Ховот а-Левавот — 17 — Врата познания — Раздел 3 — Мудрость, заключенная в человеке

Дата: | Автор материала: Рабейну Бахае бен Йосеф Ибн Пакуда

1760

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ

На вопрос о том, какое из главных проявлений мудрости наиболее доступно нашему пониманию, и потому мы должны уделить ему наибольшее внимание, ответим, что, хотя мы и обязаны познавать все упомянутые проявления, наиболее близка и открыта нам мудрость, заключенная в человеке, являющем собой [как уже говорилось] «малый мир» – прямую и непосредственную причину существования «большого мира».

И мы должны внимательно всмотреться в человека с момента его зачатия и рождения, в то, как соединены части его тела и из каких органов оно составлено, в пользу, приносимую каждым из них, и какая нужда заставила создать человека именно таким, каким мы его видим. Затем вдумаемся во все то, что полезно и необходимо ему [и мудро предусмотрено при его творении], в каждое из качеств его и сил его души, в свет его разума… В то, что является в нем существенным [в силу природы его], и в то, что в нем преходяще; в желания его и в цель, во имя которой он создан.

После того как мы изучим и поймем все упомянутые детали и аспекты мудрости, перед нами раскроются многие тайны этого мира, ибо человек подобен ему. Некоторые из мудрецов говорили, что философия – это познание человеком самого себя; другими словами, познание в человеке всего того, о чем говорилось выше, так, чтобы мог человек познать Творца, будь Он благословен, видя проявления Его мудрости в себе самом, как сказано (Иов, 19:26): «…Из плоти своей увижу я Б-га».

Поскольку это так, [каждому человеку] следовало бы помнить [хотя бы] понемногу относительно каждой из упомянутых выше деталей, чтобы побуждать невнимательного не забывать о том, о чем человек обязан помнить постоянно, и исследовать то, о чем мы не упоминали здесь, чтобы он покорился своему Творцу из-за великих милостей и благ, получаемых от Него. И чтобы пробудилась и окрепла благодарность Творцу, как сказал об этом царь Давид, мир ему (Теилим, 139:14-16): «Славлю Тебя, ибо удивительными чудесами сотворил Ты меня, чудесны дела Твои, и душа моя знает много [об этом]. Не была сокрыта от Тебя моя сущность, когда был созидаем я в сокрытии, соткан в глубоких недрах. Еще лишенным формы видели меня очи Твои, и в книге Твоей записаны все [органы и части тела моего] – в какие дни быть им сотворенными, и ни один из них [не был забыт]».

Первое, на чем мы обязаны сосредоточить нашу мысль, – это зачатие человека, начало бытия его. И здесь мы видим первую из милостей, оказываемых Б-гом человеку, то, как Творец вызывает его к существованию из небытия. Вначале поднимает его со ступени первооснов [мертвой материи, служащей пищей растениям] на ступень растений, становящихся пищей для человека; пища перерабатывается в семя и кровь, а тех поднимает Творец на ступень живого. Оттуда возводит его Творец на ступень человека, определяемого как «существо живое, владеющее даром речи, смертное [«владеющее даром речи» – в отличие от животных; «смертное» – в отличие от бессмертных ангелов]». И человек претерпевает непрестанные изменения и превращения, подвержен разного рода влияниям и происшествиям, соединяющимся меж собой в чудесном согласии.

Когда ты вдумаешься во все это и увидишь знаки добра, мудрости и [беспредельных] возможностей Творца, тогда вглядись и подумай о чудесном единении двух важнейших основ [бытия человеческого] – души и тела… Ты увидишь, что тело составлено из различных первооснов, несовместимых друг с другом, – и их соединяет Творец, являя тем могущество Свое, и связывает в мудрости Своей, создавая тем жизнеспособное тело, единое на вид, но обладающее свойствами разнородными и взаимоисключающими по природе своей. К созданному таким образом телу присоединил Творец неосязаемую сущность, подобную духовной сути высших существ [ангелов], и это – душа. И ее Он скрепил с телом «посредниками» – вещами, совместимыми с обоими этими обратными началами [душой и телом]: духом жизни [называемом еще «животной душой»], естественным теплом, кровью, жилами, нервами, артериями, – и дал им средства защиты от ущерба и повреждений: плоть, кости, мышцы, кожу, волосы и ногти.

А теперь вдумайся в ту милость, которую оказывает Творец человеку, когда устраивает ему мягкую колыбель в животе его матери в самом начале его жизни, в месте защищенном, подобном укрепленной крепости, где ничья рука не коснется его, где не достанут его ни жар, ни холод, с пищей, всегда готовой для него. Там он растет, пока не окрепнет и обретет способность двигаться, получая при этом пищу без всякой заботы и труда, в месте, куда никому, кроме него, нет доступа. И с ростом тела его растет и количество пищи – и так до установленного срока, когда он выходит из чрева матери узким проходом, без усилий и ухищрений с его стороны, а только лишь силой Творца, мудрого и жалеющего Свои творения, как было сказано Иову (Иов, 39:1-2): «Знаешь ли ты время родов ланей, живущих среди скал? Заботишься ли о рожающих ланях? Сосчитаешь ли месяцы их беременности, чтобы знать время их родов?»

После этого новорожденный входит в наш мир, и все чувства его очень слабы, кроме осязания и вкуса. И Творец приготовил ему пищу в груди его матери – кровь, которая несла ему питание, пока он был в ее животе, перерабатывается теперь в молоко в ее груди, сладкое и вкусное, истекающее из источника, открываемого в нужный час. И его не настолько много, чтобы это было в тягость матери, и чтобы оно истекало само, а не только во время сосания, и не так мало, чтобы ребенку было тяжело сосать. И еще явил милость Творец тем, что сделал отверстия в груди тончайшими, как игла, чтобы молоко не вытекало само, и чтобы ребенок не захлебывался, но не слишком тонкими, чтобы не утруждать ребенка при сосании сверх меры.

Проходит время, укрепляется тело ребенка, и он обретает способность видеть и слышать. А Творец дарует ему очарование и наполняет любовью и жалостью к нему сердца его родителей, так, чтобы не в тягость было им растить его, и чтобы заботились они о пропитании его больше, чем о своем собственном, и чтобы было им легче ухаживать за ним, мыть, пеленать и т. п., учить ходьбе и отвращать от него все опасности, даже против его воли.

А затем человек превращается из ребенка в подростка, но вовсе не надоедает своим родителям и не пробуждает их гнева великим множеством своих потребностей и непониманием того, сколь тяжко бремя их заботы о нем, их стараний давать ему все, в чем он нуждается, и вести его дела… Напротив, лишь возрастает в сердцах их беспокойство о нем. И так – пока он не достигнет взрослости и не научится говорить с толком и смыслом, излагая мысль свою упорядоченно, пока не укрепятся и разовьются силы его чувств и души, и приобретет он мудрость и знания, научится познавать предметы материального мира посредством своих физических чувств, а предметы, принадлежащие к сфере интеллекта и духовности, – посредством чувств духовных, как сказал мудрейший из людей (Мишлей, 2:6): «Ибо Г-сподь даст мудрость, из уст Его – знание и понимание».

Еще одно великое благо оказывает Творец человеку, пока тот еще мал и не в состоянии различать добро и зло. Оно состоит в том, что если бы был разум его зрел, и он осознавал бы всю глубину различия между собой и окружающими [взрослыми] в умении вести свои дела и ухаживать за собой, в ловкости и сноровистости их движений и способности поддерживать свою чистоту, то он, видя себя самого беспомощным во всем этом, просто умер бы от горя.

Другая удивительная вещь связана с плачем ребенка. Даже в этом есть для него польза, по свидетельству людей, сведущих во врачевании, которые утверждают, что в детском мозгу есть особая влажная субстанция, при излишнем накоплении своем вызывающая болезни и выводимая из мозга посредством плача.

Другое благо Творца связано с тем, что молочные зубы сменяются у ребенка постепенно, один за другим, не лишая его возможности есть в период их смены [постоянными].

Наряду со всем этим в детстве подстерегают ребенка болезни и всякого рода неприятные переживания, и все это – чтобы он познакомился с окружающим миром, и не укрылись бы от него его теневые стороны, и чтобы он не чувствовал себя слишком уверенным в этом мире и не попал бы во власть вожделений, уподобившись скотине без разума и понимания, как сказано (Теилим, 32:9): «Не уподобляйтесь коню или непонимающему мулу…»

А теперь следует обдумать и принять близко к сердцу ту пользу, которую приносят человеку разные органы и части его тела – то, как каждый из них дополняет собой его совершенство: руки предназначены для того, чтобы брать и отдавать; ноги – чтобы ходить; глаза – чтобы смотреть; уши – чтобы слышать; нос – чтобы ощущать запахи; язык – чтобы разговаривать; рот – чтобы есть; зубы – чтобы жевать; желудок – чтобы переваривать еду; печень – чтобы очищать ее; есть еще специальные органы, призванные избавлять организм от ненужных остатков, накапливая их перед выведением наружу. Сердце – это резиденция естественного тепла и источник жизни; мозг – обиталище всех духовных сил, источник чувств и корень нервов; матка принимает семя и дает ему жизнь, и точно так же – все прочие органы… И все, что ускользает от нашего взгляда во всем этом, намного больше, чем видимое нам.

Точно так же открываются внимательному взгляду природные процессы, происходящие в глубинах нашего тела – то, каким образом пища, поступившая в него, разделяется затем, чтобы достичь всех его частей. Мудрость, предстающая пред нашим взором, побуждает нас благодарить и славить Творца, как сказал царь Давид, мир ему (Теилим, 35:10): «Все кости мои говорить будут: Г-споди, – кто же подобен Тебе…» И далее [видим мы], как поступает пища в живот, проходя по руслу прямому, лишенному изгибов и препятствий, называемому пищеводом, а затем пища «перемалывается» в животе больше, чем она была перемолота первоначально зубами. Затем она поступает оттуда в печень по системе тонких жил, соединяющих их и образующих как бы сито для еды, чтобы не попадало в печень что-либо слишком грубое и густое. В печени еда превращается в кровь, которая распределяется по всему телу, рассылаемая ко всем его частям по специально сделанным для того трубочкам – сосудам, наподобие тех, что делают для воды; остающиеся же отходы печень направляет в предназначенные для них другие трубочки. Те вещества, которые называют красной желчью, поступают в желчный пузырь; те, что называют черной желчью, поступает в селезенку; влажная субстанция и сок поступают в легкие, а концентрат [некоторых веществ] из крови поступает в мочевой пузырь. Так вглядись же, дорогой читатель, в мудрость Творца, открывающуюся в строении человеческого тела и в том, как разместил Он в нем вместилища для отходов, чтобы они не растекались по телу и не вызывали в нем болезней.

А теперь всмотримся в свойства органов голоса и речи. Дыхательное горло – полое, тем самым приспособленное к извлечению звука, а язык, губы и зубы обеспечивают внятное произнесение букв и слов [человеческой] речи. Однако все названные органы выполняют также и другие функции. Через дыхательное горло поступает воздух в легкие, язык различает вкус еды и помогает глотать еду и питье, зубы разжевывают еду, а губы задерживают жидкость, которую мы пьем, чтобы она поступала в рот в желаемом количестве. Точно так же и с другими органами – какая-то часть пользы, которую они приносят, известна нам, а какая-то – нет.

Теперь обратим наше внимание на четыре типа сил, действующих в человеческом теле, и на действия, ими производимые. «Силы притягивающие» принимают еду и препровождают ее в желудок. «Силы удерживающие» задерживают в нем еду, пока он не сделает свое дело. «Силы переваривания» переваривают еду, извлекая из нее чистые составляющие, отделяя их от бесполезных отходов и рассылая их по телу. Наконец, «силы отталкивающие» изгоняют из тела отходы после того, как «силы переваривания» извлекли из пищи все необходимое.

Смотри же, каким образом распределены эти силы по своим местам, чтобы нести свою службу, обеспечивая потребности тела – тела, которое можно уподобить царскому двору, где живут слуги царя и назначены чиновники над домом его. Один из них обязан принимать все то, что поступает [извне] для нужд царских слуг, и препровождать это в царские хранилища. Второй обязан принимать все, что передает ему первый, и складывать это в доме, пока оно не будет приготовлено и обработано как должно. Третий обязан готовить, обрабатывать все это и делить между царскими слугами. Наконец, четвертый обязан выметать и убирать из дома оставшиеся отходы и грязь.

А теперь подумаем о силах души и о пользе, которую каждая из них приносит человеку; в числе их – мысль, память, забвение, стыд, разум, речь. Представим себе: если бы из всех этих сил человек лишился одной только памяти – в каком положении он бы оказался и какой ущерб понес бы во всех своих делах! Он не помнил бы, что у него есть [и что ему должны другие], и что он сам должен другим, что он взял и что он дал другим, что он видел и что он слышал, что он сказал и что было сказано ему, и не помнил бы, кто сделал ему добро и кто – зло, кто принес ему пользу и кто – вред, и не знал бы дороги, даже пройдя по ней множество раз, и не помнил бы даже тех премудростей, которые штудировал в течение всей своей жизни, и ничем не пригодился бы ему весь его [жизненный] опыт, и не смог бы извлечь никаких уроков из прошлого, чтобы заглянуть в будущее, во многом теряя таким образом человеческий облик…

С другой стороны, забвение полезно тем, что без него нас не покидала бы печаль, и никакая радость в мире не могла бы отвлечь от нее. Человек не мог бы радоваться ничему хорошему, постоянно помня обо всех постигших его горестях, и не было бы у него надежды обрести покой от ненависти и зависти других [ибо те постоянно хранили бы в своих душах эти чувства] и скрыться от [мстительной руки] царя… Смотри же, как чудесно совмещены в человеке две эти силы – памяти и забвения, столь разные и взаимоисключающие, и в каждой из них – разные виды пользы и выгоды, которые несут они человеку!

А теперь всмотримся в чувство стыда, дарованное исключительно человеку, – сколь возвышенно оно, и сколь велики приносимые им польза и исправление! Без него люди не принимали бы в своем доме путника и не держали бы данного слова; не исполняли бы просьб, не занимались бы делами милосердия и не отдалялись бы от зла ни в чем, ведь многие из заповедей Торы люди исполняют только из-за стыда. Ибо очень многие, не будь стыда, не оказывали бы должного уважения даже собственным родителям, и тем более – другим людям… Не возвращали бы порученных на хранение вещей и не воздерживались бы от греха, ибо все перечисленные выше скверные и позорные поступки человек совершает, лишь отбросив стыд, как сказал об этом пророк (Ирмияу, 6:15): «…Стыда и позора не ведают…», и еще сказано (Цфания, 3:5): «…и не ведает грешник стыда».

Чрезвычайно удивительно, что в человеческую природу заложен стыд перед людьми – ради той многообразной пользы, которую он приносит человеку, о некоторых сторонах которой мы упоминали, а о других нет. Но не заложен в человека стыд перед Творцом его, который смотрит на него постоянно, и это – чтобы не сделалось служение человека чем-то вынужденным, и не уменьшилась тем самым награда за него. Но мы обязаны прийти к этому стыду путем созерцания, размышлений [о Его превознесенности], осознания наших обязанностей в служении Ему и того, что Он наблюдает за нами во всем открытом и сокрытом, как сказано (Йехезкель, 36:32): «Стыдитесь путей ваших, дом Израиля!»

Говоря о таких силах души, как разум и сознание, дарованных из всех живых созданий одному только человеку, мы не будем говорить о полезности их для обслуживания потребностей тела и управления его движениями, ибо полезность эта очевидна и может укрыться лишь от глаз человека с нездоровым мозгом. Остановимся лишь на тех духовных ступенях, которых мы достигаем посредством нашего разума; они весьма многочисленны.

Одна из них состоит в постижении того, что есть мудрый Творец, существующий вечно; единый и единственный в своем роде; предшествовавший всему [и являющийся причиной всего]; всемогущий; не вмещаемый ни в какие рамки пространства и времени; стоящий выше всех мер и определений, применимых к Его созданиям, и всего, что способна вместить их мысль; милостивый и милосердный к Своим творениям, благотворящий им; не похожий ни на что другое, и ничто другое не может уподобиться Ему.

Другая ступень состоит в осознании нами мудрости Творца, Его всемогущества и милосердия, которые Он являет нам в этом мире, и в понимании нашей обязанности служить Ему так, как Он достоин того, соответственно величию Его и тому благу, что Он творит всему миру в целом и каждому из Его творений в отдельности. Также посредством нашего разума мы обретаем веру в истинность Б-жественной Торы, которую дал Он нам через своего пророка Моше, да пребудет с ним мир. Добавим в завершение, что наличие у человека сознания и разума – причина того, что Творец, будь Он благословен, призывает его [в свой час] на суд и строго спрашивает за все, что он сделал в своей жизни. Тот же, кто лишен разума, лишен вместе с ним всех человеческих достоинств; нет у него заповедей, и нет ему ни награды, ни наказания.

Другим достоинством разума является то, что благодаря ему человек приобретает для себя и постигает все понятия, как наглядно-чувственные, так и относящиеся к сфере интеллекта. При помощи разума он постигает явления, ускользающие от его телесных чувств, даже если какие-то проявления этих явлений ему заметны; примеры тому – движение тени [движение тени неощутимо само по себе в каждый момент, но хорошо видимо по прошествии достаточного отрезка времени; и тогда разум говорит нам, что незаметное глазу движение имеет место в каждый момент времени] или действие, которое производит одиночная капля воды в твердой скале [действие одной капли совершенно незаметно, но, увидав проточенное в скале капающей водой за длительное время углубление, человек посредством своего разума догадывается, что каждая капля вносит свой, пусть небольшой, вклад в этот процесс]. При помощи разума человек сумеет отличить истину от лжи, избыточное от недостающего, доброе от дурного, достойное одобрения от предосудительного, и то, что должно произойти, от того, что может быть, а может и не быть, и от того, что никак не может быть. Силой разума человек подчиняет животных, заставляя их работать на себя и используя их для всех своих нужд и потребностей. Он изучает положение светил на небе, определяет расстояния между ними и изучает движение их по их орбитам, постигает меры и способы сопоставления в точных науках, способы доказывания в логике и прочие премудрости и секреты всякого мастерства, которые невозможно все перечислить.

И точно так же все прочие человеческие качества, если только всмотреться в них, предстанут перед нами как образец совершенства и полезности, как мы это видели на примере разума.

А теперь обратим наше внимание на то, сколь великое благо оказал человеку Б-г, наделив его даром речи, посредством которой он может выразить то, что есть у него на душе и в глубине сердца, и точно так же понять других людей. Язык человека – это перо, которым пишет его сердце, и посланник, миссия которого – открывать другим людям его мысли. Без дара речи не было бы у человека никакой связи с ближним, и он был бы подобен в этом скотине. Речь выявляет различия между людьми и превосходство одних над другими; она позволяет заключать союз – как между людьми, так и между Б-гом и теми, кто служит Ему. Посредством речи [признания, обращенного к Б-гу] человек раскаивается [в грехе] и просит о прощении и искуплении. Речь лучше всего свидетельствует о человеке, о величии его или ничтожестве. Говорят, что «человек – это сердце и язык». Отсюда мы видим, что понятие «язык», то есть «речь», дополняет определение человека, ибо общее [упоминавшееся выше] определение человека – «живое существо, говорящее и смертное», и упомянутый в нем дар речи отличает человека от животного.

Теперь всмотримся в те достоинства, которые несет в себе мудрость письменной речи – в буквы ее, которые слагаются в повествование о делах людей, живших прежде нас и живущих ныне, в назидание тем, кто придет после нас. Письменные послания достигают тех, кого нет рядом с написавшими их, доходят к родным, находящимся в далеких странах, и бывает так, что прибытием своим оживляют их дух и несут спасение от бедствий и гибели. Благодаря письменности продолжает жить мудрость, заключенная в книгах, собираются вместе искры ее, рассеянные в сердцах мудрецов; посредством ее фиксируются детали переговоров и деловых соглашений – в торговле, денежных займах, приобретениях, в браке и разводе – всего не перечесть.

И в дополнение ко всем прочим благам, дарованным человеку, сотворена ему кисть руки с пальцами для исполнения тонких работ – гравировки, письма, вышивания, высекания огня – в отличие от прочих живых тварей, во всем этом не нуждающихся.

Хочу добавить к этому, что из всех органов, какие я упоминал здесь и говорил об их пользе, не найти такого, в котором не видна была бы мудрость [Творца]. Нужно лишь вглядеться в устройство и свойства их и в то, как они соединены с остальными; и все это – наглядное и убедительное свидетельство того, насколько милосерден к нам Творец. Об этом подробно писал Галинус в своей книге, и если бы мы захотели рассказать все даже только об одном-единственном органе, мы вышли бы за рамки того, что является целью данной книги. И того, что уже сказано, довольно, чтобы с Б-жьей помощью пробудить тех, кому Творец укажет путь спасения.

Однако также и мудрость Творца, заключенная в прочих [помимо человека] живых существах, их поведении и способах их питания, не ускользает от внимания того, кто наблюдает за ними и вглядывается в признаки этой мудрости, и потому книги Писания многократно возвращаются к указанной теме при описании чудес творения, как, например (Иов, 38:41): «Кто готовит ворону пищу его, когда его птенцы взывают к Б-гу…», и также (Теилим, 147:9): «Дает скотине пищу ее и воронятам, взывающим [о еде]», и т. п.

Точно так же [видит человек мудрость Творца], всматриваясь в круговращение небесных светил по орбитам, со всем разнообразием совершаемых ими движений, и в светила, несущие каждое свою службу в управлении всем, что происходит на земле,

Во всем этом мы видим несомненные знаки мудрости и могущества – все, чего не может вместить человеческий разум и описать человеческий язык, как сказал царь Давид, мир ему (Теилим, 19:2): «Небеса повествуют о славе Г-спода, и о деяниях рук Его – небесный свод», и еще (Теилим, 8:4): «Вот вижу я небеса Твои – изделие пальцев Твоих, луну и звезды, Тобой установленные [на местах своих]».

Но величайшее чудо из всех великих творений, с которыми встречается ежедневно глаз человека, – это небо. Ибо повсюду, где бы ни находился человек на земле, он видит половину небесного свода, охватывающего землю, и если вглядится в него человек пытливым взглядом, увидит, что нет предела могуществу, мудрости и величию Того, кто сотворил все это по желанию Своему. Когда мы видим какие-то остатки строений, возведенных древними людьми, нас поражает способность их построить что-либо подобное, ибо то, что мы видим, дает представление о физической силе и целеустремленности тех людей, дерзнувших выстроить себе подобные крепости. И если так сильно впечатляет нечто столь небольшое, не добавляющее много к нашим собственным свершениям, – сколь же должно было бы потрясать нас творение неба, земли и всего, что есть на них, – без труда и усталости, без напряжения и изнеможения, творение из ничего и ничем не вынужденное – но только по воле и желанию Его, как сказано (Теилим, 33:6): «Словом Г-спода небеса сотворены, и дыханием уст Его – все воинство их».

И еще одно благо даровано человеку: так же, как внимательный взгляд на знаки мудрости в творениях свидетельствуют о Б-жественности и единстве Творца, точно так же нет ни одного творения, которое не несло бы человеку того или иного блага и пользы, хотя благо это не всегда бывает открытым [нашему взору и разуму]. Возьмем, к примеру, свет и тьму: польза света совершенно очевидна, тогда как польза тьмы неочевидна. Человек во тьме теряется, становится беспомощным и застывает в неподвижности. Однако, если бы не ночь, многим животным грозило бы истощение и вымирание из-за непрерывных трудов и напряжения. Кроме того, ночь разделяет времена, позволяет установить временные периоды, которые без нее были бы нам неведомы [сутки, часы и т. п.], и получить представление о длине человеческой жизни и о том, как она коротка. И если бы все процессы протекали без изменений, то не было бы у нас заповедей, связанных со временем, – ни Субботы и праздников, ни постов, – и не могли бы люди договариваться о совместных делах на то или иное время, и не могли бы овладеть никакими познаниями, связанными со временем… И никакие животные не могли бы переваривать пищу должным образом [ибо ее переваривание происходит главным образом ночью].

Из-за того, что человек нуждается в свете также и в ночное время для каких-то своих дел, а также ради больных, нуждающихся в присутствии других людей в это время, дал человеку Творец вместо дневного света свет огня, чтобы пользоваться им ночью и гасить по желанию своему.

Удивительно также, что цвет [чистого] неба полезен и укрепляет зрение; он относительно темен и имеет особое свойство помогать глазу. И если бы цвет неба был белым, это было бы вредным для глаз всех животных и ослабляло бы их. Подобным же образом мы находим и другие признаки мудрости во всех творениях.

Одно из многочисленных благ, которыми Б-г удостоил нас, – это страх перед человеком, который Он вложил в животных, способных ему повредить, как сказано (Берешит, 9:2): «И боязнь и страх перед вами будет у всякого зверя, что на земле, и у всякой птицы небесной, у всего, что движется по земле, и у рыб морских; в ваши руки отданы они». [Так сделал Творец], чтобы [даже] младенец чувствовал себя в безопасности перед кошкой, мышью и т. п. Но когда человек умирает, он лишается этой защиты, как сказали наши мудрецы, будь благословенна их память (Шаббат, 151б): «Живого младенца даже в первый день его жизни не нужно охранять от мышей, но мертвого Ога, царя Башанского, нужно охранять от них, как сказано: “И боязнь и страх перед вами будет у всякого зверя…”»

Есть еще одна вещь в нашем мире, которую следует увидеть и понять [из наблюдений] за всеми созданиями, высшими и низшими, малыми и большими. Она скрыта от глаз, однако на ней основано мироздание, и через нее все приходит к полноте своей и совершенству, оставаясь недоступным [непосредственному] восприятию посредством телесных органов чувств. Это – сила [внутреннего] движения, присущая всем составленным [из смеси четырех первооснов: земли, воды и т. д., см. выше] творениям. Только лишь разум [но не чувства наши] способен постичь ее на основе тех изменений [в творениях], которые замечают наши чувства [автор имеет в виду такие процессы, как зарождение и рост живого, обмен веществ в нем, разложение мертвых тел и т. п. – все то, что наши чувства замечают лишь по прошествии времени, с накоплением изменений]. Без этой силы невозможно было бы ни зарождение, ни гибель никаких творений, как сказал один из философов: «Большинство всего того, что есть в природе, пребывает в постоянном изменении».

И когда ты постигнешь тайну этого движения, познаешь истинность и духовные основы, стоящие за ним, и поймешь, что это – действительно одно из чудес Б-жественной мудрости и проявление великого Его милосердия к сотворенным, тогда тебе станет ясно, что все движения твои и изменения, происходящие с тобой, неразрывно связаны с волей Творца, будь Он благословен, с Его надзором, управлением и желаниями Его, в большом и малом, скрытом и явном, – за исключением лишь того, что передал Он в руки твои – выбора между добром и злом. И когда это станет ясным тебе, сделай самого себя сторожем над всем, что с тобой происходит, над каждым движением и побуждением своим, помни, что Творец связал тебя с Собой одним узлом, и стыдись Его постоянно, трепещи перед Ним, предавай себя Его суду, принимай с любовью и желанием все Его решения, старайся понять и исполнить Его желания – и тогда будет тебе хорошо, как сказано (Теилим, 32:10): «Уповающий на Г-спода милостью окружен будет».

Одно из важных правил, в согласии с которым нужно смотреть на все, что происходит в мире, состоит в том, чтобы оценивать всякое дело по его окончанию. Ведь [нередко] бывает, что надвигаются на нас события и происшествия, как кажется нам вначале, тяжелые и неприятные, но затем мы видим, что случившееся против нашей воли чудесным образом оборачивается для нас благом; случается и обратное. Рассказывают, как однажды группа путников заночевала возле какой-то стены. Пришел туда пес и справил свою нужду на одного из них. Тот проснулся и пошел умыться. Когда он отдалился от стены, она обвалилась на его товарищей, и они погибли, а он спасся. Подобного рода происшествия случаются нередко, как и обратные им.

Одно из величайших явлений, на которые стоит обратить пытливый взор, самое драгоценное из всех благ, дарованных Б-гом животным и растениям на этой земле, – дожди, идущие в свой час, когда есть в них нужда, как сказано в Писании (Ирмияу, 14:22): «Разве есть среди ложных богов, что у [других] народов, дающие дождь, и произведут ли небеса [сами по себе] дождевые капли? Не Ты ли один, Г-сподь, Б-г наш [делаешь это]? Так будем надеяться [лишь] на Тебя, ибо [лишь] Ты сотворил все это!» Еще сказано (Ирмияу, 5:24): «И не сказали в сердцах своих: убоимся Г-спода, Б-га нашего, дающего дождь ранний и поздний в свой час; недели жатвы хранит Он для нас [чтобы не было в это время дождя, мешающего жатве (Радак, «Мецудат Давид»)]». Также и в другом месте Писание превозносит чудо дождя и его пользу, как сказано (Иов, 5:9-11): «Свершает великое и непостижимое, и чудеса бесчисленные; проливает дождь на землю и насылает воды на поля. Чтобы униженных на высоты возвести и удрученных вознести спасением».

Другая вещь, достойная удивления, – то, каким образом образуется пища из растений, Ведь одно зернышко производит тысячу себе подобных и более, если только не пострадает от разных вредоносных факторов. Говорят, что из одного пшеничного зернышка может вырасти до трехсот колосьев, в каждом из которых – более двадцати новых зерен. Огромные деревья вырастают из единственного зернышка и производят новых семян гораздо больше, чем мы упоминали в связи с пшеницей. Воздадим же должное Творцу, мудрость и милосердие которого делают возможным [такое чудо] – произрастание великого и могучего из самого маленького и слабого, как сказано (Шмуэль 1, 2:3): «…и перед Ним все сочтено и взвешено».

Неисчислимы пути пропитания, уготованные [Творцом] для каждого из видов живых существ, и человек мудрый, вглядевшись в эти пути, поймет основы замысла Творца и осознает воплощенную в них мудрость Его. Об этом говорил царь Давид (Теилим, 104:27): «К Тебе обратят упование свое – что дашь им пищу в урочный час. Дашь им – соберут, откроешь руку Свою – насытятся благом». Еще он сказал (Теилим, 145:16): «Открываешь руку Свою и насыщаешь все живое», и мы остановимся на этом подробнее, с Б-жьей помощью, в разделе, посвященном упованию.

Однако величайшие из всех благ, дарованных Творцом человеку, и самое убедительное доказательство [бытия Его, единства и могущества] – это Тора, данная нам через пророка Моше, мир ему, явленные через него знаки, изменение хода природных процессов, великие и страшные чудеса, и все это – чтобы дать нам веру в Творца, будь Он благословен, и Его пророка, как сказано (Шмот, 14:31): «И увидел Израиль силу великую, которую явил Г-сподь над Египтом, и устрашился народ Г-спода, и уверовал в Г-спода и в Моше, раба Его». И еще сказано (Дварим, 4:35): «Тебе дано было видеть, чтобы узнал ты, что Г-сподь есть Б-г, нет иного, кроме Него». И еще сказано (Дварим, 4:36): «С небес дал Он услышать тебе глас Свой, чтобы дать тебе назидание, и на земле показал тебе великий огонь Свой, и слова Его слышал ты из огня».

И если в наши дни пожелает человек увидеть что-либо подобное тем чудесам, пусть обратит свой взор, жаждущий истины, на пребывание наше в окружении других народов с тех пор, как мы отправлены в изгнание. На то, как мы ведем среди них все наши дела, при всем несогласии нашем с ними, как скрытом, так и явном, о котором им известно. Ты увидишь, что в сфере материальной, в том, что касается пропитания, их проблемы достаточно сходны с нашими, и случается, что наше положение во время войн и смут [даже] предпочтительнее, чем их. Ты можешь убедиться, что у них люди среднего достатка и крестьяне в деревнях трудятся больше, чем евреи среднего достатка и наши бедняки, как обещал нам наш Творец, будь Он благословен (Ваикра, 26:44): «Но и при всем этом, когда они будут в земле врагов своих, не презрю Я их и не возгнушаюсь ими так, чтобы истребить их и нарушить завет Мой с ними, ибо Я – Г-сподь, Б-г их». И также Эзра сказал (Эзра, 9:9): «Ибо рабы мы, но в рабстве нашем не оставил нас Б-г наш», и еще сказано (Теилим, 124): «Если бы не Г-сподь, который был с нами, – пусть скажет Израиль… когда встал на нас человек [враг], то проглотили бы нас живьем в гневе пылающем… захлестнули бы нас воды злые. Благословен Г-сподь, который не отдал нас им в зубы на растерзание…» и т. д. [«Сказал Адрианус (император Рима) раби Йеошуа: велика (сильна) овца (имея в виду еврейский народ), которая может устоять среди семидесяти волков! Ответил тот ему: велик пастух, который спасает и охраняет ее!» («Мидраш Эстер Раба», 10).] <…>

Одна из вещей, на которые стоит обратить внимание, – это согласие людей и объединение их, при всех различиях, какие есть между ними, вокруг идеи назначить одного из них [правителем] над собой. И все принимают на себя служение ему, подчиняются его приказам и предупреждениям, боятся его. Он же, со своей стороны, бережет и щадит их, судит между ними справедливо, руководит ими во имя общей пользы, так, чтобы не пришли в упадок их дела, и не одолел их враг. Но если бы каждый из людей беспокоился лишь о себе и отбрасывал все прочие заботы, то не могли бы люди договориться, чтобы построить [хотя бы одну] башню или стену [для защиты города], и оказались бы все их [общественные] дела заброшенными.

Тем более есть польза [в учреждении власти царя], если он соблюдает установления Торы и правит на основе справедливых законов, идя путями прямыми и верными, если он подчиняет себя Торе и во всем ведет себя честно и справедливо. Этим он укрепляет свою власть и закладывает основы своего царства на долгие времена, как сказано (Мишлей, 20:28): «Милость и истина охраняют царя, милостью поддерживает он трон свой», и сказали наши мудрецы (Авот, 3:2): «Молись о благополучии царства, ибо, если бы не страх перед ним, люди глотали бы друг друга живьем».

И еще одна важная вещь, в которой надлежит усмотреть знак Высшей мудрости и благо, дарованное людям Творцом, – это повсеместное использование золота и серебра [и сделанных из них денег] в делах купли-продажи по взаимному согласию всех людей и стремление к их накоплению. Все это – потому, что Творец желает людям добра и пользы, ибо, если не будут люди стремиться к обладанию деньгами, то голодный или жаждущий, даже имея много золота и серебра, не сможет приобрести ничего из того, в чем он нуждается. И точно так же больной не сможет исцелиться посредством золота и серебра, ибо для изготовления лекарств используются обычно другие вещества и материалы, и очень редко – золото и серебро.

Еще одна деталь, в которой проявляется мудрость Творца, – это такое распределение золота и серебра, что у небольшого числа людей их много, а у большинства – мало. Но если бы у всех людей их было много, то ничего нельзя было бы за них получить.

[И в самой природе золота и серебра заложено противоречие]: во-первых, за малое их количество можно купить много товаров, а во-вторых, они, несмотря на высокую ценность, бесполезны сами по себе. В этом мы можем усмотреть великую мудрость, заложенную в замысел творения.

Посмотрим также на некоторые из вещей, в которых нуждается тело человека, пока он остается в этом мире. Среди них есть такие, которые имеются [в нашем мире] в большом количестве, тогда как другие – лишь в малом, соответственно нужде в них. Все самое нужное есть повсюду, а то, без чего можно какое-то время обойтись, найти труднее, ибо оно встречается реже, и его меньше. Так, к примеру, воздух для дыхания, без которого нельзя обойтись даже короткое время, сделал Творец доступным для всех, повсюду и в любое время.

Вода необходима для жизни в той же мере, что и воздух. Однако, поскольку без нее можно обойтись дольше, чем без воздуха, сделал Творец так, что она есть [почти] повсюду на земле, собранная в специальных местах – водоемах, и туда приходят животные [на водопой], – но все же вода не находится буквально везде, как воздух. Людям приходится иногда покупать ее за деньги, в отличие от воздуха, да и разным видам животных она доступна в разной мере, а не так, как воздух, равно доступный всем.

Все живое нуждается также и в пище, но без нее можно обойтись гораздо дольше, и ее легче заменить [один ее вид другим], чем воздух или воду, и потому пища более труднодостижима, чем те, и все же ее достаточно много, и она вполне доступна людям.

Что же касается одежды, которую делают из кожи животных, их шерсти или из растительных волокон, то в сравнении с пищей без нее легче обойтись или заменить чем-либо, либо удовлетвориться минимумом ее, и потому она сравнительно менее доступна, чем пища.

Однако, что касается драгоценных камней, золота, серебра и других подобных материалов, которые мы находим в природе, то, поскольку нужда в них самих очень невелика, и вся их ценность основана на соглашении между людьми, их невозможно найти даже у многих людей вместе в том количестве, в каком можно найти еду у одного! И это – по той причине, о которой мы упоминали выше: указанные предметы таковы, что человек может существовать и без них.

Слава мудрому Творцу, который щадит и жалеет Своих рабов, постоянно видит все их нужды и заботится о них, как сказал Он Своему пророку Йоне (Йона, 4:10): «Ты пожалелкикайон [вид дерева], над которым не трудился и не растил его, и который за одну ночь вырос и за одну ночь пропал. Как же мне не пожалеть Нинве – большой город…». А Давид сказал (Теилим, 145:9): «Благ Г-сподь для всех и милосерден ко всем творениям Своим».

Перевод – рав П. Перлов, приведено с сокращениями. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за разрешение использовать их материалы.


http://www.beerot.ru/?p=23585