Как удостоиться доли в строительстве Храма?

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

940
строительстве Храма

Благодаря чему человек удостаивается доли в строительстве Храма?

Поясним сказанное в конце стиха: «И дам Я им в доме Моем и в стенах Моих удел и имя – лучшие, чем сыновья и дочери; имя вечное дам ему, которое не сотрется» (Йешаяу, 54:5). В другом месте Писания, в словах, относящихся к периоду строительства Второго Храма, где говорится о строительстве стены Иерусалима (Нехемия, гл. 3),  перечисляются люди, пришедшие добровольно строить эту стену, с указанием, какую ее часть строил каждый из них. Писание называет там строителей поименно, на вечную память о них: такой-то строил такие-то ворота, а такой-то – такие-то и т. д. При этом Первый и Второй Храмы и стена Иерусалима, существующая доныне, построены человеческими руками и потому не может быть у них вечного бытия. Однако Третий Храм будет построен Самим Всевышним. Это же относится к стене Иерусалима, как сказано: «И Я, – говорит Бог, – буду ему (Иерусалиму) – стеною огненной вокруг, и для славы (его) буду в нем» (Зехария, 2:9), – все эти вещи объясняются в святой книге Зоар, в гл. Пинхас, 221а, см. там. И известно, что хотя строить будет Сам Святой Творец, строительство произойдет в заслугу Израиля, то есть Торы и наших добрых дел, – и потому из-за многих наших грехов мы и ждем так долго. Как раз об этом и говорится: «Ибо так сказал Г-сподь бесплодным… дам Я им в доме Моем и в стенах Моих удел и имя» (Йешаяу, 54:4, 5).

«Удел» – это место, а «имя» означает, что их имена будут записаны на память вечную, – а именно, что в заслугу их добрых дел было построено то-то и то-то в Храме и такое-то место в стене, и их имена не будут стерты вовек.

Сказано в Писании: умахзиким би-врити (Йешаяу, 56:4),  но  не  сказано: умахзиким эт брити; и точно так же сказано в другом месте: «Древо жизни она (Тора)» – ле-махзиким ба (Мишлей, 3:18), но не сказано: ле-махзиким ота.

Известно,  что в действительности мир существует лишь в заслугу Торы. Без Торы его бы просто не было. Поэтому сказано: «Если бы не завет Мой (об изучении Торы) днем и ночью – законов земли и неба не установил бы Я (не творил бы весь мир)» (Ирмияу, 33:25). Однако и притом, что мир уже сотворен, если бы, не дай Б-г, было бы лишь одно мгновение, когда никто во всем мире не изучал бы Тору – тотчас же все сотворенное прекратило бы существовать, как написано об этом в наших книгах (Нефеш а-хаим, шаар 4, гл. 11) на основе сказанного в святой книге Зоар (Ваикра, 11б). И если это так – тот, кто поддерживает Тору, должен задуматься о том, что в действительности она поддерживает его самого и все сущее, и только нашему взгляду, глазу человека из плоти и крови, представляется, будто только мы поддерживаем ее.

Подобное сказано о Ковчеге Завета – о том, что «он несет несущих его» (см. Сота, 35а), – другими словами, нашим глазам представляется, будто коаним несут ковчег, как это им заповедано, но в действительности ковчег несет их – после того, как они берутся за него.

Так обстоит дело и с Торой, и потому сказано: «И поддерживать будут – би-врити – завет Мой» (другой смысл, в соответствии со сказанным выше: «И поддерживаемы будут – би-врити – заветом Моим»), и также сказано: «Древо жизни она (Тора) – для поддерживающих ее (а она – их)» (Мишлей, 3:18). Это означает, что тот, кто поддерживает ее, сам получает от нее поддержку, и в действительности она поддерживает его. Таким образом, она сама для него – «древо жизни».

И далее там: «И дающий ей опору – меушар – «хорош удел его»»; это означает: человек полагает, что это он поддерживает Тору (даже если он не понимает, что по-настоящему она поддерживает его, – тем не менее) он – меушар – «хорош удел его».

Величие заповеди поддержки Торы видно также из следующего повеления Г-спода: «В кольцах ковчега должны быть шесты; нельзя убирать их от него» (Шмот, 25:15) – даже тогда, когда ковчег не нуждается в них для переноски, как, например, после того, как он уже установлен в Храме. И в наших книгах говорится, что в этом можно видеть следующий намек: поскольку с помощью этих шестов переносили ковчег и на них перешла его святость, они удостоились оставаться вместе с ним навечно, даже когда он не нуждается в них для переноски.

То же самое относится к людям, поддерживающим Тору: поскольку они помогали мудрецу Торы при своей жизни, они удостоятся пребывать вместе с ним в будущем мире навеки.

Также и в отношении меноры (храмового светильника) Тора повелела следующее: «До основания ее, до цветка ее – чеканная она» (Бемидбар, 8:4). [Это означает, что она должна быть изготовлена из цельного куска (золота), а не путем сборки из отдельно изготовленных частей].

Свет меноры, как известно, символизирует свет Торы, и потому Тора повелевает нам, чтобы основание, на котором стоят собственно светильники, составляло с ними единое целое. Идея этого – научить нас тому, что люди, поддерживающие Тору, в будущем мире будут находиться вместе с теми, кто овладел ее мудростью.

А то, что Тора требует, чтобы также и чашечки, завязи и цветки меноры составляли одно целое с ней (см. Шмот, 25:33 – 36), указывает нам, что все, что передали нам мудрецы, будь благословенна их память, как основы законов, так и их детали, все упоминаемое в устной Торе в тончайших деталях – все это было сообщено Моше устами Г-спода у горы Синай. Нет ничего, на что не было бы намека в самой Торе, и потому даже цветки меноры составляют единое целое с ее светильниками. Поэтому приведенный выше стих завершается так: «По образу, который показал Г-сподь Моше, так сделал он менору» (Бемидбар, 8:4), – то есть, как известно нам от наших мудрецов (Ваикра раба, 22:1), Святой Творец показал Моше в Торе все открытия, которые даже опытные ученики (не говоря уже о больших мудрецах) сделают в ней в будущем (см. об этом Мегила, 19б) – вот почему вся менора составляет единое целое с цветами.

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=40168