Ховот а-Левавот — 7 — Врата упования — Раздел 3 — Часть 2

Дата: | Автор материала: Рабейну Бахае бен Йосеф Ибн Пакуда

1647

Существуют две причины, по которым Творец обязал человека непрерывно заботиться о [естественных] путях своего пропитания и обеспечения прочих своих нужд.

Первая причина состоит в том, что [Б-жественная] мудрость [нашла нужным] подвергнуть человека проверке, заставляя его делать выбор: служить [Творцу] или противиться Его воле, и [Творец] ставит человека перед испытанием, которое ясно покажет его выбор. Оно состоит в том, что человек нуждается во многих вещах из внешнего мира: в еде, питье, одежде, в жилище, в половом партнере. Творец повелел людям искать все это и добывать для себя предуготовленными [Им самим для людей] средствами, определенными способами, в известные времена. И то, о чем повелел Творец, что должно быть дано человеку, то и достанется ему как результат его усилий [в материальной сфере]. А то, о чем не повелел Творец, что должно быть дано человеку, он не получит, ибо все усилия его в этом не принесут плодов. И из всего этого станут ясными достижения человека [в служении Творцу] и его прегрешения, в мыслях его и в его выборе, и какими путями он идет [хорошими или дурными, полагается ли он на Б-га или на силу своей руки], и чего он вследствие этого достоин – награды или наказания, и даже если ему удалось не все задуманное им.

Вторая причина состоит в следующем: если бы человек не был вынужден трудиться в поисках пропитания, то он оставил бы Творца и устремился за грехом. Он презрел бы свой долг перед Б-гом – долг за благо, которое тот дает ему, как сказано (Йешаяу, 5:12): «И были кинор и арфа, тимпан и свирель, и вино на пиршествах их, а на дела Г-спода не смотрят и творений рук Его не видят!» И также сказано (Дварим, 32:15): «И отучнел Йешурун, и залягался; отучнел ты, растолстел, разжирел; и оставил он Б-га, создавшего его…» Сказали наши мудрецы, будь благословенна их память (Авот, 2:2): «Хорошо сочетать изучение Торы с земными трудами и заботами, ибо труды в каждом из этих дел отвлекают от греха. Но всякое изучение Торы, не сопровождаемое земными трудами, в конечном итоге оказывается пустым и влечет за собой грех». Тем более [дойдет до греха] человек, у которого нет удела ни в одном из этих занятий, не обративший своего сердца ни к тому, ни к другому.

И по великой Своей милости к человеку возложил на него [Творец] заботы о делах этого мира и о доле его в мире грядущем, так, чтобы человек трудился над этим все дни своей жизни и не доискивался бы того, что ему не нужно и чего он не может постичь своим умом, как, например: что было прежде Творения мира и что будет в конце всего. Обо всем этом сказал мудрейший из людей (Коэлет, 3:11): «…И также [труды и заботы] мира в сердца вложил так, чтобы не разумел человек дело, которое делает Б-г, от начала до конца».

Если человек проявляет усердие в своем служении, и избирает для себя путь страха перед Б-гом, и полагается на Него как в том, что связано с Торой и служением, так и в делах этого мира, отстраняется от своих дурных качеств и стремится к добрым, не отворачивается [от Б-га], когда его жизнь течет спокойно, не сворачивает со своего пути, стремясь к тихой жизни, и не совращает его злое побуждение, и не действуют на него чарующие соблазны этого мира, – тогда исчезнет для него необходимость трудиться ради пропитания, потому что исчезнут упомянутые выше две причины ее: потребность испытать его и возможность того, что он отвернется [от Б-га] из-за благ [получаемых им]. И тогда он будет получать свое пропитание без труда и изнурения, столько, сколько ему требуется, как сказано (Мишлей, 19): «Не даст Г-сподь голодать душе праведника…».

Возможно, что кто-нибудь скажет: «Но ведь мы видим, что некоторым праведникам пропитание достается не иначе, как ценой тяжкого труда и изнурения, в то время как многие грешники благоденствуют и живут в довольстве и усладе!» Мы ответим на это, что пророки и благочестивые люди издавна исследовали эту тему. Спросил один из них (Ирмияу, 12:1): «…Почему же путь злодеев успешен?..», а другой спрашивает (Хавакук, 1:3): «Зачем Ты показываешь мне нечестие и на несправедливость взираешь? Грабеж и разбой предо мною; раздор был, и ссора поднялась», и вслед за этим говорит (там, 1:4): «…Ибо злодей окружает [подобно вражескому войску] праведника…», и далее говорит (там, 1:13): «Почему Ты смотришь [безучастно] на изменника, молчишь, когда губит злодей того, кто праведнее его?» Еще один из них сказал (Теилим, 73:12): «Вот, эти – злодеи, и вовек в покое пребывают, и богатства достигли», и дальше он говорит (там, 73:13-14): «А я понапрасну очищал сердце свое и омывал в прямоте моей руки свои. И поражаем я был каждый день, и горе со мною каждое утро», и сказал один [из пророков] о людях своего поколения (Малахи, 3:15): «…И устроились творящие зло; и Б-га испытали, и спаслись»; и еще много подобного этому можно найти в Писании.

И пророки не стали давать [общий] ответ, разъясняющий проблему. Ибо причина [страданий] у каждого из испытуемых праведников – своя; она не такова, как у другого. Также и у каждого из благоденствующих злодеев своя причина к этому, отличающаяся от той, что у другого, и потому сказано в Торе (Дварим, 29:28): «Сокрытое – Г-споду, Б-гу нашему, а открытое – нам и сыновьям нашим…», и подобно этому сказано (Коэлет, 5:7): «Если увидишь в стране притеснение бедных, а суд и справедливость отняты, – не удивляйся этому…», и также сказано в Торе (Дварим, 32:4): «Он – оплот, совершенны деяния Его, ибо все пути Его – правосудие».

И все же я счел нужным привести объяснение, которое может хотя бы в какой-то мере удовлетворить нас.

[Первая возможная] причина того, что праведнику не будет дано пропитание, пока он не потрудится, зарабатывая его, и будет этим испытан, – это его прошлый грех, за который он должен расплатиться, как сказано (Мишлей, 11:31): «И праведнику воздастся на земле [за грех]…»

Другая [возможная причина: страдания приходят] ради того, чтобы дать за них награду в будущем мире, как сказано (Дварим, 8:16): «…чтобы впоследствии сделать тебе добро».

Следующая [возможная причина]: показать другим людям его страдания и то, как он достойно переносит их на путях своего служения Творцу, чтобы они учились у него, как это мы видим на примере Иова.

Следующая [возможная причина]: из-за греховности людей его поколения. Творец испытывает его бедностью, лишениями и болезнями, чтобы показать его праведность, его служение Б-гу и то, как он отличается в этом от злодеев, как сказано (Йешаяу, 53:4): «И он болезни наши [причиненные нашими грехами] переносил, и боли наши он терпел…»

Следующая [возможная причина]: из-за того, что этот праведник не ревновал за Б-га [протестуя против грешных дел людей своего поколения] и призывая их к исправлению, как это мы видим на примере сыновей первосвященника Эли (Шмуэль 1, 2:36): «И будет: каждый оставшийся из дома твоего [из потомства сыновей Эли – Пинхаса и Хофни] придет поклониться ему [Цадоку, из потомства которого будут назначаемы первосвященники, вместо потомства Эли] ради серебряной монеты и буханки хлеба [наказание относится в равной мере к обоим. Хотя Пинхас не был столь же виновен, как Хофни, он наказан наравне с ним, ибо, как сказали наши мудрецы (Шаббат, 55б), он должен был протестовать против грешных поступков своего брата, но не делал этого] …»

С другой стороны, то, что Б-г, будь Он благословен, оделяет благами злодея, [можно объяснить следующим образом]: либо воздает ему за добро, которое тот сделал в прошлом, – воздает в этом мире, как сказано (Дварим, 7:10): «И воздающий ненавидящим Его в лицо [то есть при жизни], чтобы дать ему погибнуть…» Мудрецы трактовали эти слова следующим образом: «И платит ненавидящим его за добро, которое они делали при жизни, чтобы погубить их…».

Следующая [возможная причина: богатство дается злодею] как чужая вещь на хранение, пока не даст ему Б-г сына-праведника, достойного их, как сказано (Иов, 27:16-17): «Если соберет он [нечестивец] серебра, как праха земного, и как глины наготовит одежд, – наготовит – а оденется праведник, и серебро заберет прямой [перед Б-гом]», и также сказано (Коэлет, 2:26): «…а грешнику Он предоставил собирать и копить, [чтобы после] отдать тому, кто хорош перед Б-гом…».

Следующая [возможная причина]: чтобы [данные злодею блага] стали главной причиной его смерти и зла, постигающего его, как сказано (Коэлет, 5:12): «Есть большое зло, которое видел я под солнцем: богатство, хранимое на беду своему владельцу».

Следующая [возможная причина]: Всевышний сдерживает Свой гнев в ожидании того, что грешник исправится и будет достойным полученных им благ, как известно нам из истории царя Менаше (см. Диврей а-Ямим 2, гл. 33).

Следующая [возможная причина]: в заслугу добрых дел отца [Б-г находит] правильным отплатить добром его сыну-злодею, как было сказано Йеу сыну Нимши (Млахим 2, 10:30): «…Потому, что ты хорошо исполнил то, что было праведно в глазах Моих… сыновья твои до четвертого поколения будут сидеть на престоле Израилевом», и также сказано (Мишлей, 20:7): «Праведник ходит в прямоте своей; счастливы сыновья его после него», и еще сказано (Теилим, 37:25): «Юн я был, а [ныне] состарился – и не видел я праведника, оставленного [Б-гом], и детей его, просящих хлеба».

Следующая [возможная причина и цель благополучия злодеев]: испытать людей двуличных и гнилых душой. Когда они видят [процветание злодеев], они торопятся оставить служение, снискать их расположение и научиться их делам. Выяснится также, кто устоял [в этом испытании], оставшись верным Б-гу в своем служении Ему тем, что сносил власть злодеев над собой и то, как они позорят его. Такой человек получит за это награду от Творца, как это мы учим из истории пророка Элияу [терпевшего преследования от царицы] Изевель, и Ирмияу – от царей своего поколения.

Теперь, когда нам ясно, что человек обязан искать для себя средства пропитания, следует разъяснить, что он не должен устремляться за ними всеми, ибо их очень много. Есть среди них легкие, не требующие большого труда, такие, как торговля в магазине, или легкие ремесла: шитье, вышивание, работа писца, содержание складов товаров, посредничество в найме арендаторов, подрядчиков и рабочих для сельскохозяйственных работ. В то же время существуют профессии, связанные с тяжелым и изнурительным трудом, такие, как обработка кож, добыча железной и медной руды в копях, очистка серебра посредством свинца, переноска тяжестей, либо связанные с постоянным пребыванием в дальней дороге, обработка земли – вспашка ее и тому подобное. Тому, кто крепок телом, но не отличается особыми умственными способностями, подходят физически трудные профессии, соответственно способности человека переносить физические нагрузки. Тот же, кто физически слаб, но силен умом, не должен искать себе работу, утомляющую тело; он должен избрать себе что-то легкое для тела, чем он сможет заниматься постоянно.

У каждого человека есть склонность к определенному ремеслу или к некоторому виду коммерческой деятельности, и никакому другому. Б-г «впечатал» в природу каждого человека любовь и тяготение к [тому или иному занятию], и подобное этому мы видим у прочих живых существ: в природу кошки заложил Он ловлю мышей, в природу ястреба – ловлю подходящих для него видов птиц, а в природу барана – ловлю змей [так у автора – прим. ред.]. Есть птицы, которые ловят только рыбу, и подобным же образом каждый вид животных питает пристрастие к определенным видам растений или животных, предназначенных ему в пищу. Свойства тела и органов животных соответствуют [добыванию соответствующей им пищи], как, например, длинный клюв и длинные ноги у птиц, ловящих рыбу, зубы и крепкие когти у льва, рога у быка и барана. Но тех животных, которые питаются растениями, [Творец] не снабдил орудиями ловли и убийства.

Подобным же образом мы находим, что душевные качества людей и особенности их телосложения делают их пригодными для тех или иных видов коммерческой деятельности или ремесла. Тот, кто обнаруживает в себе качества и природную склонность к определенному ремеслу, и телесные свойства его предрасполагают к нему и позволяют выдержать связанные с ним нагрузки, должен овладеть этим ремеслом и сделать его средством своего пропитания, принимать то, что есть в нем приятного и неприятного, не разочаровываться в нем, когда оно временами не кормит, а надеяться на Б-га, на то, что Он даст средства к существованию во все дни жизни.

Человек обязан в своих заботах и физических усилиях по добыванию пропитания, в поиске средств к этому, направлять свою мысль на то, что он исполняет заповедь Творца, повелевшего человеку трудиться в этом мире, например, обрабатывая землю, вспахивая и засевая ее, как сказано (Берешит, 2:15): «И взял Б-г человека, и поместил его в райский сад обрабатывать его и охранять». И повелел использовать животных для своих нужд и в пищу, строить города и заготовлять пищу [и все необходимое]; брать себе жену и производить потомство. И человек получит награду за стремление своего сердца и души исполнять [все эти заповеди] Б-жьи независимо от того, достигнет он всего желаемого или нет, как сказано (Теилим, 128:2): «Когда ешь плоды трудов рук твоих – ты счастлив, и благо тебе…», и также сказали наши мудрецы, будь благословенна их память (Авот, 2:12): «…и все дела твои да будут во имя Небес». При этом человек должен уповать на Б-га с полной верой, такой, чтобы ей совершенно не вредили его усилия в поисках пропитания, поскольку сердце его и душа устремлены к исполнению Его воли.

Человек не должен думать, будто его пропитание целиком зависит от какого-то одного источника, и если оно не придет оттуда, то не придет ни из какого другого. Он должен положиться на Б-га во всем, что касается пропитания, и знать, что все источники его для Творца одинаковы, и Он даст человеку пищу из любого, из какого пожелает, и в то время, в которое пожелает, как сказано (Шмуэль 1, 14:6): «…ибо для Г-спода нет препятствий, чтобы спасти через многих или через немногих», и также сказано (Дварим, 8:18): «…ибо Он дает тебе силу приобрести богатство…», и еще сказано (Зехария, 4:6): «…не могуществом и не силой, а только духом Моим, – сказал Г-сподь Воинств».

Перевод – рав П. Перлов, приведено с сокращениями. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за разрешение использовать их материалы.


http://www.beerot.ru/?p=21556