Раздвигая рамки реальности — По материалам уроков рава Игаля Полищука

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1641

В комментариях к своду законов Шульхан Арух приводится обычай праведников поститься перед Шаббатом, на который приходится чтение недельной главы Хукат. Поводом для установления этого поста послужили имевшие место в средневековой Европе указы о сожжении наших святых книг, в частности, Талмуда. Примечательно, что мудрецы, установившие этот пост, привязали его именно к Шаббату недельной главы Хукат, а не к конкретной дате в календаре. В книге «Оцрот Рамхаль» приводятся письма, в которых рав Моше Хаим Луцатто раскрывает причины этого. Народы мира не имеют сил, чтобы причинять вред народу Израиля. У всех страданий, которые они несут нам, есть источник в Торе. Таким источником для постановлений (гзерот) о сожжении святых книг является недельная глава Хукат, а точнее одно из самых таинственных мест Торы – закон об очищении пеплом красной коровы (пара адума).

Пеплом красной коровы очищается человек, ставший нечистым от нечистоты, распространяемой телом умершего. При этом детали закона об очищении пеплом красной коровы парадоксальны, поскольку в процессе очищения тот, кого очищают (изначально нечистый) становится чистым, а те, кто проводят очищение (изначально чистые) становятся нечистыми! Это закон Торы относится к категории хуким – законов, смысл которых скрыт от человеческого разума. Такие законы даны Творцом, чтобы научить нас истинному служению, беззаветному, полному доверия и трепета перед Всевышним. Даже Царь Шломо, мудрейший из людей, не смог проникнуть в тайны закона о пепле красной коровы: «Все это испытал я мудростью… но мудрость [имеется в виду красная корова] далека от меня» (Коэлет, 7:23). И только Моше по воле Всевышнего были открыты глубины этой заповеди Торы.

В начале недельной главы Хукат сказано: зот хукат а-Тора – вот закон Торы (Бемидбар, 19:2). В переводе Онкелоса на арамейский язык (который одновременно является одним из основных комментариев на Тору) эта фраза звучит следующим образом: да гзират орайта, что можно понять двояко: либо как «это – постановление Торы», либо как «это – постановление против Торы». Здесь Рамхаль увидел намек Торы на сжигание святых книг. Возникает вопрос: как эти страшные для нашего народа постановления связаны с законом об очищении пеплом красной коровы?

Тора рассказывает нам, что когда Моше спускался с горы Синай, неся в руках Скрижали Завета (лухот а-брит), он увидел в стане Израиля веселье и пляски вокруг золотого тельца и разбил скрижали. Скрижали, созданные самим Б-гом! Моше сделал это по собственному усмотрению, но Всевышний одобрил его поступок. Иногда ради спасения народа Израиля Всевышний жертвует вещами возвышенными, наделенными особой святостью, сжигает собственную Тору. Подобно этому Творец в Своем милосердии разрушил Храм, излив свой гнев на дерево и камни, и уберег еврейский народ от полного уничтожения. Рамхаль проводит аналогию между этими событиями и законом об очищении пеплом красной коровы, говоря, что Всевышний отдает Свою святость на сожжение, что приводит к искуплению и очищению народа Израиля. А сегодня, когда у нас нет Храма, нет красной коровы, сожжению подлежат наши святые книги.

Когда мера строгого суда требует искупления грехов нашего народа, то оно приходит несколькими путями: когда, не дай Б-г, поражается наш народ, или когда в жертву приносятся святые вещи. И есть третий, самый лучший и сильный путь защитить наш народ от тяжелого наказания – это погружение в изучение Торы. В недельной главе Хукат сказано: «Это Тора – когда человек умрет в шатре» (Бемидбар, 19:14). Поясняют мудрецы, что здесь имеется в виду изучение Торы всеми силами, так, как будто человек исчезает для внешнего материального мира, как исчезает мертвый, «умерщвляет себя в шатрах Торы», отдаваясь ей целиком. Имеется в виду, что в часы, установленные для изучения Торы, человек не отвлекается на посторонние вещи, кроме самой Торы и вопросов жизни и смерти.

Наш великий учитель Раши объясняет, что тяжелый труд в изучении Торы (амаль а-Тора) является источником самых больших благословений. И самую большую награду получает тот, кто прикладывает все усилия для того, чтобы постичь смысл написанного. В какой части Торы находится этот труд? Были и есть люди, которые ставят во главу угла изучение книг по мусару, не углубляясь в Талмуд, не пытаясь вслед за нашими мудрецами пройти весь путь от стиха Торы до практического закона. Глубокое изучение Талмуда дает человеку инструмент для постижения других частей нашего учения, в том числе книг по мусару. Возможно ли настоящее изучение книг по еврейскому мировоззрению, если разум не приучен к кропотливому труду над Талмудом, пронизанному мудростью Творца?

Свою книгу «Дерех Твунот» рав Моше Хаим Луцатто написал после завершения своих трудов в области Скрытого Знания. При этом книга «Дерех Твунот» не раскрывает тайн кабалы, а является практическим пособием по изучению Талмуда!

Открывая Талмуд, мы видим множество сложностей, противоречий и вопросов. Чтобы разрешить их и удостоиться истинного постижения Торы, которая находится выше этого мира, выше нашего материального существования, нужно прикладывать огромные усилия разума. Это и называется амаль а-Тора – труд над Торой, который является целью сотворения человека, как это написано в трактате Санедрин.

Почему при изучении Торы мы сталкивается с таким огромным числом противоречий? Однажды наш учитель Хафец Хаим находился по важным делам у своего современника великого рава Хаима из Бриска, к которому приходило множество людей для разрешения спорных вопросов. Хафец Хаим был свидетелем того, как один человек спросил у рава Хаима, почему в отношении большинства законов Торы есть разногласия между мудрецами. Рав Хаим из Бриска ответил, что тот человек ошибается, и в большинстве законов Торы нет разногласий. По дороге назад сопровождающие Хафец Хаима заметили, что тот был погружен в глубокие и долгие размышления после которых воскликнул: какой большой гаон рав Хаим из Бриска, так быстро ответивший на сложный вопрос! Ведь я проверил: действительно в большинстве законов Торы нет разногласий! При этом тот, кто задавал вопрос, тоже был по-своему прав. Обилие разногласий и противоречий вызывает удивление…

Есть такое понятие – йеридат а-дорот, что означает снижение духовного уровня поколений. Каждое последующее поколение все больше погружается во тьму материальности этого мира и постижение святого становится более трудным. Более того, Тора выше узких рамок материальности, и чтобы постичь ее нужно выйти за границы физического мира. На что это похоже? Если мы проведем линию между двумя точками и представим себе, что это и есть весь мир, то он окажется одномерным, и все вопросы человечества будут заключены в этих узких рамках. В такой ситуации столкновения различных точек зрения не избежать. Но, расширив границы мира, мы увидим, что он двухмерный – и тогда количество и многообразие линий невероятно возрастает. Сталкивающиеся в одномерном мире точки зрения, в двухмерном могут оказаться на разных линиях. В случае с трехмерной моделью мы видим бесконечное множество вариантов решений. Когда непостижимая нами многогранность Торы сталкивается с ограниченностью нашего разума, естественно возникает множество противоречий и разногласий.

Всевышний дал нам возможность за счет большого труда над изучением Талмуда выйти из узких рамок мышления, постигать более высокие уровни Торы, где кажущиеся до этого противоречивыми вопросы разрешаются. Такое понимание сути вещей дается благодаря амаль а-Тора. Поднимаясь над своими ограничениями, закрывающими истинный взгляд на мир, человек исправляет себя и удостаивается света Торы.

Книги по мусару, по исправлению своих душевных качеств и приобретению Б‑гобоязненности, безусловно, необходимы, и они требуют глубочайшего и постоянного изучения. Но при этом надо знать: того, чей разум поднимается выше рамок этого мира, свет Торы приближает к Всевышнему, и это приводит к исправлению. Источник видимых нами противоречий – в йецер а-ра, имеющемся в нас зле и недостатках, когда в каком-то аспекте наш разум отдален от святости. Сказано: чтобы поднять еврея на более высокий духовный уровень Всевышний одаряет его тяжелым противоречивым вопросом, и тогда своим трудом над Торой человек стирает ту преграду, которая отделяет его от Творца. Поэтому так важно найти время для изучения Торы.

Известно, что наш учитель рав Ицхак Зильбер, благословенна память о праведнике, получил от своего отца указание непременно учить Талмуд два часа в день. После института или работы он учился с трех до пяти утра. Если человек действительно вынужден учиться и работать, чтобы прокормить свою семью, но тем не менее находит два часа в день для серьезного изучения Торы, и все это время он всеми силами старается сконцентрироваться на словах, постичь их смысл, – то он так же считается «умерщвляющим» себя во имя Торы и удостаивается больших благословений. Рав Хаим из Воложина в своей знаменитой книге «Нефеш а-Хаим» пишет о страшном духовном обнищании народа Израиля – труд над Торой стал презренным. На нас лежит огромная ответственность быть сильными в вере и Б-гобоязненности и передать свою силу нашим детям. Если письменная Тора написана на пергаменте и стоит в арон а-кодеш, то носителем устной Торы является разум человека изучающего ее, она становится частью мудреца Торы. Благодаря тяжелому труду над Торой человек удостаивается Б-жественной мудрости, заложенной в ней, он сам становится подобным свитку Торы, и, исправив свои недостатки, исправляет весь мир.

Подготовила Р. Кудрина


http://www.beerot.ru/?p=16838