Ховот а-Левавот — 32 — Врата смирения — Раздел 10 — Польза от смирения в этом и будущем мире

Дата: | Автор материала: Рабейну Бахае бен Йосеф Ибн Пакуда

2040

РАЗДЕЛ ДЕСЯТЫЙ

Качество смирения приносит человеку пользу в шести вещах; три из них относятся к делам этого мира, а три другие – к делам мира Грядущего.

Первая из тех вещей, которые относятся к делам этого мира, состоит в том, что человек рад своей участи, поскольку того, кто проникнут гордыней и ощущением своего величия, не может насытить весь мир со всем, что в нем есть, из-за высокомерия его и пренебрежения тем, что досталось ему в удел. Но когда он приобретает качество смирения, он не видит в себе никаких достоинств, и того, что приходит к нему в этом мире, довольно ему для пропитания и удовлетворения всех потребностей. Так он приходит к душевному спокойствию, и уменьшается его страх; он ест то, что случится ему достать, одевается в то, что есть, спит, как придётся, и довольно ему малой доли из благ этого мира благодаря его смирению. А гордец никак не восполнит недостающего ему – из-за высокомерия своего и гордыни, как сказал мудрец: «Праведник ест досыта, а чрево нечестивых не знает сытости» (Мишлей, 13:25).

Вторая [из упомянутых шести вещей]: человек смиренный способен к терпению в час беды и перемен к худшему – благодаря скромности и кротости духа, тогда как у гордеца страх велик, а терпения мало перед лицом подобных бедствий и перемен – из-за высокомерия, заносчивости сердца и [постоянного] недовольства своим положением. О таких сказало Писание: «Как же пал ты с небес – утренняя звезда, на землю низвергнутая! Ты, бросающий жребий о народах!» (Йешаяу, 14:12).

Третья вещь: человек смиренный больше нравится людям, более любим ими; он больше способен принимать их точку зрения и вести себя согласно их обычаям.

Рассказывают об одном царе, который всегда ходил быстро [в отличие от большинства царей], и когда его спросили о причине этого, он ответил: во-первых, для того, чтобы отдалиться от гордыни, а во-вторых, для того, чтобы быстрее осуществлять то, что он желает осуществить.

И также спросили одного из мудрецов: как ты удостоился стать духовным главой всего своего поколения? Он ответил: я не встретил ни одного из них [людей своего поколения], в ком не увидел бы превосходства надо мной самим. Если он превосходил меня в мудрости, я говорил себе: он [также] и Б-га боится больше меня – из-за своего превосходства в мудрости. Если же он уступал мне в мудрости, я говорил себе, что его грехи будут весить меньше моих в день суда, ибо я преступаю закон предумышленно, а он – по незнанию. Если он был старше меня летами, я говорил: его заслуги больше моих, так как он раньше меня пришёл в этот мир; если же он был моложе, я говорил, что у него меньше грехов, чем у меня. Если же он был равен мне и по возрасту, и по мудрости, я говорил, что, быть может, его сердце перед Б-гом лучше, чем моё, ведь я знаю мои грехи, совершённые доныне, а его грехов не знаю. Если он был богаче меня, я говорил, что благодаря своему богатству он мог лучше меня служить Творцу, делать больше добрых дел и помогать бедным. Если же он был беднее меня, то я говорил, что он подавлен духом и скромен более меня из-за своей бедности, и тем он лучше меня. И я не отступал от того, чтобы оказывать всем уважение и смиряться перед ними.

И так сказали наши учителя, будь благословенна их память: «Суди о каждом человеке, стараясь найти ему оправдание» (Пиркей Авот, 1:6), и также сказали: «Принимай любого человека приветливо» (там, 1:15), и ещё сказали: «Будь чрезвычайно скромен» (там, 4:4), и ещё сказали: «Пусть человек всегда будет гибок, как стебель тростника, и не будет несгибаем, как кедр; за то и удостоился стебель тростника, что из него изготовляют перо, которым пишут свитки Торы, тфилин и мезузы» (Таанит, 20:2).

Четвёртая [из упомянутых шести вещей] относится [в отличие от предыдущих] к делам Будущего мира: человеку смиренному легче обрести мудрость, ибо его влечёт к мудрецам; он проявляет покорность перед ними, приходит к ним, как сказано: «Идущий к мудрецам – обретёт мудрость» (Мишлей, 13:20), и сказали наши мудрецы, будь благословенна их память: «Пусть будет дом твой домом собрания мудрецов, и [сиди] в пыли у ног их, и впитывай с жадностью их слова» (Пиркей Авот, 1:4). И тогда Б-г поможет в обретении мудрости, как сказано: «Наставит Он смиренных в правосудии и обучит смиренных Своему пути» (Теилим, 25:9). Но человек высокомерный не сможет овладеть мудростью по-настоящему, и не достичь ему завершённого ясного знания, поскольку гордость не позволяет ему идти к мудрецам, знатокам Торы, как сказано: «Нечестивый задирает свой нос; не ищет [слова мудрого]; “нет Б-га” – вот все дурные помыслы его» (Теилим, 10:4).

[Раши и другие комментаторы объясняют слова «баль идрош» как «не взыщет» [Б-г за грехи, как полагает нечестивый], но автор, по-видимому, понимает эти слова иначе, так, чтобы они могли указывать на причину, по которой нечестивый не овладевает мудростью.]

Пятая [вещь]: человек смиренный спешит в делах служения; он расторопен и старателен в них, не делает их предметом своей гордости и не пренебрегает никакими их них, как сказали наши мудрецы: «Будь осторожен в лёгкой заповеди, как в тяжёлой» (Пиркей Авот, 2:1). В то же время гордец нетороплив в служении из-за заносчивости сердца и равнодушия своего, и ничего не чувствует, пока не скатится вниз, как сказано: «Говори царю и матери царя: сядьте пониже, ибо упала с головы вашей корона красы вашей» (Ирмияу, 13:18), и также сказано: «Шесть вещей ненавидит Г-сподь… [и первая из них] – глаза, горделиво воздетые» (Мишлей, 6:16 – 17).

Шестая [вещь]: добрые дела человека смиренного приемлемы Б-гом, как сказано: «[Словно] жертвы для Б-га – дух сокрушённый» (Теилим, 51:19), и грех его быстро прощаем, когда он раскаивается, как сказано: «Признавшийся [в грехе] и оставивший его – помилован будет» (Мишлей, 18:13), и также сказано: «Если унижены [грешники перед тобой] – скажешь: гордыня [их стала причиной их унижения]; но тех, у кого потуплены очи, спасает [Г-сподь]» (Иов, 22:29).

Из этих десяти основ смирения [о которых шла речь в десяти разделах данной части этой книги] тебе станут ясными, брат мой, прочие достоинства этого столь важного и возвышенного качества, такие, о которых я не упоминал здесь, в этой части. Помни то, на что я старался обратить твоё внимание, относящееся к этим достоинствам, и утверди это напротив глаз своих, и думай об этом постоянно, и постарайся приобрести это, и храни это [среди сокровищ] своей души, [вместе с достойными] качествами её постоянно, и вооружись помощью Б-га [проси Его о помощи] во всём этом, чтобы приблизиться к Нему и быть Ему желанным. Быть может, Он дарует тебе исправление и укажет путь к Себе, как просят Его об этом праведные люди после молитвы «Восемнадцать благословений»: «Б-г мой! Огради язык мой от злословия, а уста – от лживых речей! И перед проклинающими меня пусть безмолвствует душа моя; подобной праху земному да будет она перед всеми».

Оберегайся нечестивых размышлений и дурного побуждения, подталкивающего тебя к высокомерию, гордыне, стремлению к высокому положению, величию, власти, известности среди людей. Царь Шломо учит нас тому, каким должен быть тот верный «средний путь», которого должен держаться человек в этом мире: «О двух вещах просил я у Тебя; не откажи мне в них прежде, чем умру: пустоту и обман удали от меня; бедности и богатства не давай мне [в удел]» (Мишлей, 30:7), и ещё он сказал: «Вдруг, пресытившись, я стану отрицать [Творца], и скажу: кто Г-сподь? Или – обеднею я и украду» (там, 30:9).

Проснись, брат мой, и не уклоняйся от того, чтобы излечить болезнь гордыни в своей душе и в душевных качествах твоих теми целительными средствами, которые я указал тебе. И пусть не остановит тебя на этом пути то, что ты видишь, что множество людей отказываются от того, чтобы излечить эту болезнь их душ. Не говори: пусть меня постигнет то же, что и их! Ведь тогда ты уподобишься слепому, которому попали в руки целительные снадобья, могущие его излечить, а он не торопится воспользоваться ими и говорит: пусть меня постигнет то же, что и моих слепых друзей! И тот, кто услышит от него эти слова, посмеётся над ним, сочтёт его слова глупостью, а его самого – безумцем.

Поэтому подумай о себе и постарайся позаботиться о себе изо всех сил, и не ленись делать то, что будет полезным тебе в этом мире и в Грядущем мире; чтобы не случилось так, что ты умрёшь, не достигнув желаемого тобой из тех духовных достижений, которые могли бы быть твоими, как сказал мудрец: «Влечение лентяя [к покою] убьёт его» (Мишлей, 21:25), и также сказано: «Полем лентяя проходил я и виноградником человека без [мудрого] сердца. И вот, зарос он крапивою, покрыт бурьяном» (там, 24:30 – 31).

Пусть же Б-г, со Своим милосердием и милостью, научит нас и тебя путям служения Ему. Амен.

Перевод – рав П. Перлов, приведено с сокращениями. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за разрешение использовать их материалы.


http://www.beerot.ru/?p=26675