Знание и вера

Дата: | Автор материала: Хатам Софер

1482

Рав Моше Софер (1762-1839/5522-5599) — один из величайших мудрецов и наставников последних поколений. Родился во Франкфурте на Майне. В течение многих лет был раввином и главой Йешивы Прессбурга (Братиславы). Является автором нескольких важных комментариев к Талмуду и других работ. Бескомпромиссно боролся с реформаторами Иудаизма. Был одним из мудрецов, которые считали, что в его время началась эра возвращения евреев в Землю Израиля.

Отрывок из респонсы «Хатам Софер», раздел «Йоре Деа», гл. 356.

…Важно подчеркнуть одну вещь. В Торе нет ничего, чего бы мы не видели своими глазами, кроме истории Билама. Ведь все чудеса, которые произошли в Египте и в пустыне, — всё это мы видели собственными глазами, и все они были совершены перед шестьюстами тысячами человек. И не было ни одного еврея, который бы не видел их. (Только по мнению, что Йитро пришел в стан Израиля после дарования Торы, получается, что сыновья Моше, которые пришли вместе со своим дедом, не видели чудес исхода из Египта и дарования Торы. Но кроме них, все до одного видели чудеса.) А отцы не передают ложь детям своим, поэтому, это всё равно, что мы видели это своими глазами.

А что касается создания мира и грехопадения со змеем в Райском саду, потопа, и поколения раздора [построившее вавилонскую башню], об этом Рамбан пишет (в книге «Драшот а-Рамбан»): «Адам видел, что он — единственный человек в мире, и нет у нет отца и матери. И видел он Райский сад и изгнание оттуда. А он [передал это Метушелаху, который] говорил лично с Шемом, сыном Ноаха, который был учителем нашего праотца Яакова. Когда Шем умер, Яакову уже было пятьдесят лет. Яаков слышал от Шема рассказы обо всех этих событиях, о потопе, о поколении раздора, и т.д., и всё это он передал своим сыновьям. А Амрам услышал эти истории от [своего отца] Леви [сына Яакова], и рассказал их своим сыновьям Моше и Аарону. И всё то поколение услышало об этом от своих отцов. И так это передавалось из поколения в поколение. Ведь невозможно отрицать то, что произошло с твоим прадедом. Следовательно, это всё равно, что произошло с тобой. И это относится ко всем историям, которые нам поведывает Тора».

Теперь то, что касается заповедей. Мне кажется, было бы полным безумием предполагать, что в один прекрасный день кто-то вдруг выдумал, что мы должны накладывать тефилин, и ходить с «рогом во лбу», и что ему удалось убедить абсолютно всех, что когда Тора использует слово «тотафот», подразумевается именно это. Разве народ не восстал бы против него? Разве не сказали бы люди: мы такого никогда не видели, и не слышали ничего подобного от отцов своих, со дня что стояли мы у горы Синай, когда с нами был Моше. После него народом руководил Йеошуа бин Нун, а после него старцы и пророки. У кого же хватит смелости выдумать что-то новое? И также сукка и четыре вида [которые необходимо брать в праздник Суккот], и всё, что связано с жертвоприношениями [законы которых очень подробно описаны Торой и мудрецами]. Кто может изменить что-либо из того, что выполнялось ежедневно перед старцами и пророками? Это совершенно невозможно. Следовательно, мы видели своими глазами, что так делали Моше и его ученики, и ученики его учеников до сегодняшнего дня. И да «закупорены будут уста изрекающих ложь», злодеев-караимов и тех [саддукеев], которые были во времена раби Шимона бен Шатаха и Иеуды бен Табая! [И те, и другие отрицали истинность устной Торы, полученной Моше и передаваемой еврейским народом из поколения в поколение.] Пусть язык их сгниет у них во рту, и пусть спустятся они в ад и не поднимутся оттуда!

Возвращаясь к тому, о чем шла речь ранее: мы видели все описанные в Торе события своими глазами, за исключением того, что произошло с Биламом. Кто может рассказать нам, что произошло между царём Моава и колдуном Биламом, который пришел в землю его. И кто привел его, и кто знал, что тот построил жертвенники, и что хотел проклясть [еврейский народ], и что проклятие его превратилось в благословение. Кто мог знать все их тайны?

Евреи находились в пустыне. Когда они [Балак и Билам] стояли на вершине горы в Моаве и смотрели вниз на пустыню, откуда могли находящиеся в пустыне знать, что на них смотрят с горы и колдуют? Даже Моше узнал об этом только от Всевышнего — и записал это в Торе. А пророк возглашал: «Народ Мой, вспомни, прошу, что замыслил Балак, царь Моава, и что ответил ему Билам, сын Беора» (Миха 6:5).

Тот, кто верит во всю Тору, и сомневается лишь в верности этого отрывка Торы, связанного с Биламом, отрицает Г-спода Б-га нашего и Тору Его! Это не означает, что история Билама — это основополагающая концепция Торы, на которой строится наше мировоззрение. И тем не менее, тот, кто отрицает её, отрицает иудаизм в целом. И то же самое можно сказать о будущем Избавлении, о котором нам ясно говорил Всевышний устами Моше: «Возвратит Г-сподь, Б-г твой изгнанных твоих и сжалится над тобою, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Г-сподь, Б-г твой. И даже если были заброшенные твои на краю неба, и оттуда соберет тебя Г-сподь, Б-г твой, и оттуда возьмет тебя. И приведет тебя Г-сподь, Б-г твой, в землю, которою владели отцы твои, и будешь ты владеть ею; и облагодетельствует Он тебя, и размножит тебя более отцов твоих» (Дварим 30:3-5). «За кровь рабов Своих Он отомстит и мщение воздаст врагам их, и очистит землю Свою и народ Свой!» (Дварим 32:43). И т. п. Да пусть Творец Добрый сделает нам Добро, и напутствует нас на путях Своих, и пойдем дорогой Его и т.д. И будем среди тех, кого Он благословляет, и среди тех, кто соблюдает Тору Его и Законы Его. И поднимемся радостно на гору Сион, и услышим слово Г-спода нашего от Него Самого, лицом к лицу.

Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=87925