Ховот а-Левавот — 20 — Врата любви к Творцу — Раздел 7 — Духовное уединение

Дата: | Автор материала: Рабейну Бахае бен Йосеф Ибн Пакуда

2076
Духовное уединение

РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ

Обычаи людей, любящих Г-спода благословенного, столь многочисленны, что обо всех невозможно рассказать. Я расскажу о тех из них, которые смогу припомнить сейчас.

Люди [любящие Г-спода] знают Его, понимают, чего Он желает от них, каким путем Он ведет их; понимают, что Он управляет их делами и обеспечивает всем необходимым, а также то, что Он властвует и решает во всем, чем Он разрешил им заниматься и в чем осуществлять свой выбор, из [всех] дел, относящихся к Торе и к занятиям этого мира. [Людям, любящим Г-спода] ясно, и они верят, что все дела их и движения осуществляются согласно постановлениям Творца превознесенного и по воле Его, и потому они воздерживаются от того, чтобы делать выбор, оказывая предпочтение одному какому-то делу по сравнению с другим, и полагаются на Творца, чтобы Он избрал им то, что будет для них самым лучшим и правильным.

Когда же им становится ясным из Торы, что Творец предостерегает их в делах, относящихся к исполнению заповедей, повелевает им избрать [себе в удел] служение Ему, отвращает от того, чтобы избирать телесные удовольствия, и удерживает от них, они останавливаются в своем выборе на том, что Он предназначил [им в удел]: стремиться к Нему, страстно желать в сердце своем и душе исполнять волю Его. И они перестают испытывать влечение к этому миру и пустым делам его в сердцах и душах своих и ждут от [Творца], что Он поможет им и укрепит их, чтобы они могли осуществить задуманное ими в служении и завершить деяния в избранном ими в том, что относится к исполнению Его заповедей.

И за те дела, которые им удается осуществить, они восхваляют Б-га и благодарят Его, а Он ставит им в заслугу старания их и выбор. А за то, в чем они не сумели воплотить в реальность свой замысел, на что у них не хватило сил, они просят у Него прощения и стараются осуществить это тогда, когда появится возможность. Они ждут момента, когда Творец удостоит их в том Своей помощи, и молят Его об этом с чистой душой и верным сердцем. И это будет целью их устремлений и вершиной всего того, чего они просят у Бга, как сказал Давид, мир ему: «Б-г мой! Да будут направлены пути мои к соблюдению законов Твоих» (119:5). И Творец восхваляет [этих праведников] за то, что они избрали служение, даже если им не удастся исполнить [задуманное ими] дело, как было сказано Давиду: «Поскольку было у тебя на сердце построить дом имени Моему, – хорошо, что это было на сердце твоем» (Млахим 1, 8:18).

[Такие праведники, любящие Б-га] изгоняют дела этого мира и материальные заботы из мыслей своих и сердец, препоручая их своим телесным чувствам [другими словами, эти люди умеют заботиться о делах этого мира и своих телесных потребностях, не занимая ими свои сердца и души; например, они едят лишь тогда, когда их заставляет это делать чувство голода, – не придавая при этом значения тому, что едят, и продолжая занимать свои мысли и душу также и во время еды одним лишь служением], [и даже это – лишь] в час действительной и настоятельной нужды, поскольку [дела эти и заботы] не имеют для них значения и ценности. Они освобождают свою душу и сердце для дел, связанных с Торой и служением Б-гу, – ради славы, величия Его и соблюдения Его заповедей; тела их на земле, а сердца – на небесах. И они, благодаря тому знанию Б-га, которое пребывает в сердцах их, как будто служат Ему вместе со святыми ангелами в небесных высях.

Вожделения исчезли из сердца их, и искоренена из них страсть к наслаждениям, ибо вошли в них жгучее стремление служить Творцу и любовь к Нему. Погас огонь дурного побуждения в сердцах их, и жар его покинул их мысли из-за мощи света служения, объявшего их, – как теряется свет свечи супротив света солнца. И они смиряемы страхом перед Б-гом своим, и признаются перед Ним в недостатках своего служения, и склоняются перед Ним, принимая на себя бремя служения Ему, – но не склоняются перед нехватками [и тяготами, причиняемыми им этим бременем].

Посмотри же на них, имея дело с ними: они – сама стыдливость. Когда говорят с ними – находят их мудрыми; когда их спрашивают – находят их знающими; когда делают им зло – находят их кроткими; взгляни на облик их – они озарены светом! А когда исследуешь сердца их – найдешь их сокрушенными перед Б-гом и источающими дух речей Бжественных, но порожними от дел этого мира.

Любовь к Б-гу наполнила сердца их – но нет у них влечения к делам людей, и нет им удовольствия от их бесед. Гнушаются они дорогой гибели – и шествуют тропою избранности. В их заслугу удаляются страдания и изливаются дожди; в их заслугу питаем человек и земля, – ибо они удержали тела свои от связей запретных, а руку свою – от изысканных яств. И бежали они от запретного, и шли дорогой доброй и прямой. Достигли достоинств великих ценою страданий немногих дней; выиграли этим в двух мирах, и добыли благо в обоих [мирах – в этом и в грядущем], и достигли лучшего в них обоих, как сказано в псалме: «Хорош удел того, кто боится Г-спода» (Теилим, 112:1) и далее там до конца.

Удивительно для них, сколь немногочисленны заповеди, данные им Творцом, в сравнении с тем, к чему обязывают их получаемые от Него блага, и в сравнении с теми трудами, стараниями, тяготами и терпением, которые они приняли на себя, чтобы предать себя служению Ему. Объясню, почему это так. [Мудрецы] подсчитали число всех заповедей Творца; их шестьсот тринадцать. Из них триста шестьдесят пять запретительных заповедей – «не делай», то есть предупреждений, а [среди остальных] есть еще такие, которые должна исполнять община, но не отдельный человек, и таких имеется шестьдесят пять. И еще есть повелительные заповеди «делай», зависящие от времени, – те, которые нужно исполнять в определенное время, и не нужно – в другие времена. Например, заповеди, связанные с субботой, праздниками и постами. Есть еще заповеди «делай» [из числа обязательных для отдельного человека], которые мы обязаны исполнять только в земле Израиля, как, например, личные жертвоприношения, отделение возношений и десятин, праздничные жертвоприношения и тому подобное. Еще есть заповеди, зависящие от каких-то определенных вещей, так, что, если они есть, то есть обязанность, а если нет – то нет; например, человек свободен от заповеди сделать обрезание [сыну], если у него нет сына, или от заповеди выкупа первенца, если у него нет сына-первенца, или свободен от заповеди сделать ограду на крыше дома, если у него нет дома, или от заповеди почитания отца и матери, если он сирота, и т. п.

И когда пересчитывали заповеди, сказали: не будем считать запрещающие, поскольку исполнение обязанности здесь состоит в воздержании от действия. Служение Б-гу в этом случае не выглядит для них значительным, и дела их кажутся им малыми при их великом и пламенном стремлении достичь большего в исполнении воли Б-га. И они искали такие повелительные заповеди из числа исполняемых посредством органов тела, которые обязывали бы каждого отдельного человека [еврея] во всякое время, во всяком месте и при всех обстоятельствах. И они ничего не нашли, кроме чтения Торы и изучения заповедей, как сказано: «И да будут слова эти, которые Я заповедаю тебе сегодня, в сердце твоем. И повторяй их сыновьям твоим, и говори их, сидя в доме своем, идя по дороге, ложась и вставая» (Дварим, 6:6-7). Пророк [Моше] далее призывает к этому повторно, говоря: «И обучайте им сыновей ваших – говорить их, сидя в своем доме, идя по дороге, ложась и вставая» (там, 11:19).

Но все это показалось им малым, когда раскрылось перед ними, сколь велики их обязанности перед Творцом благословенным в области служения и [добрых] дел. И они стали служить Творцу также исполнением заповедей, лежащих в сфере разума, и особым устрожением для себя норм нравственных, и добрыми душевными качествами, – [все эти вещи] они добавили к общеизвестным заповедям с чистым сердцем, обращенным к Б-гу. Изучали пути пророков и обычаи людей благочестивых в поисках пути к тому, чтобы стать желанными Творцу, и чтобы Он принял [упомянутые выше вещи, добавленные ими]. Эти вещи принадлежат к числу «обязанностей сердца», – тех, основы которых мы намеревались объяснить и разновидности которых – привести в этой книге. Они – это мудрость, сокрытая в тайниках сердец мудрецов, укрытая в сокровищницах их, – такая, что, когда они говорят о ней, не остается невидимой правота их, ибо все, у кого есть здравый смысл, свидетельствуют об их истинности и справедливости.

И посредством всего этого они достигли возвышенных качеств и высоких ступеней в служении Б-гу всем сердцем, и полюбили Его верной любовью – сердцем, душой, [с готовностью пожертвовать] телом и имуществом, как заповедал пророк [Моше], мир ему: «И люби Г-спода, Б-га Твоего, всем сердцем своим, и всей душою своей, и всем достоянием своим» (Дварим, 6:5). Люди, достигшие этой ступени, ближе всех других людей к ступени пророков, чистых и праведных, которых Писание называет «любящими Г-спода» и «любящими имя Его», и о них сказано: «В удел любящим Меня дать יש – [на иврите читается еш – «есть»; Всевышний как бы говорит: хочу дать любящим Меня то многое, что имеется у Меня, чтобы наградить их (Раши там)], и сокровищницы их наполню» (Мишлей, 8:21).

И если ты, брат мой, желаешь оказаться среди них и войти в общество их, то оставь излишества этого мира, отвлекись от них и пользуйся [благами этого мира] лишь настолько, насколько это необходимо для твоего пропитания. Приучай себя обходиться без излишеств; облегчай труды свои, связанные с делами этого мира. [Сказанное относится к своим, личным делам такого рода. Но если человек помогает ближнему или занимается материальными делами своей общины, он не может навязывать другим людям устрожения, выходящие за рамки обычного.] Освободи сердце свое от того, чтобы погружаться мыслью своей в эти дела. Занимайся необходимыми делами такого рода так, чтобы в этом участвовало только твое тело, но не сердце, и чтобы не были они желанными тебе. Уподобляйся при этом человеку, пьющему горькое лекарство, которое нужно пить так, чтобы в этом участвовали только уста, без всякого желания, – человек испытывает отвращение к питью как таковому и терпит горечь, чтобы отвратить от себя ущерб [причиняемый болезнью]. Точно такими же должны быть для тебя необходимые тебе материальные блага этого мира.

Тебе уже известно, брат мой, что твои замыслы, относящиеся к этому миру, ничего не добавят к твоему пропитанию, ибо оно – во власти Б-га, и точно так же уменьшение твоих трудов и стараний в этих делах ничего не отнимет от положенной тебе доли. Но озабоченность твоего сердца всем этим не даст тебе думать о вещах, размышления о которых действительно были бы тебе полезны, – о твоей Торе и заповедях Творца, – о вещах, которые вверены тебе и приняты были тобой с тем, чтобы ты занимался ими все дни своей жизни; и может случиться так, что ты и это упустишь [в мире духовном], и с другой стороны [в мире материальном] не извлечешь себе пользы.

Пожелай же [и избери] себе то, что принесет тебе спасение и совершенство в делах, связанных как с Торой, так и с материальным миром; прими на себя обязанность терпеливо противостоять дурным своим привычкам, и да будет пред глазами твоими [наиважнейшим делом] расторопность в том, от чего зависит будущность твоя. Поставь разум царем над собой, скромность – начальником своим, мудрость – тем, кто будет вести тебя, а воздержанность – другом своим. И обретай, понемногу и постепенно, добрые качества душевные – так, чтобы было это тебе по силам. Остерегайся в этом преувеличения и поспешности; не перепрыгивай через ступени, чтобы не оказаться ни с чем, ибо излишек масла в светильнике может погасить его.

Остерегайся, чтобы не уклоняться [от своих обязанностей], не лениться и не ослаблять усилий. Поднимайся постепенно со ступени на следующую за ней в расторопности, и точно так же – в терпеливом перенесении [трудностей]; и в обретении всех добрых качеств переходи с каждой ступени на следующую, ближайшую к ней. И не уклоняйся от того, чтобы исследовать свое сердце и постоянно делать отчет перед собой. Внимательно изучай и читай эту книгу; повторяй и возвращайся к написанному в ней. Храни в памяти основы ее и чаще исследуй то, что из них вытекает; таким путем ты достигнешь высших ступеней совершенства и вершины в овладении благородными качествами, желанных Б-гу. Все это сделает тебя праведным [перед Б-гом], и наставишь тому же других.

И не тешь себя мыслью о том, чтобы достичь этого, не освободив своего сердца от тревог этого мира и забот его, и даже если ты презришь их, – точно так же, как пьяный не может протрезветь от вина, пока [тело его] не очистится от этого вина. Сказал один благочестивый человек: «Если бы мы стыдились Творца, то не упоминали бы о любви к Творцу, пока мы опьянены вином любви к этому миру».

И потому постарайся, брат мой, освободить свое сердце [от дел этого мира] в то время, когда ты освобождаешь от этих дел свое тело, ибо в момент телесного уединения ты нуждаешься также и в уединении духовном. Ведь мысль человека привязана к делам этого мира даже тогда, когда он освобождает от них свое тело и отдыхает от них.

Требуй этого от себя всегда, брат мой, и старайся удалить вожделения этого мира из своего сердца; насаждай взамен то, что связано с будущим [миром] твоим и обязанностями твоего сердца, – внедряй это в мысли свои постоянно, и достигнешь того, чтобы быть желанным Творцу благословенному. И Он озарит тебя светом лица Своего, и примет от тебя твои добрые дела, и простит тебе грехи, и обретешь благорасположение Его, как сказано: «Любящих Меня любить Я буду, и ищущие Меня – Меня найдут» (Мишлей, 8:17), и также сказано: «Ибо чтящим Меня воздам почет, а презревшие Меня посрамлены будут» (Шмуэль 1, 2:30)…

Перевод – рав П. Перлов, приведено с сокращениями. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за разрешение использовать их материалы.


http://www.beerot.ru/?p=24023