского рода, а есть слова женского рода. И не всегда мы можем понять, почему это слово – именно мужского рода, а то – именно женского.

Например, слово Шаббат. Обычно оно употребляется в женском роде, Шаббат называется невестой. Хотя есть место в молитве, в котором Шаббат – мужского рода, в утренней молитве в Шаббат мы говорим «и отдохнут в нем», но все же, как правило, Шаббат – женского рода.

Почему?

Ответ прост. Душа – тоже женского рода. Мужчина – дающее начало, женщина – принимающее. На первый взгляд, душа должна быть мужского рода, ведь она дает нам жизнь. Но, на самом деле, она ничего не дает, она лишь отражает то, что дает нам Всевышний. Она получает жизнь от Всевышнего, чтобы оживить нас.

И то же – в отношении Шаббата. Праздник (Йом Тов) может быть дающим. Но святость Шаббата – особенно сильная, эту святость Шаббат получает от Всевышнего и передает нам. И потому Шаббат – женского рода.

Сейчас я хочу подчеркнуть, что слово «земля» всегда употребляется в женском роде. В Торе и в Святом Писании, везде, где говорится о земле Израиля, Ционе, Иерусалиме – употребляется женский род. Да и у народов мира принято выражение «земля матушка» (а не «батюшка»). Родину называют матерью.

Смысл этого очень прост. Изобилие спускается с Небес. Поэтому Небеса – мужского рода, это дающее начало. Земля, наоборот, – принимающее начало, она – женского рода. Земля принимает и передает нам. Как будто она – мать, а мы – ее дети.

Это – простое объяснение тому факту, что на святом языке, да и на других языках, земля и страна – слова женского рода.

И вот что интересно. Наши мудрецы, благословенной памяти, говорят: «Есть три вида симпатии: симпатия жителей к месту проживания, симпатия мужа к жене и симпатия покупателя к приобретенному товару» (Сота, 47а).

«Симпатия жителей к месту проживания». Мудрецы говорят нам, что страна, в которой человек живет, ему особо симпатична! Это верно и в других аспектах. Для человека естественно полагать, что его семья – самая лучшая, что то, чем он занимается на работе – важнее всех остальных видов деятельности. И то, что мы так думаем, это – подарок с Небес.

Но нет розы без шипов! Эта симпатия – одна из опасностей, заложенных в Творении! Написано в Гемаре (Эрувин, 19а): «Сказал раби Йеошуа бен Леви: ”Семь имен есть у Ада: Преисподняя (Шеоль), Гибель (Авадон), Могила (Беер-шахат), Болото (Бор-шаон), Трясина (Тит аявен), Тьма (Цальмавет) и Подземелье (Эрец атахтит)”». И спрашивает Гемара: «Разве нет других имен? Ведь есть собственно имя Ад? (Гееном)», и дает ответ: «Гееном – ущелье глубокое, и всякий, спускающийся в него, спускается без всякой выгоды для себя» (слово Гееном Гемара трактует как Ги Хинам – бесплатное ущелье –прим. пер.). Поясняет Раши, что здесь говорится о прелюбодеянии.

Большинство людей попадают в Ад из-за страсти к прелюбодеянию. И от страсти этой нет никакой выгоды! А все начинается с симпатии. Женщина может быть распущенной нееврейкой, но симпатия к ней заставит его согрешить! Родители говорят ему: «Что ты творишь?! Ты же разрушаешь всю свою жизнь!», а он отвечает: «Она мне нравится…» Из-за чего это происходит? Без причины. Никакой выгоды ему от этого нет. Так устроил Всевышний.

Проблема симпатии касается и темы земли. «Симпатия жителей к месту проживания». В Гемаре (Сота, там же) приводится пример: «И сказали жители города Элише: ”Вот, местоположение этого города хорошее, как видит господин наш, а вода плохая, и земля истребляет ]жителей[“» (Млахим II, 2:19). Спрашивает Гемара: «Чем же хорошо местоположение этого города?», и отвечает раби Ханин: «Симпатия жителей к месту проживания!» Они любили свой город только потому, что жили в нем. Люди любят страну, в которой живут.

Но, господа, проблема в том, что эта земля [Америка] – наша нееврейская жена!

«О, пусть кто-нибудь внемлет мне»! Я говорю жесткие слова, и я имею право их говорить, я сам родился в Америке и хорошо чувствую это. Мы любим эту нееврейскую страну! Мы привязаны к ней, и все, что мы видим в этой стране, кажется нам прекрасным.

Люди говорят, что Америка – красивая страна. Они даже не способны объяснить, что именно в ней красивого… И все же она им нравится! Они любят свою страну. И это – проблема, на которую я хочу обратить ваше внимание.

Бежать, пока не поздно!

Есть реальная история, произошедшая с еврейским парнем, который решил жениться на нееврейке. Родители пытались отговорить его, но безуспешно. И тогда они пришли к раввину, который был известен своей мудростью, и излили ему свое горе.

Раввин вызвал к себе молодого человека и спросил: «Ты хочешь на ней жениться?»

«Да» – решительно ответил тот.

«Знаешь, что» – сказал раввин, – «Я советую тебе устроить вечеринку для ее семьи. Только позаботься, чтобы не было недостатка в виски».

Парень согласился и организовал шикарную вечеринку. Столы ломились от всевозможных деликатесов, и про виски он, понятное дело, не забыл…

Невеста пришла со своими братьями, кузенами и прочими родственниками. Все ели с большим аппетитом и, конечно, пили виски, пока не опьянели. А опьянев, начали буянить и кричать ему: «Ах, ты, грязный еврей!»… И всячески хулить и обзывать его. Все, что было у них на уме, оказалось на языке… На этом сватовство и закончилось.

Раввин не мог приказать ему напоить невесту, поэтому он посоветовал пригласить ее братьев и дядей, чтобы поскорее разорвать эту связь. Но через какое-то время, когда первое очарование сошло бы на нет, он и так бы понял, что приобрел…

Господа, неужели мы должны ждать, пока негры создадут коалицию с арабами и будут с ненавистью кричать нам: «Ах, вы, грязные евреи!»? Не пришло ли время покинуть Америку?!

Мой тесть жил в Польше, ни слова не зная по-польски. Его это не интересовало, и даже отталкивало. И на самом деле, так было всегда. И вот, пришло время, когда евреи, живущие в Польше, вдруг приобщились к польской культуре, и стали посылать детей учиться в польских школах. И именно тогда, когда еврейский народ полюбил Польшу, Польша вышвырнула их, именно тогда началась ужасная Катастрофа!

Ранее то же произошло в Испании. Испанские евреи очень любили свою страну. Испания была красивой страной, и евреи слагали поэмы о ее горах и реках. И что произошло? «Нееврейская жена» опьянела и вышвырнула их! Изгнание евреев из Испании! Ведь чужая страна понимает, что еврейский народ – не пара ей, она знает истину. И я вас спрашиваю. Должны ли мы ждать, пока «нееврейская жена» вышвырнет нас отсюда?

Мы живем здесь с комфортом. Есть лозунг: «Никогда больше!» (не повторится Катастрофа). Так ли мы уверены, что «больше – никогда»?

И сегодня, когда глаза наши раскрываются, когда все видят, что в мире происходит переворот, мы должны пробудиться, пока еще не поздно!

Наши мудрецы, благословенной памяти, приводят описание происходящего во время Вавилонского изгнания. Говорит Мидраш (Ялкут Шимони, Эйха, 997): «И в тот час сказал Моше ему ]Ирмияу[: ”Иди перед тем, как я пройду, и приведу их, и увижу, кто угрожает им“. Ответил ему: ”Невозможно пройти по дороге из-за убитых“. Сказал ему: ”Я все равно пройду“. И пошел Моше, и Ирмияу перед ним. И когда они пришли к рекам Вавилонским, увидели ]евреи] Моше и говорили друг другу: ”Сын Амрама встал из могилы, чтобы спасти нас от нашей беды“. И вышел голос с Неба и сказал: ”Моше, приговор уже вынесен“. Сказал им [Моше]: ”Сыновья мои, невозможно вернуть вас, разве что сам Всевышний спасет вас вскорости“. Оставил их в тот час в плаче великом, и поднялся этот плач до Небес, как сказано: ”На реках Вавилонских сидели мы и плакали“ (Теилим, 137:1)».

Пока не пришел Моше, евреи не плакали, они надеялись, что Моше придет и спасет их. И только, когда Моше объявил им, что приговор уже вынесен, они подняли плач и сказали: «На реках Вавилонских сидели мы и плакали». И говорят наши мудрецы, благословенной памяти, в другом месте (Ялкут Шимони, Теилим, 883), что в ответ на этот плач сказал им пророк Ирмияу: «Призываю в свидетели Небо и Землю, если бы вы плакали, пока были в Ционе, вы бы не были изгнаны!»

Тот же плач, но на день раньше, как бы он был чудесен и дорог!

Внесение святости земли Израиля в американские дома

Мы оглядываемся назад, на тяжелое время, которое выпало еврейскому народу во время Второй Мировой войны. Мы там не были, но там были наши родители. Они метались в поисках убежища. Были евреи, которые бежали из России в Германию, потому что некуда было бежать.

В те дни они не знали, куда бежать, но мы сейчас знаем! У нас сегодня еще есть возможность убежать.

«О, пусть кто-нибудь внемлет мне!», если бы я мог сказать это всему американскому еврейству. Господа, бегите отсюда! Давайте уйдем отсюда, пока еще не поздно!

И я не имею в виду, что надо оставить Америку в физическом смысле этого слова, что надо переехать в Израиль или в Англию. «Ступай, народ, войди в покои свои» (Йешаяу, 26:20). Зайдите в шатры Торы, постройте себе убежище из чистоты и святости, ведь сказал Виленский Гаон, благословенной памяти, что в четырех локтях Торы есть святость земли Израиля.

Не обязательно подниматься в землю Израиля, чтобы жить в земле Израиля. К сожалению, многие, наоборот, физически находясь в Израиле, по сути, живут в Америке! Мы способны создать для себя святость земли Израиля, земли Авраама, Ицхака и Яакова, в любом месте, где бы мы ни жили.

Что такое святая земля, земля Израиля?

Земля Израиля, как любая другая земля – женского рода. А что хочет жена от своего мужа? В чем секрет настоящей связи между мужем и женой? Они могут ссориться, спорить, это – не страшно. Но между ними должно быть уединение, у них должна быть личная жизнь. Каждый из них должен знать, что он – единственный для своего супруга.

Бежать в святую землю – это значит построить герметично закрытые дома, защищенные от влияния окружения, дома, которые представляют собой четыре локтя еврейского закона, наполненные святостью и чистотой.

И все же этого недостаточно. Мы, образно говоря, связаны брачным договором с Всевышним, с еврейством. А нет ли у нас, не дай Б-г, какой-нибудь связи с моавитянами, аммонитянами, цидонитянами, которых мы тоже немножко любим?

Я говорю жесткие слова, может быть, я немного преувеличиваю. Но, «пусть кто-нибудь внемлет мне!»…

Я вас спрашиваю. Такие детские книжки, как «Золушка», «Снегурочка», «Винни-Пух», – это еврейские книжки? В них есть святость земли Израиля?! И мне возразят: «А что плохого в ”Винни-Пухе“? Ведь там нет ни идолопоклонства, ни прелюбодеяния, ни кровопролития!» Верно. Но святости земли Израиля в ней нет!

Мы дважды в день произносим «Шма, Исраэль»! Какое важное послание еврейскому народу заключено в этих словах? «Г-сподь – Б-г наш, Г-сподь один».

Что значит «один»? Каждый может придумать тысячу объяснений слову «один». Один в семи небесных сводах, один в четырех концах земли… Я дам объяснение, о котором многие из нас даже не подумали. «Один» – значит один! Нет никого, кроме Него! Мы должны любить Всевышнего, и больше никого!

Проблема в том, что у нас в сердце есть маленькие уголки для любви к другой красоте, кроме красоты Всевышнего, и мы должны отряхнуться от этого, как можно быстрее, до того, как неевреи «опьянеют» и скажут нам все, что они о нас думают! История показала, насколько они «верны» нам. Неужели мы будем сидеть сложа руки и ждать, пока, не дай Б-г, история повторится?!

Как-то раз, когда газета не пришла вовремя, я спросил себя: «Почему тебе так не терпится прочитать ее?» И я понял, что с нетерпением жду эту газету, потому что чувствую, что мне просто необходимо узнать, что происходит в мире! Как будто мир – это наша «мама», к которой мы привязаны.

Но это не по-еврейски! И, слава Б-гу, в рош ходеш Элуль я нашел в себе силы перестать читать газеты. И сегодня я – совсем другой человек. Я не говорю, что я стал лучше, просто я – другой. Вдруг оказалось, что только Тора занимает мои мысли. В моей жизни нет ничего, кроме нее. Слава Б-гу, у меня есть семья, но семья – это тоже часть Торы.

Господа, еще год назад это все выглядело как нравоучение, сегодня это – жизненная необходимость! Мы на войне, господа! Земля Израиля – это сердце всего мира, а сердце всегда предчувствует чуть раньше. Давайте убежим из этой страны. «Ступай, народ, войди в покои свои». Давайте все вернемся на святую землю.

Речь не идет о грехах (например, о просмотре видеофильмов). Я говорю о нашем уединении с Всевышним. Мы должны посвятить нашу жизнь, наши устремления Ему одному, Благословенному, и его Торе.

И поначалу это тяжело, ведь когда мы что-то очень любим, мы без этого жить не можем. Но, слава Б-гу, Тора – очень интересна и прекрасна. «Тора Г-спода – совершенна» (Теилим, 19:8), в ней можно найти все. Надо только раскрыть глаза.

Мы должны заполнить наши дома еврейской святостью. Один еврейский дом способен принести присутствие Всевышнего всему народу Израиля, и каждый из нас может стать таким домом. И если мы преодолеем себя, Всевышний поможет нам, и мы удостоимся привести избавление и спасение всему народу Израиля!

Перевод – Х. Берман


http://www.beerot.ru/?p=15060