Томер Двора — 41 — Предисловие к качеству Хесед

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1987

От редакции. Курсивом выделен комментарий из книги «Акдамот у-Шеарим». Обычным шрифтом – цитируемые источники.

Весь мир основан на качестве хесед (благодеянии). Как Рамхаль объясняет в книге «Даат Твунот» и в других книгах, цель, которую преследовал Всевышний, когда создавал мир – это сделать добро Своим созданиям. Поэтому основная сила, которая создает этот мир и управляет им – это сила благодеяния. Все аспекты управления миром и все другие силы, которые действуют в нем, в конечном счете проистекают из одного источника – из желания Всевышнего сделать добро.

Так как человек был создан по образу и подобию Всевышнего, то и ему присуще желание творить добро. Вот как пишет об этом рав Элияу Элиэзер Деслер в начале своего «Кунтрес а-Хесед»:

Когда Всевышний создал человека, Он дал ему возможность стать стяжателем или альтруистом. Альтруизм, желание давать – это качество, основы которого находятся в высших духовных сферах. Ибо Создателю присуще проявлять жалость и творить добро. Он дает, и не получает ничего взамен. (Иначе и быть не может, так как у Него есть все ‒ как написано (Иов, 35:7): «Если праведен ты – что дашь Ему?») С подобной возможностью был создан и человек, как написано (Берешит) 1:26 «в образе Нашем, по подобию Нашему». Именно благодаря этому человек способен жалеть других, творить добро, бескорыстно отдавать ближнему.

Но склонность и обязанность человека творить добро не ограничивается добром к своим ближним. Как ни странно, выполнение так называемых «хуким», заповедей, не связанных с взаимоотношениями между людьми, заповедей, которые человек совершает только по приказу Вездесущего, тоже называется «добром». И это вызывает величайшее удивление! Ведь, на первый взгляд, добро можно сделать только тому, кто в нем нуждается, тому, у кого чего-то не хватает. Если так, то Всевышнему добро сделать совершенно невозможно – ведь Он целостен и идеален во всех смыслах этих слов, и нехватка или недостаток чего-либо не может относиться к Нему! Тем не менее, выполнение воли Творца тоже называется «добротой». Почему?

В своей великой книге «Нефеш а-Хаим» (врата 1, гл. 3) рав Хаим из Воложина объясняет, что человеку дана возможность влиять на высшие духовные миры. И в раскрытии Всевышнего в творении есть аспект, который проявляет Его волю и желание и ставит Его проявление в зависимость от выполнения или невыполнения человеком этой воли:

И вот чем человек в каком-то смысле уподобляется [проявлению Всевышнего, которое соответствует имени] Элоким: Творец создал человека таким образом, чтобы он властвовал над великим множеством сил и несметным числом миров. Человеку дана сила управлять мирами; даже самая, казалось бы, незначительная деталь его действий, слов и мыслей, каждое его движение влияют на высшие духовные миры, положительно, или, не дай Б-г, наоборот.

Каждым положительным действием, словом и мыслью он поддерживает и усиливает многие высшие и святые миры и силы, приумножает в них святость и свет, как написано (Йешаяу, 51:16): «И Я вложил слова Мои в уста твои, и в тени руки Своей укрыл тебя, чтобы устроить небеса и основать землю». И сказали мудрецы (Брахот, 64а) на стих (Йешаяу, 54:13): «И все сыновья твои будут учениками Г-спода, и велико (будет) благополучие сынов твоих»: «не читай “банаих” (сыновья твои), читай “бонаих” (строители твои)» – ибо они [люди, занимающиеся Торой] воздвигают высшие миры и укрепляют их мощью великой, как строитель, который воздвигает здание. И наоборот, не дай Б-г, грешными действиями, словами или мыслями человек разрушает бесчисленные великие и святые высшие миры и силы. Как сказано (Йешаяу, 49:17): «Разрушители твои и опустошители твои из твоей среды выйдут». Или, по крайней мере, уменьшает и затмевает сияние их святости, не дай Б-г, и передает власть нечистым силам тьмы.

И в этом заключается смысл того, что написано (Берешит, 1:27): «И создал Элокимчеловека по образу Своему», и (Берешит, 9:6): «ибо в образе Элоким создал Он человека». Ибо так же, как Он, да будет благословенно Имя Его, является Элоким, властелином всех сил, которые существуют во всех мирах, их единовластным управляющим и правителем, так же человеку Он по воле Своей передал власть над великим множеством духовных миров и сил. И теперь в руках у человека находятся ключи к тому, чтобы оживлять эти силы и миры, направив в них поток витальной силы, или, наоборот, умерщвлять их. И этот процесс происходит постоянно, и нет ни одного мгновения в жизни человека, когда его поведение и каждая деталь его действий не влияли бы на жизненность высших миров и сил. Каждое действие, каждое слово и каждая мысль оказывают влияние на высшие миры, в соответствии с уровнем своего духовного источника, как будто он властвует над мирами, и в этом он уподобляетсяЭлоким.

Здесь и далее из слов автора становится понятно, что у человека нет возможности оживлять миры и влиять на них своими собственными силами. Всевышний Сам постоянно оживляет и возобновляет Свое творение. Человек подобен Властелину миров в силу того, что Творец поставил жизненность и порядок, которые Он постоянно изливает на миры, в зависимость от действий человека. Получается, что человек управляет мирами, хотя сила воздействия на них исходит не от самого человека.

Сказали мудрецы (Мидраш Эйха Рабати на стих 1:6): «Рабби Азарья от имени рабби Йеуды бар Симона сказал: когда Исраэль выполняют волю Вездесущего, они умножают силу и власть того влияния, которое Всевышний изливает на мир, как сказано (Теилим, 60:14): “С Элоким усилим мы”. А когда Исраэль не выполняют волю Вездесущего, то они как бы ослабляют Его великое влияние, как написано (Дварим, 32:18): “Твердыню (источник), породившую тебя, ослабил”».

И еще приводится в нескольких местах в книге «Зоар»: «грехи, которые совершает человек, создают изъян в высших духовных мирах, и наоборот». И это то, что имеется в виду в стихе (Теилим, 68:35): «Дайте силу Элоким». И в книге «Зоар» (на начало главы Бо, основываясь на стихе из Йов, 1:6): «”И был день, когда пришли сыны Б-жьи предстать пред Г-сподом (другой вариант прочтения “восстали против Г-спода”)” – когда силы зла хотят обвинить еврея в неподобающем поведении, то, конечно, они противостоят Всевышнему, чтобы высказать обвинение. Ведь, когда еврей совершает неподобающее действие, это как бы ослабляет поток жизненной силы, с помощью которой Всевышний поддерживает творение. А когда еврей ведет себя хорошо, то, наоборот, как бы усиливает поток, который снисходит от Всевышнего в творение. И про это написано “Дайте силу Элокиму”. Каким образом [можно дать силу Элоким-у]? Посредством Б-гоугодного поведения».

И поэтому написано «Элокиму», и также написано (Теилим, 60:14): «Элокима усилим мы». Слово «Элоким» означает властелин всех сил, [силу влияния которых Всевышний поставил в зависимость от действий человека].

В четвертой главе второй части книги «Нефеш а-Хаим» рав Хаим развивает эту мысль и пишет, что у Всевышнего есть аспект, связанный с Его сокровенной и непостижимой сущностью, которая не имеет никакого имени и названия и которая никак не взаимодействует с созданием, и на которую никак не влияют наши действия. Но существует также и аспект, который Всевышний по Своей воле поставил в зависимость от действий и молитв людей. Тот, кто ведет себя в соответствии с волей Творца, является соратником Творца в исполнении Его замысла и тем самым как бы делает Ему добро:

Причина того, что в каждое благословление включены два аспекта, как мы упомянули выше [обращение к Всевышнему во втором лице и упоминовение Его в третьем лице], в том, что краеугольный камень нашей святой веры – что все наши помыслы во всех благословлениях, молитвах и просьбах обращены исключительно к Единому мира, Единственному Господину, Бесконечному, благословен Он.

Но мы не обращаемся только к Его, благословен Он, сущности. Ведь в этом аспекте Он полностью отделен и лишен связи с мирами, подобно тому, что было до творения [всего]. Ведь если бы это было так, как мы могли бы вообще описать или назвать Его каким-либо именем во всех наших благословлениях и молитвах?!

Кроме того, если бы Он не раскрыл нам Свое желание быть связанным с мирами и царить над мирами по мере их служения, то нам вообще нельзя бы было молиться, обращаясь к Его сущности, [и просить,] чтобы Он соединился с мирами и управлял творениями.

И поэтому вначале мы произносим «Ты, Г-сподь Б-г, Царь мира». После того, что была Твоя воля создать миры, соединиться с ними и править ими, наше прошение – чтобы источник этой воли был благословлен и правил мирами.

Кроме того, Его сущность, благословен Он, не соединяется с мирами и не дает возможности для существования Торы и заповедей. И об этом сказано (Иов, 35:6-7) «Если ты грешил — что ты сделал Ему? И, умножая прегрешения твои — что причиняешь ты Ему? Если праведен ты — что дашь Ему? Получит ли Он что из твоей руки?» И также написано (Мишлей, 9:12): «Если ты мудр, то мудр для себя». Ибо, в отношении сущности Владыки всего, благословен Он, все людские дела, будь они хорошими или плохими, никак Его не касаются, не дай Б-г.

И об этом говорили мудрецы в Мидраше Берешит Раба (начало 44-ой главы): «Сказано (Теилим, 18:31): «речение Всевышнего кристально чисто». Сказал Рав: «заповеди были даны только для того, чтобы очистить создания». [Это высказывание Рава основывается на том, что слово צרופה, которое используется в стихе, имеет тройное значение. Оно может означать «кристально ясный», «абсолютно очищенный от примесей» или «соединенный».] Ибо какая разница Всевышнему, с какой части шеи режут животное – с передней или с задней? [заповедь резать животное определенным образом дана только для исправления самого человека, Всевышний же в ней совершенно не нуждается]» И т. д. И то же самое написано в Мидраше Танхума на главу Шмини (7 и 8) на стих (Ваикра 11:2) «и это животное», и в книге Мидраш Теиллим (18), см. там.

И то же самое написано в книге «Тикуней Зоар» (70, стр. 130а, в конце): «Высший из высших, возносящийся над всем, Он благословляет все, а Ему не нужны благословления других. Ибо нет никого, кто мог бы влиять на Него, как написано (Нехемья, 9:5): “Он возвышен над любым благословлением и прославлением”».

Но все помыслы сердец наших, во всех благословлениях и молитвах, должны быть направлены на Бесконечного, благословен Он, в аспекте Его, в котором Он соединяется с мирами. Ибо только с их стороны существуют различные эпитеты и имена, для того, чтобы с их помощью вызвать и обратить к творению свет и поток святости, исходящие от Его сущности. И это зависит от побуждения, которое вызывают любые действия человека из избранного народа, будь то [влияние, которое вызвали эти действия] добром, судом, милостью или жалостью, будь оно незначительным или великим. И таким образом оно действует, и размер [этого влияния отмерен] с величайшей точностью, по размеру и по весомости его. Суть Его, благословен Он, соединения с силами и мирами в том, чтобы изменить порядок их соединения с источниками света и все детали управления ими: и в сторону суда и гнева, и в сторону добра и милосердия. И также меру суда и добра: мала она или велика.

И в этом заключается смысл сказанного мудрецами: «заповеди были даны только для того, чтобы очистить создания». Заповеди совершенно необходимы для того, чтобы очистить все силы и миры и отделить от них все примеси [зла], и так создания будут очищены и отбелены. И здесь также подразумевается [третье из упомянутых выше] значений слова «очистить» (לצרף) – соединить и связать между собой все силы и миры, чтобы были все создания исправлены и упорядочены по помыслу и желанию Всевышнего, благословен Он. И тогда дом Израиля, избранный народ, объединится Уникальным Именем Его, благословен Он, в удел и наследие свое, – ибо только для этой цели существуют все заповеди и все святое служение в общем смысле.

И в этом заключается смысл того, что благословляют Его, благословен Он: это обозначает добавление и увеличение в прямом смысле, как было сказано выше. В этом заключается Его воля, по причине, которая скрыта с Ним, чтобы с помощью благословлений и молитв мы исправляли и объединяли высшие силы и миры, чтобы они были подготовлены и достойны получить поток святости Высшего света. Чтобы притянуть к ним и прибавить святость света и множество благословлений от Его сущности, благословен Он, которая соединяется с ними и распространяется в них. И таким образом, это дополнительное благословление и дополнительная святость прольются на избранный народ, который вызвал и стал причиной всего этого величия.

И в этом смысл того, что раби Ишмаэль сказал, когда Он [Всевышний, благословен Он,] попросил его [раби Ишмаэля] благословить Его (Брахот, 7а): «да будет воля Твоя, чтобы милость Твоя победила гнев Твой, и милость Твоя откроет [милость Твою также при проявлении других качеств]… и относись к сынам своим с милосердием, и поступай с ними мягче, чем того требует строгая буква закона».

И смотри, что написано в книге «Зоар Хадаш» на Рут (стр. 67б): «Раби Нехемья взял слово и сказал: «и поел… и благословил Г-спода Б-га своего» (Дварим, 8:6), и сказал на это раби Йеуда: «велика сила благословления после еды, ибо оно добавляет силу благословления Высшему Воинству». И поэтому сказали наши мудрецы, благословенной памяти (Брахот 35б, в начале главы «Как благословляют»), и в книге «Зоар Хадаш» в том же месте: «Каждый, кто ест и не благословляет, называется вором, как сказано (Мишлей, 28:24): “обворовывающий отца и мать свих”. Под “отцом” подразумевается Всевышний, и т. д. Ибо он несправедливо забирает чужое и не дает потоку благословления и святости попасть в миры, на которые он должен был излиться благодаря его благословению».

И также [объясняются] все [подобные] стихи писания, как то (Теиллим, 103:1): «Душа моя благословит Всевышнего», (Диврей а-Йамим I, 29:11): «Благословен ты, Г-сподь, Б-г Израиля», и тому подобные. И все они объясняются по этому принципу. Благодаря желанию Всевышнего соединиться с творением существует понятие (Менахот 64а, Шаббат, 116б): «служение требуется Высшему».

Вопрос того, как можно (как бы) сделать добро Всевышнему, обсуждается в книге «Шней Лухот а-Брит» («Шаар а-Гадоль»):

Дело в том, что после того, как Высшая Мудрость нашла нужным сделать низший облик по подобию Высшего облика [создать человека так, чтобы его строение было параллельно строению высших духовных миров], как это известно мудрецам Истинного Знания [сокровенной части Торы], становится понятно, что у этого облика есть схожесть и связь с Высшим Обликом [высшим аспектам раскрытия воли Творца], по образу и подобию которого он был создан. И из этого следует сделать вывод и поверить, что в Высшем Облике происходят движения, вызванные движениями, которые производит нижний облик своими действиями, и что Высший Облик слышит и отвечает низшему облику. Тора и заповеди были созданы как средства влияния на высшие миры. Эта сила была заложена в них, когда они были произведены и сформированы из источника всего сущего, с тем, чтобы стать ключом к этому влиянию [средством, с помощью которого у человека есть возможность оказать влияние на высшие миры].

Дальше автор книги «Шней Лухот а-Брит» подчеркивает, что есть разница между тремя верхними сфирот (Кетер, Хохма, Бина) и семью нижними сфирот (Хесед, Гвура, Тиферет, Од, Йесод, Малхут). Только от нижних сфирот исходят действия, которые строят мир. И о них можно сказать, что их воздействие на мир зависит от поступков людей, с их помощью человек может оказывать влияние на то, что происходит в мире. А о трех высших сфирот сказано (Хагига 13а): «не занимайся сокрытым». Поэтому до сих пор автор «Томер Двора» занимался только вопросом, каким образом человек может уподобиться каждой из сфирот и тем самым выполнить заповедь «идти путями Его». Начиная с этой главы и до конца книги, где речь идет о нижних сфирот, автор также объясняет, каким образом человек своими действиями может исправить высшие духовные миры, пробуждая сфирот, которые соответствуют его поступкам. В этой главе речь идет о том, какие добрые дела человек должен делать, чтобы пробудить высшее качество Хесед [благодеяние], и тем самым усилить его влияние на мир.Получается, что когда человек делает добро другим, то производит двойной эффект: с одной стороны, он непосредственно оказывает помощь людям. С другой стороны, он вызывает поток доброты, который изливается в этот мир из высших миров. Это действие называется «добром по отношению к Творцу». Так как Творец – это высшее добро, и свойство добра – делать добро другим, и Его основное желание – это вселить Свое присутствие в нижние миры и раскрыть им Свой свет и Свою доброту. Когда, исполняя заповеди и изучая Тору, человек притягивает в мир поток благословления и изобилия, он тем самым (как бы) делает добро Творцу. Ведь он помогает Ему достичь Свей цели! И об этом говорится в книге «Зоар» в части «Райа Меемна» (гл. Ки Теце стр. 281): «Сказал Всевышний: Каждому, кто занимается Торой и добрыми делами и участвует в общественной молитве, Я засчитываю его поступки так, как будто он выкупил меня из плена в среде идолопоклонников… Под понятием «добрые дела» подразумевается, что он делает добро Творцу. А «выкуп», который он совершил – это выкуп Б-жественного присутствия. И таким образом он делает добро Всевышнему. Ведь тот, кто делает добро Б-жественному присутствию, выкупая его, делает добро Всевышнему».

 Хасидут

Понятие חסידות, которое буквально можно перевести как «благопорядочность», разделяется на два аспекта, соответственно двум аспектам доброты, которые мы обсудили выше. Первый аспект – неустанное благодеяние по отношению к ближним. Второй – это не только трепетное отношение ко всем деталям заповедей, но и стремление сделать больше, чем того требует буква закона. Таким образом, первый аспект определяет отношение человека к ближним, а второй – отношение ко Всевышнему.

Автор книги «Шаарей Ора» пишет об этом следующее (Врата 7): «Знай, что слово חסד обозначает любое действие, которое человек не обязан делать по закону, а делает его по своей воле и желанию, без принуждения. И делает это благодаря своей добродетели. И это называется חסד, то есть, противоположность тому, что делается по обязанности. Всевышний, благословен Он, создал мир благодаря качеству חסד, доброты. Не из-за того, что Ему чего-то не хватало, а только из чистой доброты, для того, чтобы сделать добро Своим творениям и, в великом милосердии и жалости Своей, дать им удел и наследие. И об этом сказано (Теилим, 89:3): «Ибо сказал я: мир добра будет построен». И когда праотец Авраам увидел, всмотрелся, изучил и понял великую тайну Всевышнего, и как Он создал мир благодаря качеству доброты, то тоже сделал это качество основным [для себя]… Авраам в первую очередь стал рассказывать людям о великом милосердии и жалости Всевышнего по отношению ко всем созданиям, как Он создал их и как обеспечивает их, исходя исключительно из доброты Своей. И из-за этого всем людям следует служить Ему, просить Его и принять на себя бремя власти Его».

Предисловие редактора основано на книге на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим». Подготовил рав Б. Набутовский.


http://www.beerot.ru/?p=12266