Ховот а-Левавот — 12 — Врата упования — Раздел 5

Дата: | Автор материала: Рабейну Бахае бен Йосеф Ибн Пакуда

2089

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ

Обратимся теперь к следующему вопросу: чем отличается тот, кто полагается на Б-га в добывании средств к жизни, от того, кто не полагается? Таких отличий семь.

Первое отличие: тот, кто полагается на Б-га, с желанием принимает Его решения во всех своих делах, благодарен Ему как за хорошее, так и за плохое, как сказано (Иов, 1:21): «…Г-сподь дал – и Г-сподь взял; да будет имя Г-спода благословенно!», и также сказано (Теилим, 101:1): «…[И] милость Твою, и суд я воспою…». Объясняют наши мудрецы, будь благословенна их память (Брахот, 60б): «Если [проявит Он ко мне] милость – воспою, и [даже] если осудит [и накажет] – воспою». И еще сказали (Брахот, 54а): «Человек обязан благословлять Б-га за зло так же, как благословляет Его за добро». Однако тот, кто не полагается на Б-га, – когда хорошо ему, восхваляет за то самого себя, как сказано (Теилим, 10:3): «Ибо хвалится злодей [утолением] вожделений души своей, и грабитель сам себя благословляет, хулит Г-спода», а когда ему плохо – негодует на Б-га, как сказано (Йешаяу, 8:20): «…И когда голоден будет и злобен – проклянет царя своего и [ложных] божеств своих, и обратится вверх [к Г-споду – проклиная его]».

Второе отличие: у того, кто полагается на Б-га, душа пребывает в спокойствии, а сердце безмятежно, каким бы ни был для него приговор [Творца], ибо знает он, что Творец ведет его дела во благо ему – в этом мире и в мире грядущем, как сказал Давид, мир ему (Теилим, 62:6): «Но пред Б-гом – безмолвствуй, душа моя, ведь на Него – моя надежда». Однако тот, кто не полагается на Б-га, – всегда в страдании, в непрерывной тревоге, в печали и скорби; не отстанут они от него ни в час добра, ни в пору зла [сказанное означает, что даже тот, кто принадлежит к категории «злодей, которому хорошо», не может быть по-настоящему счастлив, – так, как может быть счастлив праведник]. В час добра – потому, что он [всегда] недоволен своим положением, и [постоянное] его стремление – добавлять, и приумножать, и грести под себя. А в пору злую для себя – потому, что он питает отвращение к своему положению [не желая принять приговор]; оно вступает в противоречие с его вожделениями, с его природой и душевными свойствами, как сказал об этом мудрец (Мишлей, 15:15): «У бедного [у того, кто считает себя бедным из зависти к тем, кто богаче его] – все дни дурны, а у кого в сердце добро – пир непрестанный [как сказано (Авот, 4:1): “Кто богат? Тот, кто рад своей доле”]».

Третье отличие: тот, кто полагается на Б-га и занимается добыванием пропитания, не возлагает в своем сердце надежд на материальные средства. Он не ждет от них ни пользы, ни ущерба, полагая [причины пользы или ущерба] только в воле Б-га и занимаясь [материальными делами] только потому, что он избрал служение Творцу, который повелел заниматься делами этого мира для его заселения и обустройства. И если его занятия принесут ему заработок или предотвратят ущерб, он будет благодарить за это одного лишь Б-га, и не увеличит своей любви и привязанности [к тем занятиям и средствам, что принесли ему успех], и не возложит на них своих упований, а укрепит свою уверенность в Б-ге, чтобы [еще больше] полагаться на Него в своем сердце, – на Него, но не на материальные причины. А если они не принесут ему успеха, он будет верить, что его пропитание придет к нему тогда, когда пожелает того Г-сподь, тем путем, который будет Ему угоден, и он не возгнушается теми делами [что не принесли ему на этот раз успеха], и не оставит их, видя в них свое служение Творцу.

Тот же, кто не полагается на Б-га, занимается добыванием пропитания, полагаясь на материальные причины и веря, что именно они приносят успех или предотвращают ущерб. И если они [действительно] принесут ему пользу и успех, он превозносит и их, и свои усилия, и остановит на них свой выбор, и не изменит им. Но если нет – он оставит их, возгнушается ими, и они утратят для него всю свою притягательность, как сказано (Хавакук, 1:16): «Потому приносит он жертвы сети своей и воскуряет своему неводу…»

Четвертое отличие: тот, кто полагается на Б-га, когда у него остается что-то сверх необходимого, тратит это на цели, угодные Творцу благословенному, с душевной щедростью и добрым сердцем, как сказано (Диврей а-Ямим 1, 29:14): «Ибо от Тебя – все, и [взятое] из руки Твоей отдали мы Тебе». Однако тому, кто не полагается на Б-га, даже всего мира со всем, что его наполняет, недостаточно для пропитания и удовлетворения нужд его. Он жалеет свое имущество и не желает пользоваться им, чтобы исполнить свой долг перед Б-гом и перед людьми, и не чувствует, что лишается его [из-за этого], пока не останется ни с чем, как сказано (Мишлей, 11:24): «Есть тратящий [свое имущество на добрые дела] – а у него прибавляется; и есть сберегающий [его от добрых дел] – но в убыток себе».

Пятое отличие: тот, кто полагается на Б-га, пользуется материальными средствами этого мира для того, чтобы приготовить себе припасы в тот путь, в который он отправится, оставив этот мир, – приготовить то, в чем он будет нуждаться в месте своего вечного пребывания. Он станет заниматься лишь тем, что, как это ясно ему, помогает исполнению Торы и приобретению будущего мира; делами же, которые будут для него помехой в Торе и приведут к нарушению воли Творца, он не станет заниматься, чтобы не навлечь на себя недуг вместо исцеления. Однако тот, кто не полагается на Б-га, а надеется на вещи, связанные с материальным миром, и находит в них опору, – он не отказывается ни от какой из них; он будет заниматься и достойным делом, и предосудительным, и не задумается о том, что ждет его в будущем [когда он оставит этот мир], как сказал мудрец (Мишлей, 14:16): «Мудрый узрит – и отойдет от зла».

Шестое отличие: тот, кто полагается на Б-га, любим самыми разными людьми; они доверяют ему, зная, что он не причинит им вреда. Они принимают его всем сердцем и не испытывают перед ним страха, ни за своих жен, ни за свое имущество. Он же, со своей стороны, тоже не опасается их, зная, что ни одно творение не в состоянии ни принести ему пользу, ни причинить вред, и потому он не боится ущерба от них так же, как не ожидает пользы. И из-за того, что он не опасается их, а они – его, он будет любить их, а они – его, как сказано (Теилим, 32:10): «…уповающий на Г-спода милостью окружен будет».

[В качестве иллюстрации можно привести историю из Талмуда (Хулин 7б) о том, как одна женщина шла следом за р. Ханиной, пытаясь собрать пыль из-под его ног для целей колдовства. Заметив ее, он сказал: «Собирай, это не поможет тебе! Ибо нет никого, кроме Него [Б-га, решающего наши судьбы]!» Все это не означает, однако, что человек не обязан остерегаться опасности – не стоять, к примеру, под стеной, готовой обрушиться, и точно так же – в отношениях между людьми. Однако мера и характер усилий в этом зависят от того, насколько человек действительно полагается на Б-га – как и в добывании пропитания. Еще во время странствий сынов Израиля в пустыне некоторые из них находили манн прямо у собственного порога, а другим приходилось идти искать его далеко.]

Того же, кто не полагается на Б-га, не любит никто, ибо он исполнен ревностью и завистью ко всем и думает, что всякое благо, которое пришло к кому-то другому, отнято у него. Пропитание их – отнято от его пропитания, и все недостижимое для него, что могло бы служить для утоления его вожделений, – недостижимо из-за них, ибо они могли бы доставить все это ему. Если же случится что-то плохое с его имуществом или с детьми, он будет думать, что они причинили ему все это, и что они в состоянии предотвратить ущерб и отвести он него зло. И из-за того, что все эти мысли изначально укоренены в его душе, он проникается отвращением к людям и приучается злословить о них, проклинать и ненавидеть их. И он сам – низок и омерзителен в обоих мирах, как сказано в Писании (Мишлей, 17:20): «Извращенному сердцу не найти добра…».

Седьмое отличие: тот, кто надеется на Б-га, не печалится, когда не исполняется какое-то его желание, или когда у него нет чего-то того, что он любит; и не копит [на будущее] того, что есть сейчас. Он не стремится заработать больше, чем нужно на этот день, ибо его сердце не тревожится за день завтрашний. Ведь [так же, как] он не знает, когда придет его конец, и надеется на Б-га, что Он продлит ему дни, надеется он и на [то, что Б-г приготовит ему] пропитание. Он не радуется заранее [тому, что его ждет] в будущем, и не печалится заранее, как сказано (Мишлей, 27:1): «Не хвались завтрашним днем, ибо не знаешь, что принесет день», и еще сказал Бен Сира (Санедрин, 100б): «Не скорби о завтрашней беде, ибо не знаешь, что принесет день; быть может, тебя уже не будет, и окажется, что скорбел о [делах] того мира, который [уже] не твой». Волноваться и печалиться следует [лишь] о своих неисполненных обязанностях перед Творцом, и стараться расплатиться с этим долгом, насколько возможно, – как в делах, видимых всем, так и в скрытом от глаз людей. Ко всему этому человек приходит, размышляя о смерти, о дне, когда будет он взят [из этого мира]. Страх, что смерть придет к нему внезапно, прибавляет ему усердие и расторопность в приготовлении припасов на будущее, и не заботят его приготовления для нужд этого мира, как сказано (Авот, 2:10): «Вернись [к Г-споду] за день до смерти своей», и наши мудрецы объяснили это следующим образом (Шаббат, 153а): «Пусть вернется [человек] к [Г-споду] сегодня, ведь может случиться, что он умрет завтра; и окажется, что он возвращается [к Г-споду] во все свои дни»; и еще об этом сказано (Коэлет, 9:8): «Во всякий час будут твои одежды чисты…»

Но тот, кто не полагается на Б-га, множит свои печали из-за частых бедствий, которые обрушивает на него этот мир, и из-за того, что никто не любит его, и остаются неудовлетворенными его желания; он старательно копит имущество, как будто уверен, что никогда не оставит этот мир, и отступила от него угроза смерти, как будто дни его никогда не истекут, и жизнь никогда не иссякнет. Не помнит он о [неизбежном] конце своем и занят делами этого мира. Не заботят его [изучение и исполнение] Торы, припасы [для предстоящего пути] и удела его в мире вечном. И будет уверенность его в долгоденствии своем в этом мире причиной постоянной тяги к наслаждениям его и безразличия к тому, что ждет его в грядущем.

И когда станут его порицать и учить, и спросят: «До каких пор ты будешь уклоняться от того, чтобы подумать о припасах в путь и об уделе своем в мире вечном?», он ответит: «До того дня, когда будет у меня довольно для пропитания моего и всех нужд, – мне и всем домашним, жене и детям, – до конца наших дней. А уж тогда отдохнет моя душа от волнений этого мира, и начну выплачивать свой долг Творцу, и подумаю о припасах для будущего мира».

Перевод – рав П. Перлов, приведено с сокращениями. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за разрешение использовать их материалы.


http://www.beerot.ru/?p=22753