Источник жизненных сил — о влиянии Торы на тело

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1078
тело
«Просветление глаз радует сердце, добрая весть питает кости» (Мишлей, 15:30).

Талмуд (Гитин, 57) в рассказе о разрушении Второго Храма описывает встречу Раббана Йоханана бен Заккая с римским военачальником Веспасианом, которого Раббан Йоханан приветствовал как царя, к его немалому удивлению. В ходе их разговора пришли и сообщили, что в Риме Веспасиана провозгласили императором. Тот как раз надевал обувь, и хотел надеть вторую сандалию – нога не лезет, хотел снять первую – не снимается. В ответ на его недоумение Раббан Йоханан привел наш стих из Мишлей: добрая весть повлияла на организм слышавшего, и его нога стала больше. После этого великий мудрец посоветовал, как испортить настроение, чтобы вернуть ногу в прежний вид.

Поговорим о влиянии Торы на тело. «Просветление глаз радует сердце» – объясняет это место Раши: радует сердце словами Торы. Мецудат Цион добавляет, что это выражение распространено в отношении разрешения сомнений, соответственно, ничто другое так не радует сердце.

Рабейну Йона объясняет, что слух приносит человеку пользу намного большую, чем зрение: действие услышанных хороших новостей сильнее, они влияют даже на кости (наименее чувствительную часть тела). Но глаза также способны воспринимать святость Торы, а тем более уши.

Так каково же влияние слов Торы на материю, на тело? Моше Рабейну сорок дней и ночей находился в реальности, где нет места физической еде и питью. За счет чего жило его тело – ведь он был там не только душой? Был ли это сорокадневный пост? Нет, ведь это невозможно, предел такого поста – 6 дней. Кроме того, постижение Торы происходит именно при участии тела, ведь душа (отдельно от тела) и так обитательница высших миров. Тело Моше трудилось эти сорок дней. Несомненно, оно черпало силы из самой святости, не нуждаясь в материальной подпитке.

Рамхаль в своей книге «Даат Твунот» разъясняет, что именно душа человека поставляет телу жизненную силу, ведь без души тело – просто безжизненная материя. Таким образом, изобилие Торы укрепляет душу, а душа, в свою очередь, питает тело.

Иерусалимский Талмуд (трактат Шкалим) рассказывает о рабби Йоне, которого некая придворная римлянка спросила, отчего цвет его лица (а он был немолод) столь хорош. Она предположила, что он, вероятно, занимается ростовщичеством или выращивает свиней (легкий заработок, беззаботная жизнь). Рабби Йона ответил, что обе эти вещи запрещены, а дело в том, что «Мудрость человека просветляет его лицо» (Коэлет, 8:1).

В наше время есть много людей, посвящающих Торе все силы и оставляющих на еду и сон самый минимум. Казалось бы, они должны быть нервными от недосыпа, или, по крайней мере, постоянно утомленными и подавленными. Однако мы наблюдаем обратную картину: таким людям свойственно постоянное присутствие духа, способность радоваться жизни, расположение к людям. Это живой пример тому, как святость Торы питает тело!

Чтобы удостоиться этого, тело должно исправно выполнять свои задачи в совместном с душой труде. На тело ложится большая нагрузка, ведь изучение Торы – это не добровольное занятие или хобби. Написано «Человек рожден для труда» (Ийов, 5:7), и, как поясняют наши мудрецы (Санедрин, 99б), есть лишь возможность выбрать, над чем трудиться: или ярмо Торы, или другое ярмо (но с ним вряд ли будет идти речь о «просветлении лица»).

Человек не волен выбрать для себя меру трудностей в жизни – они, как и все прочие обстоятельства и ресурсы, предопределены ему в Рош а-Шана и Йом Кипур.

Он только выбирает, какого рода трудности ему предстоят, на какие цели он пустит выделенный ему потенциал. Организм напряженно работает вне зависимости от того, каковы его задачи: изучение Торы или нечто другое. Однако тело, несущее ношу святости, озаряется светом души, и получает жизненную силу от света Торы.

Написано «Уповающие на Г-спода обновят (обменяют) силу» (Йешая, 40:31). По поводу этого стиха рав Хаим Камил, благословенна память праведника, часто приводил слова автора книги «Афлаа»: «Поменяют свою ограниченную физическую силу на силу, данную Свыше, источник которой в святости, и поэтому эта сила неограниченна».

Тело – это уже не неизбежный, но обременительный придаток, который вынужден тянуться за душой, а физическая радость от жизни – не подачка, вроде кости, которую нужно бросить злой собаке возле двери.

Зоар (Лех Леха) уподобляет душу Аврааму, а тело, которое следует за душой в служении Творцу, – Саре. Высочайший уровень Сары в пророчестве и немыслимая преданность Творцу совмещались у нее с постоянной радостью жизни (жизни очень и очень нелегкой).

Проявления света души в теле чрезвычайно зависит от уровня человека. Но путь к этому начинается с приобщения тела к радости, сопровождающей изучение Торы и выполнение заповедей. Также, несомненно, необходимо оградить его от запрещенных удовольствий и устремлений, и в этом отношении неизбежно принуждение, ибо «Нет мудрости, и нет разумения, и нет совета против Г-спода» (Мишлей, 21:30). В рамках же разрешенного – можно и нужно дать телу попробовать удовольствия, идущие от сотрудничества с душой. Вкусная еда в Шаббат, трапезы и веселье по поводам, заповеданным Торой. И это только начало, ведь основное – удостоиться радости от Торы и добрых дел. «Попробуйте и увидите, что добр Г-сподь» (Теилим, 34:9).

Составил рав Ш. Скаржинский по материалам ежедневных уроков рава И. Полищука


http://www.beerot.ru/?p=39769