Ховат а-Талмидим — Правильная почва для души

Дата: | Автор материала: Рав Келонимус Калмиш Шапиро

1790

Предисловие к книге «Ховат а-Талмидим» (продолжение)

В наше намерение не входит говорить о том «воспитании», которое называется «педагогика», то есть, как развить интеллект воспитанника и научить его понимать поверхностный смысл Торы. Поскольку сейчас мы ищем не только разум ученика, но и его всего – мы ищем желания, эмоции и Б-жественную душу еврейского ребенка, чтобы связать ее с Б-гом Израиля, чтобы трепетал он от слов Всевышнего, и всем естеством своим к Нему, Благословен Он, стремился.

Как известно каждому отцу и учителю, их пока еще маленькие дети и ученики не вечно будут маленькими, а когда-нибудь вырастут и станут взрослыми людьми, возможно даже, великими в Торе и в служении Всевышнему. Тем не менее, есть те, которые не видят больше того, что находится у них перед глазами. И поскольку только подростков видят их глаза, все воспитание сводится к тому, чтобы дети были хорошими подростками, а Тору и страх перед Небесами, с точки зрения таких наставников, достаточно давать на детском уровне, и не более того. Такой отец и учитель – преступник, совершающий преступление против Всевышнего и народа Его. Отец и учитель должны знать, что ему выпало воспитывать и раскрывать сыновей Всевышнего и великих в Израиле.

На подростков, которые перед ним, пусть смотрят, как на великие души, которые пока еще не раскрылись, и его обязанность – помочь им расцвести. Он – садовник в саду Всевышнего, поставленный туда, чтобы обрабатывать и охранять. И даже если столкнется с подростками, души которых, по его мнению, полны горечи и характер их плох, пусть знает, что такова природа не проросших зерен душ – горькие, пока неспелые, но сочные и сладкие в спелости. Нет у еврейского ребенка черт характера и природы, которые были бы абсолютно плохи – так учили нас Бааль Шем Тов и его ученики. Надо лишь знать, как правильно их развить и направить. Например, если попадется ребенок с упрямым характером, доставляющий неприятности своему учителю, пусть обдумает он и поймет, что, когда вырастет этот ребенок и примет на себя власть Торы и служения Всевышнему, – насколько будет упрям и самоотвержен в этой работе! Не легковесным и поверхностным, а настоящим евреем, как об этом говорит мидраш (Берешит Раба, 39): «Если поставишь себя, как стена» – во всем, что касается служения Всевышнему, будет он, как крепкая стена. А если ученик вспыльчив и гневлив по природе, что, конечно же, плохо в той форме, в которой ребенок сейчас использует это качество, неужели можно из-за этого повесить на него ярлык «корень, проращивающий горькие травы», т. е. низкий и плохой по сути своей? Не достоин ли насмешки сумасброд, который, услышав о том, насколько хорош этрог, попробовал его зерна или незрелые плоды, а потом ругается и кричит, говоря: «горький и ядовитый плод этот этрог». Можно ли заранее оценить ту пользу, которую наставник и воспитатель может извлечь из гневливости характера своего воспитанника? Ведь если сможет учитель проникнуть в глубины души своего ученика и приблизить его к себе, «зажечь» его сердце и душу, чтобы были они преданы Всевышнему, тогда огнем Свыше обернется этот гнев! Все служение его будет пылать, подобно горящим углям. Все слова его, с которыми обратится ко Всевышнему в Торе и в молитве, голосом, высекающим искры огня, будут греметь. И посмотри, что пишет об этом Бааль а-Тания в его сидуре: «Горячность, проявляющаяся в гневе, является отголоском сердечного огня. Поэтому, если человек вспыльчив по натуре, это означает, что его сердце способно воспламениться огнем Б-жественного стремления». И тем более, если найдет такой человек какой-либо изъян у себя в характере или в сердце, насколько переполнится он тогда гневом, и все силы своей души направит на то, чтобы убрать и уничтожить плохое в себе. А если другого потребуется укорять за то плохое, что он сделал, не унизит его и не оскорбит, а только простые слова скажет, но горячие как кипящий котел и как бурное море, выплескивающиеся из глубины сердца, так что и из сердца другого всякую грязь смоют и сотрут.

Но вот о чем болит наше сердце и дыбом встают волосы на голове. Мы видим молодое поколение, которое уходит от Торы, отвергает веру отцов и впадает в безбожие, спаси нас от этого Всевышний. Нет в них ни веры, ни страха перед Небесами, ни Торы. Они ненавидят Всевышнего и евреев, верных Ему. Главы ешив, ушедшие с головой в дела своих ешив и учеников (и только чистые юноши у них перед глазами), пытаются утешиться, говоря: «Правда, что появилось сейчас много сбросивших с себя бремя [Торы и заповедей], но, тем не менее, не все так плохо. Есть и верные Торе евреи, и со Всевышним их сердце».

Высуньте голову из четырех локтей ваших ешив и посмотрите, пожалуйста, на великое множество отошедших от Торы, спаси нас от этого Всевышний! Дома Учения, наполненные прежде изучающими Тору, опустели, а вместо них появились союзы и общества, цель которых – внедрение безбожия и дискредитация Торы, спаси нас от этого Всевышний. И также ремесленники и торговцы, которые в прошлом, хотя и не учили серьезно Тору, тем не менее, были верными евреями, сейчас вместе с молодежью окунулись в омут безбожия и падают в бездну, спаси на от этого Всевышний. И можно ли удовлетвориться только горсткой учеников, находящихся вешивах? Это ли – весь еврейский народ?

Да и уверены ли мы в молодежи, учащейся в ешивах? Сделали ли мы ради них все, что должны были сделать? Правда, что в учениках, дошедших до старших классов, и, тем более, тех, кто достиг уровня, когда сами могут преподавать, которые полны Торой, и служение Всевышнему вошло в их сердце, мы больше уверены, что, с Б-жьей помощью, останутся они во Дворце Его святости. Но все ли доходят до старших классов? Сколько учеников не могут продолжать учебу и уходят, вольно или невольно – кто в торговлю, кто в ремесло, как говорит мидраш: «Тысяча начинают учиться, и только один достигает уровня, когда может принимать решения в алахе». И можем ли мы быть уверены, что завтра, после того как оставят они ешиву, или по прошествии короткого времени, не впадут в безбожие и не начнут осквернять Шаббат, не дай Б-г, как уже видели это наши глаза? Так почему же мы не находим средства укрепить их, пока они с нами, ведь вся молодежь, которая ушла от Торы, находилась в детстве в наших руках, воспитывалась в наших хедерах. Почему же оставили мы их, так и не привязав душой ко Всевышнему и к Торе в детстве, чтобы остались они с Ним до старости?

Вообще же, мы привыкли смотреть на молодежь, уходящую от Торы, как будто только она сама в этом виновата, а мы сами совершенно ни при чем. Но давайте задумаемся: из всей праведности нашего отца Авраама Всевышний упомянул и сказал в Торе (Берешит, 18:19): «Ведь любим он Мной, поскольку заповедует детям своим и дому его [идущему вслед] за ним, и будут они хранить путь Всевышнего…». Это значит, что каждое поколение в Израиле – звено в цепочке, начало которой – наш отец Авраам, а конец – Машиах, пусть придет он вскорости, в наши дни. Поэтому новое поколение получает от предыдущего веру, Тору и страх перед Небесами, служит с их помощью Всевышнему и передает дальше – поколению, идущему вслед за ним. «…Поскольку заповедует детям своим…» – в этом корень нашего существования. И неужели в этом поколении разорвется, не дай Б-г, цепочка, и не передадим мы Тору дальше? Говоря по правде, разве только они одни в этом виноваты, ведь они тоже потомки Авраама, Ицхака и Яакова, которым даны святые еврейские души. Давайте же не будем обманывать себя пустыми отговорками, вроде: «Мы хотим передать, это они виноваты в том, что не хотят принимать от нас».

Как бы ни была велика вина молодого поколения, и как бы ни было оно непослушно, тем не менее, давайте представим, что было бы, если бы те, кто уходят сейчас от Торы, жили несколько поколений назад. При всей вине, лежащей на них, и при всех изъянах их душ, которых не было у молодежи раньше, тем не менее, большинство из них, в конце концов, стало бы праведными евреями или, по крайней мере, простыми, но верными Торе! Поскольку и их родители, и окружение, и все поколение в целом, в гораздо большей степени трепетали перед словом Всевышнего, чем мы. И к воспитанию молодого поколения гораздо более трепетно относились: горели подобно факелам, не сидели сложа руки и не смотрели спокойно, как дети падают в бездну, а народ Всевышнего скатывается к безбожию. Стеной бы встали, и всю их жизнь и имущество отдали, нашли бы способы, чтобы спасти детей и направить их по пути Творца! И если так, то наше поколение, на котором лежит обязанность воспитания этой молодежи и передачи им Торы, может ли сказать со спокойным сердцем: «Руки наши не пролили эту кровь» еврейских душ, падающих в бездну. Что скажем мы перед Сидящим в Высотах, как оправдаемся, когда придет время пересчитать Небесное воинство на земле – молодое поколение, которое было передано в наши руки, и на нас была возложена ответственность за него? Голос с Небес взревет: «Где дети Мои? Дети возлюбленных Мною, дети Авраама, Ицхака и Яакова – где они?»

И если на самом деле хотим мы вернуться ко Всевышнему и исправить то, что испорчено, то на нас лежит обязанность, прежде всего, понять, в чем наша вина. Поскольку, хотя есть у молодого поколения изъяны, которых не было в прошлом, но мы-то почему оставили их без того, чтобы понять, чем больны их души и, пока болезнь еще не зашла далеко, излечить ее? Спроси любого, может ли отец сказать: «Не виноват я в том, что мой ребенок стал инвалидом», если все началось с небольшой ранки, которую можно было легко вылечить, и только по халатности отца загноилась она, и распространилась инфекция, и поразила органы тела ребенка, искалечив его? При всей вине и испорченности молодого поколения, не имеем мы права переложить всю вину только на них и причитать в свое оправдание: «Ох, эта молодежь!» Мы обязаны чувствовать сердечную боль и вину также за нашу халатность, и только тогда можно будет искать способ, как исправить и излечить горе нашего народа. И будем молиться Всевышнему, чтобы указал нам правильную дорогу и каменное сердце молодежи излечил. И тогда все вместе удостоимся служить Ему истинно и всем сердцем, чтобы действительно быть Израилем, о котором сказано: «тобою Я украшаюсь».


http://www.beerot.ru/?p=21611