Путь возвышенных — быть «погруженными» в шатер Торы

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Шауль Грайнеман

1459

В этом бедном Торой поколении те, кто удостоились глубокого и истинного понимания в ней, очень немногочисленны, и вся цель творения мира оказывается сосредоточенной на этих одиночках. Насколько же возрастает долг упорного и углубленного труда – того единственного, кроме чего нет у Святого благословенного больше ничего в этом мире! И особенно это относится к тем, кто, сделав один шаг, оказываются в полном смысле слова великими людьми поколения и его мудрецами.

Различие между теми, которые удостоились занятиями своими и мыслями своими [всем существом своим] быть «погруженными» в шатер Торы, и теми, которые просто занимаются Торой в часы своих занятий ею, даже когда часов этих много, очень велико, – количественно и качественно. Ибо у того, кто принадлежит к первым, душа и тело его взмывают к Небесам, он и Тора – одно целое. Такой человек – как источник прибывающий, набирающий силу с каждым мгновением, и [Тора] дает ему царство и власть (см. Пиркей Авот, 6:1). Иначе говоря, он – сама Тора, только облечен в материальное тело. Другое дело – тот, кто из вторых. Он – плоть и кровь, как все обитатели этого мира, и только основное занятие его – святое служение. Когда он занимается Торой – занимается, но даже и в это время его погружение в нее далеко от полноты и совершенства. Ибо мудрость Торы – духовная, чрезвычайно утонченная, требующая тонкости души. Внутреннего света Торы удостаиваются просветлением разума, постоянно погруженного в глубокую учебу.

Сказано (Коэлет, 2:9): «Аф [также; либо: гнев, горячность] мудрость моя служила мне», и наши мудрецы («Ялкут Шимони Коэлет», гл. 2, 968) трактовали этот стих следующим образом: «Та Тора, которую я учил горячо, служила мне». Это означает, что все помыслы человека должны быть сопряженными с высочайшей энергией. Обязанность мудреца состоит в том, чтобы, хотя стол и накрыт [то есть каждая сугия (тема) и закон уже множество раз проработаны и исследованы величайшими мудрецами], попытаться заново его накрыть – самому, снизу доверху, от основ до конечных выводов. Разобраться, что вытекает из Гемары и что – из ришоним, какие вещи – непреложные, а какие нужно обсудить… Таким образом, суждения и выводы устанавливаются на надежную основу, взвешенные на весах истины. И именно таким путем подобает изучающему Тору покорять и осваивать тему за темой, Гемару за Гемарой, – и поселиться в шатре Торы навечно. Как замечателен удел того, кто сделает все это! Как замечателен удел радующего Творца своего!

[Примечание рава Игаля Полищука. Безусловно, автор, да будет благословенна его память, говорит здесь об очень больших духовных высотах. Однако в нашем бедном Торой поколении, и особенно в нашей пока беднейшей Торой русскоязычной общине, есть особенная, несоизмеримая с личными заслугами помощь Свыше, которой удостоится тот, кто выберет путь возвышения, – но только если выберет не ради самого себя, собственной славы и выгоды, а ради Небес, ради нашей общины. Если выберет путь возвышения, чтобы вернуть Тору нашей общине – во всей ее глубине и красоте.]

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=17330