Колодцы Торы

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1890
колодцы

В недельной главе Толдот рассказывается, на первый взгляд, не очень важная история о конфликтах Ицхака с филистимлянами по поводу колодцев, выкопанных Авраамом и вновь засыпанных ими. Первые два колодца Ицхаку пришлось откапывать заново, и они были предметом раздоров. Принадлежность Ицхаку третьего не оспаривалась (Берешит, 26:15-22).

Чему же нас учит эта история? Об этом пишет Рамбан. Он объясняет, что все это место приведено в Торе в соответствии с принципом «деяния отцов – знак для потомков». Три колодца соответствуют трем Храмам. Первый и второй из них были разрушены и являлись предметом раздора. Третий Храм, который, с Б-жьей помощью, в скором времени будет построен, уже не будет предметом раздоров, а станет свидетельством окончательного Избавления (Берешит, 26:20, Рамбан там).

Почему же Храм сравнивается здесь с колодцем?

Колодец выкапывают там, где есть грунтовые воды. Грунтовые воды не бьют ключом из земли. Они доступны только когда выкопан колодец. Храм – это место, где присутствует Шехина Всевышнего, оно является источником света и брахи — всех благ. Поэтому сказано: «Из Сиона выйдет Тора и слово Б-га из Иерусалима» (Йешаяу, 2:3). На Тору в нашей традиции намекает живая (т. е. родниковая) вода. Поэтому на Храм намекает колодец, наполненный водой.

Гемара говорит об особом достоинстве, которым обладали несколько наших великих мудрецов: они восстановили заново изучение Торы на Святой земле. Говорится там также, что воздух Святой земли добавляет мудрости (Бава Батра, 158б). Хафец Хаим говорил, что великие книги, написанные нашими мудрецами в изгнании, лучше всего изучать в Земле Израиля. Сказано, что изучающий Тору в Земле Израиля равноценен двоим изучающим ее за границей, но изучавший Тору за границей и продолживший это в Земле Израиля равноценен двоим, выросшим здесь (Ктубот, 75а).

Есть особое достоинство в восстановлении Торы на Святой земле.

Так же, как Ицхак раскопал заново живительные колодцы Авраама, так и сегодня мы наблюдаем большой расцвет изучения Торы в земле Израиля. Это тоже колодцы c живой водой, которые были «закопаны» в течение тысячелетий изгнания. Сейчас наш народ заново откапывает их. В последние сорок с лишним лет Святая земля вновь стала центром изучения Торы нашим народом. И это несмотря на тех, кто, не жалея сил, сопротивлялся и продолжает сопротивляться этому.

Есть во всем этом еще один аспект. Еврей, который трудится над Торой и открывает новое в ней, называется «бьющим ключом», мааян а-митгабер. Этого удостаиваются, безусловно, не все. Но каждый, кто трудится, становится колодцем «живой воды» Торы.

Все мы — колодцы, которые были «закопаны».

Мы выросли в местах, где еще до коммунистов Тора считалась чем-то устаревшим и неважным. Это было наследием так называемой «Аскалы», еврейского «просвещения». Рав Исраэль Салантер очень хотел, чтобы книги рава Шимшона Рафаэля Гирша были переведены на русский язык, поскольку в его время в России уже было много евреев, оторванных от своего языка и традиции. И это было задолго до революции. Чистые колодцы нашего народа уже тогда были сильно засыпаны различными разрушительными «измами». И речь не только про территорию Российской империи. Однако в России это было продолжено коммунистами. Причем не только насильственными методами. Есть свидетельства о том, что евреи, пришедшие из любопытства послушать публичные выступления Троцкого, в еврейскую жизнь больше не возвращались. Это столетие с лишним страшнейшего отрыва от Торы можно уподобить засыпанным колодцам, о которых говорится в недельной главе Толдот.

Занятия Торой превращают еврейское сердце и еврейский разум в источники живой воды.

Живая вода Торы оживляет наш народ. Возрождение изучения Торы в нашей общине, происходящее в течение последних десятилетий, пока еще не является массовым. Русскоязычная еврейская община является одной из крупнейших еврейских общин мира, но наши «колодцы» и сегодня сильно засорены. Нам нужно знать, как их расчистить, а фактически – раскопать заново. И начинать здесь нужно не с глобальной проблемы спасения всей нашей общины, а с себя лично. Это можно сделать только с помощью труда над Торой.

Силы зла, которые этому противостоят, в недельной главе Толдот олицетворяют филистимляне.

Они засыпали и продолжают засыпать эти «колодцы». Правнучка рава Гирша в своей книге о великом прадеде описывает, как реформисты подстрекали власти, добиваясь закрытия ешив в Германии. Эта картина известна нам из истории евреев в царской России, а тем более – по первому десятилетию советской власти. Потом и закрывать уже было нечего.

Сегодня эта борьба продолжается в Земле Израиля. И это логично. Для тех, кто олицетворяет в этом мире злое начало, ешивы являются главной опасностью. Ведь именно ешивы – источник Торы. Рав Ицхак Зильбер говорил, что тьму прогоняют не палками, а светом. Тьма уходит оттуда, где есть Тора. Наш учитель, глава поколения, гаон рав Аарон Лейб Штейнман говорил, что сильные еврейские общины не могут устоять без глубокого изучения Торы в этом месте. Когда есть те, кто постоянно глубоко изучает Тору, то «живая вода» поднимается из наших «колодцев» и орошает еврейские души. «Живая вода» Торы несет жизнь и расцвет всем аспектам еврейской жизни.

В главе Толдот также говорится о рождении Яакова (Исраэля), давшего имя всему нашему народу.

То, что происходило с ним, должно нас многому научить. Тора называет Яакова человеком цельным, сидящим в шатрах, Объясняет Раши, что речь идет о шатрах Шема и Эвера, где Яаков изучал Тору (Берешит, 25:27, Раши там). Далее там говорится о получении Яаковом благословения Ицхака, которое вроде бы предназначалось Эсаву.

Первоначальный замысел Ицхака благословить Эсава состоял в том, чтобы Эсав занимался делами этого мира и поддерживал Яакова. Ошибка Ицхака была не в том, что он якобы считал, что Эсав более достоин его благословения, а в том, что он думал, что Эсав исполнит миссию поддержки труда над Торой. То, что человеком Учения был именно Яаков, Ицхак знал прекрасно. Но он хотел исправить Эсава, обратив в святость его способность добывать пищу. Однако Ривка знала, что поддерживать брата Эсав не будет. По указанию Всевышнего она заставила Яакова получить благословения вместо Эсава (Берешит, 27:1-29)

Эти благословения изменили образ жизни Яакова.

До этого он только учился. После этого он отработал двадцать тяжелых лет у Лавана, и там ему было не до отрешенной от мирских забот учебы. Обязанность поддерживать, которую Ицхак первоначально хотел возложить на Эсава, теперь была возложена на самого Яакова. Но все это не изменило Яакова — в силу десятков лет погружения в Тору. Он по-прежнему остался «человеком цельным, сидящим в шатрах». Этими «шатрами Торы», пока Яаков находился у Лавана, были его мозг и сердце. И это суть еврейского народа – всегда оставаться народом Книги.

Когда Ицхак благословлял Яакова, думая, что перед ним Эсав, он обратил внимание, что, несмотря на «внешние данные (волосатость, ощущаемая на ощупь)», у него голос Яакова (Берешит, 27:22). И этот «голос Яакова» стал наследием для всего нашего народа. Сказано в мидраше: «Всё время, пока голос Яакова раздается в домах молитвы и домах учения, руки Эсава над нами не властны» («Берешит Раба», 65:20).

Более того, «голос Яакова» получил также «руки Эсава» — в частности, браху на успех в материальных делах для строительства здания Торы.

Однако очень редко «голос Яакова» и «руки Эсава» идеально сочетаются в одном человеке. Да и Ицхак изначально задумал это как союз Яакова и Эсава.

Яаков был родоначальником нашего народа, и то, что было совмещено в нем самом, в дальнейшем разделилось в его потомках. Задуманный Ицхаком союз Яакова и Эсава осуществился в праведных коленах Иссахара и Звулуна. Иссахар посвятил себя Торе, а Звулун его поддерживал. Они поделили между собой доход в этом мире и великое вознаграждение за изучение Торы в будущем мире. В этом союзе совместились «голос Яакова» и «руки Эсава». Этот союз заново «раскапывает» колодцы живой Торы, и на участников этого союза снисходит благословение Ицхака.

Мы живем в мире, в котором нас окружают внешние враги, не скрывающие того, что они хотят нас уничтожить.

К ним присоединяются гораздо более опасные внутренние враги, стремящиеся разрушить дух нашего народа. И те и другие являются последователями внука Эсава — Амалека. Противопоставить этому мы можем по-настоящему только «голос Яакова»: Тору и молитву. И это касается сегодня не только Святой земли: антисемитизм проснулся во всем мире. Когда мы отходим от Торы, то «колодцы» антисемитизма открываются заново. Такого всплеска антисемитизма, который сегодня происходит в мире, не было уже давно. И это не только мусульманские фанатики: вновь пробудился к жизни европейский Эсав.

Противопоставить всему этому мы можем только наше наследие: «голос Яакова».

Это духовное наследие нашего народа, оставленное нам праотцами. Оно состоит в том, чтобы быть цельными в вере и оставаться народом Учения, носителями живой Торы во всем ее великолепии. Для этого нам необходимо воспитать в своей среде как можно больше великих в Торе, что требует поддержки современных «Звулунов». Быть носителями Торы — это величайшее богатство, с которым мы прошли тысячелетия изгнания. Оно сохранило наш народ и дает нам жизнь и сегодня. Вера и Тора – это наше великое наследие, которое мы должны сегодня приобрести заново, и расчистить в себе наши старые «колодцы». Мы должны сделать себя теми самыми евреями, которыми хотели нас видеть наши великие предки и хочет видеть Всевышний.

Подготовил: рав Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=48528