Томер Двора — 47 — Хесед 6

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

2040

Примечание редактора. Жирным шрифтом выделен оригинальный текст рава Моше Кордоверо.

Тора заповедовала нам следовать путями Всевышнего. Это означает, что в своих действиях мы должны уподобляться тому, как Творец ведет себя по отношению к творению. Всевышний создал мир, постоянно поддерживает его существование и влияет на него с помощью десяти Сфирот. Книга «Томер Двора» объясняет их и учит нас, каким образом уподобиться Творцу, следуя путями Его, в соответствии с каждой из них.

В раскрытии Всевышнего в творении есть аспект, который проявляет Его волю и желание, и ставит Его проявление в зависимость от выполнения или невыполнения человеком этой волиТот, кто ведет себя в соответствии с волей Творца, является соучастником Творца в исполнении Его замысла, и тем самым как бы делает Ему добро.

Человеку дана возможность влиять на высшие духовные миры. Делая добро в этом мире, он тем самым создает духовную сущность, благодаря которой на мир изливается Высшее добро, исходящее от Творца.

В этой части пятой главы автор перечисляет категории добрых дел, которые люди должны делать друг другу, и объясняет, каким образом дело, относящееся к каждой из категорий, влияет на высшие духовные миры.

Глава пятая. Хесед (продолжение 5).

Третье проявление доброты – проведывать больных

Часть 2

Третья [категория добрых дел]: проведывать больных и лечить их. Так, известно, что Шехина [Б-жественное присутствие] больна любовью от единства, как написано (Шир а-Ширим, 2:5): «Ибо я больна любовью», и лечение ее зависит от того, что человек будет приносить ей хорошие снадобья, как написано (там же): «подоприте меня пламенем, умастите меня яблоками». И объясняется в книге Тикуним, что тайна «пламени» – это все, что объединяет малхут. В пламени буквы י – качество милосердия, а в пламени буквы ה – качество строгости, в двух руках – там она опирается на них. И тот, кто так делает [кто проведывает больных], дает опору больной в болезни ее. Вторая [часть стиха] – «умастите меня яблоками» – означает, что надо связать ее между сфирой нецах исфирой hод, ибо там ее умащение, так как она красная и белая, как яблоки, цвета которых переходят один в другой со стороны милосердия. Следует навещать ее и помнить о ней, и убеждать ее принять пищу и питье от Высшего Потока, от которых она воздерживается, ибо опечалилась душа ее из-за страданий Израиля.

И то, что характеризует материальных больных, относится также и к Высшим больным, ибо она больна, как мы сказали, и он болен. Так как он сместился со своего места, из грядущего мира, из атрибута бина [разумение], и увязался за этим миром, как написано (Мишлей, 27:8): «как птица покидает свое гнездо» – это Б-жественное присутствие, «так и человек покидает свое место», и ждет ее, пока вернется на свое место, и говорит, что не вернется на свое место, пока она не вернется на свое место. И вот, он тоже осквернен нашими преступлениями, и он подавляет свою волю из-за наших грехов.

А лечение их обоих зависит от нас. И следует навещать их и снабжать их необходимым, с помощью Торы и заповедей.

Продолжение объяснения слов рава Моше Кордоверо

«подоприте… умастите… ». Приводится в книге «Зоар» (Тикуним 7:2, лист 146): когда Б-жественное присутствие (Шехина) находится в изгнании, каждый, кто совершает заповедь для того, чтобы вернуть ее из изгнания, как будто оказывает почет Всевышнему. Это похоже на царя, который поссорился со своей женой и выгнал ее из дворца. Теперь каждый, кто примет ее и окажет ей почет, тем самым, несомненно, окажет почет самому царю, и поможет восстановить мир между ним и его женой.

«подоприте меня пламенем, умастите меня яблоками». Человек создан «по образу и подобию» Всевышнего. Это означает, в частности, что строение души и тела человека параллельны строению высших духовных миров. При этом действия человека не только имеют параллель в высших мирах, но и влияют на соответствующие им высшие духовные процессы. А эти процессы, в свою очередь, влияют на человека и на окружающий его мир. [Благодаря этому управление миром часто следует принципу «мера за меру» – события, происходящие с человеком, вызваны его собственными действиями. Их содержание и смысл сходны с содержанием его собственных поступков.] Анализируя свое существование в материальном мире, можно познать параллельные ему высшие миры, как сказано (Ийов, 19:26): «и из плоти своей увижу Б-га».

Когда человек проведывает больного, он тем самым вызывает связь и объединение высших сфер. Автор пишет об этом в своей книге «Пардес Римоним» (23:1): «Объясняется в книге Тикуней Зоар (19, лист 39): слово “пламенем” (אשישות) говорит о двух огнях, огне буквы י и огне буквы ה. [Дело в том, что слово «пламя» употребляется в данном стихе в необычной форме בָּאֲשִׁישׁוֹת, вместо обычного אש. Удваивание второй корневой буквы ש намекает на особенное двойное число, свойственное святому языку, и означает, что речь идет о двух огнях. И это не то, как обычно образуется множественное число этого слова – אשים (с одной ש). Другой пример этого можно обнаружить в слове (Дварим, 6:5) לְבָבְךָ. Удваивание буквы ב в слове לְבָבְךָ вместо обычного לב говорит о том, что речь идет о двух сердцах. И хотя множественное число этого слова формируется посредством удваивания корневой буквы ב – לבבות, простой смысл данного стиха говорит о сердце в единственном числе «И возлюби Б-га Г-спода своего всем сердцем своим». Необычная форма намекает на две наклонности человека — добрую и дурную (Мишна, Брахот, 9:5). Так и в слове בָּאֲשִׁישׁוֹת удваивание буквы ש показывает, что речь идет о двух огнях.] И объясняется это тем, что соединение происходит посредством двух огней, красного огня [качество суда] и белого огня [качество благодеяния]… И тайной того, что написано (Шир а-Ширим, 2:6): “Его левая рука у меня под головой, а правой обнимет меня” [левая рука — это качество суда, а правая — качество благодеяния]»…

Фраза «умастите меня яблоками» объясняется ниже.

«объединяет малхут»Чтобы понять смысл понятия «объединение» и «связь» между высшими сфирот, нам необходимо рассмотреть пример связи между мужчиной и женщиной. И «из плоти своей увижу Всесильного»: на этом примере можно будет получить представление о том, что происходит в духовных мирах. У людей соединение между мужчиной и женщиной начинается с левой стороны, то есть, со стороны пламени желания. Как это объясняется в книге «Решит Хохма» (в части «Врата Святости»): «строгость – это левая сторона, и оттуда распространяется влияние дурного начала, которое вызывает желание соединиться. Это не означает, что в мире Ацилут есть дурное начало, не дай Б-г. Только в низших мирах, во власти зла, это начало становится мерзостным, дурным, и заставляет человека преследовать вожделения. А наверху – это чистая и невинная радость, которая появляется с левой стороны, и это духовный огонь, “огонь Г-спода”».

Это означает, что возникновение связи и соединение между двумя сущностями происходят благодаря силе огня. И поэтому соединение всегда начинается с возбуждения духовного огня, который исходит из левой стороны. И после этого приходит влияние благодеяния с правой стороны. Наверху, в высших духовных мирах соединение носит чисто духовный характер. Но и внизу силой пламенной страсти следует пользоваться только в святости, как автор объясняет в следующей главе.

«В пламени буквы י – качество милосердия, а в пламени буквы ה – качество строгости». В книге «Пиркей де-Раби Элиэзер» (12) написано: «Между мужчиной (איש) и женщиной (אשה) записано имя Всевышнего, состоящее из буквы י и буквы ה. Ибо если мужчина и женщина удостаиваются, то между ними Б-жественное присутствие,Шехина. А если нет, не дай Б-г, то имя Всевышнего покидает их, и остается огонь и огонь (אש). [То есть, слова «мужчина» (איש), и женщина (אשה) отличаются друг от друга присутствием в одном из них буквы «йуд», а в другом буквы «эй». Эти две буквы составляют имя Всевышнего. Если же их убрать, то оба эти слова превращаются в слово אש – огонь.] А огонь пожирает все до полного уничтожения».

Свойство их таково, что мужчина – это огонь, спускающийся вниз, а женщина – это огонь, поднимающийся вверх, то есть мужчина влияет, а женщина принимает это влияние.

Это означает, что соединение между мужским и женским началом происходит благодаря огню. Огонь – это возбуждение желания дать добро. Оно возникает со стороны мужского начала, которое символизируется буквой «йуд» (איש). Эта буква – как точка, которая содержит в себе все, что мужское начало передает женскому. А женщина – это огонь качества гвура (строгость), которое поднимается вверх, чтобы принять влияние мужского начала. В этом огне есть буква ה (אשה), которая состоит из двух частей, буквы ד и буквы י. Это намекает на то, что женское начало является сосудом, который принимает влияние мужского начала. Поэтому буква י находится внутри сосуда, образованного буквой ד.

Об объединении мужского и женского, белого огня, который соответствует качествухесед (благодеяние)и красного огня, который соответствует качеству гевура (строгость), говорит также Талмуд (Нида, 31а): «В создании человека участвуют три партнера: Всевышний, благословен Он, отец и мать. Отец сеет семя белизны, из которого появляются кости и жилы, ногти, головной мозг и белая часть глаза. Мать сеет красноту, из которой развивается кожа и плоть, волосы и черная часть глаза. Всевышний дает ему дух жизни и душу, и лицо, зрение и слух, и способность ходить, понимание и разумение. А когда приходит его час покинуть этот мир, Всевышний забирает свою часть, а часть отца и матери оставляет перед ними».

«в двух руках – там она опирается на них». Объясняется в «Патах Элияу» (Тикуней Зоар, предисловие, лист 17а), что две руки, правая и левая – это атрибуты хесед(благодеяние) и гвура (строгость). И эти два качества являются источниками двух огней, огня мужского начала и буквы י («йуд»), и огня женского начала и буквы ה («hэй»).

«И тот, кто так делает [тот, кто проведывает больных], дает опору больной в болезни ее». Каждое действие человека, созданного по образу и подобию Всевышнего, влияет на соответствующие ему высшие миры и сфирот. Навещая больных, человек вызывает влияние атрибутов тиферет, нецах и hод (сияние, вечность и почет) на атрибут малхут(царство), то есть на Шехину (Б-жественное присутствие), которая «больна любовью» и желает вернуться на свое место. Это означает, что она желает получить влияние от этихсфирот, вернуться из изгнания и передать это влияние силам добра и народу Израиля. Автор пишет в своем молитвеннике «Тфила ле-Моше» (17), что посещение больных влияет на тиферет и малхут, которые называются «больными», так как стремятся к контакту друг с другом. Когда навещают больного, дают силу этой связи. А слова«подоприте меня пламенем, умастите меня яблоками» говорят о качествах благодеяние и строгость – это два пламени, и о качествах нецах (вечность) и hод (почет) – это два яблока. И человек, который дает больному силы, проведав его, вызывает поток жизненной силы из этих атрибутов.

Продолжение следует…

Примечания переводчика частично основаны на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим». Перевел и подготовил рав Б. Набутовский.


http://www.beerot.ru/?p=16798