Сохранение Торы нашим народом — По материалам уроков рава Игаля Полищука

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1492

Часто задают вопрос: если Всевышний хочет, чтобы мы учили Тору, почему он поместил нас в мир, где так много помех этому? Так вот, изначально, создав человека, Всевышний, поместил в его место, где было очень хорошо учить Тору. Это был Ган Эден(райский сад). Он был просто идеальным местом для изучения Торы. Когда Адам и Хава находились в райском саду, у них не было проблем с заработком. Единственной их заботой было полноценное исполнение воли Творца.

В нашем представлении Ган Эден – это место, где получают вознаграждение. Но, когда он был создан, и там жили Адам и Хава, это не было местом получения вознаграждения. Это было место труда над исполнением воли Творца. Ган Эден очень хорошо подходил для этой цели: там не было забот об одежде и пропитании. Нужно было только заниматься Торой, исполнять то, что было заповедано, и не поддаваться на соблазны змея. Но затем Адам и Хава соблазнились тем, что предлагал им змей и навлекли на себя изгнание в другое место, отличное от Ган Эдена. В этом месте, в соответствии с проклятием Всевышнего, люди должны были «в поте лица есть свой хлеб». Нам это хорошо знакомо в самом прямом смысле. Однако, в книге «Зоар» есть место, где объясняется, что здесь речь идет о тяжком труде над Торой. То есть, если бы не грех Адама и Хавы, постижение Торы не требовало бы тяжкого труда. Тем не менее, это место в книге «Зоар» не противоречит простому пониманию проклятия «в поте лица будете есть хлеб свой».

Повторим еще раз: «в поте лица своего будешь есть хлеб» – это проклятие. Известно, что Всевышний хочет нам добра и желает нашего исправления. Поэтому, в этом проклятии есть не только наказание, но и исправление греха Адама и Хавы. Чем больше человек погрязает в грехе, тем больше довлеет над ним проклятие «в поте лица своего есть свой хлеб». Это очень хорошо иллюстрирует три категории людей, получавших ман в пустыне. Праведники получали его к порогу шатра, грешники должны были прилагать большие усилия для его сбора. «Средние» не получали ман к порогу шатра, но и не должны были тратить столько же сил, сколько грешники.

Вместе с Торой в наш мир пришло благословение, в том числе и материальное. В каком-то смысле браха (благословение) снизошла в мир еще в момент рождения Ноаха. Раши в своем комментарии в конце главы Берешит пишет, что во времена Ноаха проклятие за грех первого человека стало ослабевать. Проклятие «в поте лица будете есть свой хлеб» можно заменить тяжелым трудом над Торой. И это то, что было дано нашему народу при получении Торы. Получение Торы само по себе было величайшим исправлением греха. Поэтому проклятие «в поте лица будете есть свой хлеб» обрело более легкую форму. Физический труд можно заменить тяжким трудом над Торой. Есть разница между тяжелой физической работой на строительстве египетских пирамид и трудом над Талмудом, хотя последнее – не менее тяжкий труд. При этом, важно, на каком духовном уровне находится человек. Чем больше человек живет духовной жизнью, Торой, волей Творца, тем в большей степени проклятие физического труда заменяется ему трудом над Торой. И об этом сказано в трактате Авот (3:5): «С принимающего на себя бремя занятий Торой снимается бремя, (наложенное) царством, и бремя “путей земли” (в частности, заработка)». Я слышал от своих учителей, что здесь не имеется в виду ситуация: или ты трудишься над Торой восемнадцать часов в сутки, как Виленский Гаон, или работаешь те же часы. Причем, чем больше человек принимает на себя бремя Торы, тем в большей степени с него снимается бремя тяжелого труда в других областях. Это – постоянный выбор и постоянное испытание каждого из нас.

Так почему же Всевышний не поместил нас в мир, в котором изучать Тору будет легко? Рамхаль пишет в «Месилат Йешарим», что удовольствия этого мира нашей душе, мягко говоря, не подходят. Она в нем, как принцесса в хлеву у крестьянина. В чем же смысл нахождения нашей души в этом мире? Безусловно, это проявление принципа мида кенегед мида (мера за меру). Поскольку человек отошел от воли Творца и выбрал зло, его поместили в такое место. Сделано это для того, чтобы он всеми силами старался выкарабкаться. Заниматься Торой, когда для этого есть все условия – это очень хорошо. Но замысел Творца состоит в том, чтобы мы, живя в материальном мире, не дали ему властвовать над собой, а обратили наши души к Всевышнему и его Торе, изучая и исполняя ее. Таково величайшее испытание этого мира. Если, живя в этом мире, мы не тонем в нем и не гибнем духовно, а наоборот, преодолев все препятствия, остаемся людьми, устремленными к духовности, это становится нашей величайшей заслугой.

Проблемы этого мира полностью поглощают наше время, занимают наш разум, вытесняя все духовное. Это действительно тяжелое испытание. Мы не первые, кому оно выпало. Очень много величайших мудрецов Торы во всех поколениях проходили через тяжелейшие испытания. Они не получали свое величие в Торе без труда. Мы думаем, что это только мы такие бедные, не учились с детства. А вот в предыдущих поколениях все было хорошо. Но раби Акива в сорок лет не умел еще читать и писать…

В последних поколениях мы тоже находим примеры самоотверженного стремления к изучению Торы. Рав Хаим Шмулевич, великий глава ешивы Мир остался без отца и матери в семнадцать лет. Будучи старшим ребенком, он взял на себя заботу о пропитании семьи. Он тяжело трудился весь день, чтобы прокормить братьев. Но мысли его были направлены к Творцу и его Торе. Вечером и ночами, после тяжелой работы, он сидел и учился. Причем, он учился настолько хорошо, что очень скоро великий рав Шимон Шкоп взял его преподавателем в свою ешиву.

Вопрос не в том, в какие обстоятельства поставлен человек изначально, и родился ли он в таком месте, где все идут учиться в ешиву. Когда есть желание что-то делать, появляются и посланники Всевышнего, помогающие это осуществить.

У меня есть друг, которого я не видел много лет. Мы учились с ним в колеле в Офакиме. Он бааль тшува (не русскоязычный). Этот друг служил в армии в техническом персонале ВВС. Будучи кадровым военным, он сделал тшуву и хотел пойти учиться в ешиву. Но был связан своим контрактом с армией. В те годы молодые люди, которые хотели учиться, но у них были проблемы, связанные с армией, шли к великому Стайплеру, отцу рава Хаима Каневского, за благословением. Он говорил им два слова «Ашем яазор (Всевышний поможет)», и дело налаживалось. Это была стандартная ситуация. Мой друг пошел к Стайплеру, будучи уверенным, что получит от него благословение. Но Стайплер сказал ему, что он такое благословение не получит и останется в армии (это прозвучало, как проклятие). «Но, – продолжил Стайплер, – будучи в армии, ты будешь использовать каждую свободную минуту для учебы». Мой друг стал это исполнять. Он учил лист Гемары в день, что очень непросто. И при этом не отлынивал от своих обязанностей на службе.

И тогда он понял, в чем заключалось великое благословение Стайплера. Оно заключалась в указании учиться всегда, когда это возможно. Результатом стала очень полезная привычка – учить Тору в любых обстоятельствах. По окончании службы он смог на заработанные деньги жениться и купить квартиру. С тех пор он несколько раз закончил весь Талмуд. А началось все с того, что, будучи скованным обязанностями службы, он все свое свободное время использовал для учебы.

Для меня эта история очень поучительна. Человек находится на перепутье: с одной стороны, он хочет учиться, с другой стороны, у него есть множество обязательств. В этой ситуации есть один выход: максимально использовать все свое свободное время.

Когда я начал учиться в колеле, мой учитель, рав Яков Фридман сказал, что у меня есть две основные заповеди: постоянная учеба и мир в семье. Когда мы следуем воле Творца, Всевышний каждого из нас направляет так, чтобы он мог учиться и исполнять свои обязанности на работе и перед семьей.

Наша проблема не в наличии множества жизненных проблем и сдерживающих факторов. Они есть у всех. Проблема – в отсутствии стремления к духовному. Окружающий мир убивает в нас это стремление. Он сводит всю нашу жизнь к постоянным попыткам выкрутиться из наших житейских проблем, не оставляя места в душе для чего-то еще. Принципиально важно дать нашим детям и взрослым людям, возвращающимся к Торе, возможность почувствовать радость от ощущения близости к Творцу. Об этом сказано в Теилим: «Ощутите, как хорош Творец». Мы не находимся вГан Эдене Адама и Хавы. Мы не находимся в мире, в котором нас ожидает ман при входе в жилище. Но и в этом мире Тора не изменилась. Здесь есть много посланников Всевышнего, которые обеспечат пропитанием, чтобы можно было найти время и для учебы. Причем, учебы серьезной.

Два года назад мой знакомый из Германии задал очень интересный вопрос. Он отделяет маасер (десятину) от своей зарплаты. Маасер изначально предназначен для нуждающихся, которые изучают Тору. Он спросил, что лучше: дать эти деньги кому-то или же потратить их на то, чтобы приехать в Израиль поучиться самому. Я сказал ему, чтобы он приезжал сам.

Необходимо, чтобы у каждого человека было какое-то время на то, чтобы пробудить свою душу. В первую очередь, этой цели служит Шаббат. Существует различие в том, как должны его проводить те, кто учатся всю неделю, и те, кто работают. Сказано, что тот, кто тяжко трудится над Торой в течение недели, в Шаббат должен отдохнуть. Нужно учиться, но не тяжело. А тот, кто всю неделю работает, должен полноценно учиться весь Шаббат.

Но субботней учебы для пробуждения души мало. Поэтому, во многих ешивах Литвы было принято, чтобы на месяц Элуль выпускники, уже женившиеся, приезжали в ешиву, оставив все свои дела на тридцать-сорок дней. Это был своеобразный маасер, «десятина» времени. Когда человек выделяет себе эту «десятину» для духовного роста, он не теряет правильных устремлений души даже в то время, когда не находится в ешиве.

Наш великий учитель рав Йосеф Шломо Каанеман, основатель ешивы Поневеж в Израиле, был уникальным человеком. Вся его семья, за исключением одного сына, погибла в годы войны. Он был тем, кто потерял все, кроме великой и несокрушимой веры. После войны рав Каанеман фактически с нуля открыл ешиву Поневеж в Израиле, превратив ее в одно из важнейших мест изучения Торы в мире.

Одними из важных предприятий рава Каанемана были так называемые ярхей кала. Во время летних каникул ешива Поневеж открывала свои двери для работающих людей. Они учились с преподавателями ешивы. Как-то, будучи летом в Бней Браке, я ходил на эти уроки. Это была настоящая учеба в ешиве! Подобные мероприятия были огромным подспорьем для работающих людей.

Наше дурное начало постоянно тянет нас вниз. Это похоже на человека, находящегося в воде, к ногам которого привязаны тяжелые гири. Чтобы не утонуть в нечистоте этого мира и выплыть, нашим душам нужна помощь. В окружении, которое противостоит всему духовному, мы должны зло обратить в добро. Та Тора, которой мы удостаиваемся, борясь за нее, и выдерживая испытания, очень ценна.

Необходимо, чтобы в нашем мире были великие в Торе, чтобы в каждом городе были изучающие Тору. В месте, где нет изучения Торы, люди, которые не учатся, не смогут приблизиться ко Всевышнему. Там, где есть те, кто постоянно трудится над Торой, где есть ешивы и колели, вся община освещается ее светом.

Поэтому Всевышний установил в еврейском народе особый порядок. Во-первых, функцией колена Леви стало изучение Торы. Эта функция закреплена в благословении, полученном Леви. Левиты получали свой маасер для того, чтобы они могли выполнять свои обязанности перед Творцом без помех. Во-вторых, у нас есть благословение Иссахара и Звулуна. Звулун трудится, чтобы дать возможность учиться Иссахару, а Иссахар только учится. Ситуация, когда Звулун наслаждается удовольствиями этого мира, и дает Иссахару небольшую подачку, чтобы тот не умер от голода, не имеется в виду. Договор Иссахара и Звулуна означает, что Звулун кормит Иссахара не хуже, чем самого себя. В этом случае они удостаиваются общего удела в мире грядущем. Тора установила две категории людей, постоянно изучающих ее: колено Леви и колено Иссахара. Это архетип системы сохранения Торы в нашем народе. Звулуна во многом исправляет Тора Иссахара. В наших книгах сказано, что человек, занимающийся Торой, получает тем самым лекарство от дурного начала. Пишет великий мудрец и каббалист Маарит Аль-Гази, что это касается не только Иссахара, но и Звулуна. Тора, которую учит Иссахар, помогает и Звулуну бороться с его дурным началом.

У каждого из нас всегда есть свой личный фронт борьбы с дурным началом. Рамхаль пишет, что в этом мире есть очень много вещей, отделяющих нас от Всевышнего. Мы помещены в состояние постоянной войны. От нас требуется пробудить в себе нашу Б-жественную душу, чтобы у нас были силы воевать дальше и направить себя на служение Всевышнему. И здесь важно отметить, что Рамхаль обращался к поколению, в котором все евреи жили по Торе, с детства обучали этому детей. В нашем же поколении часть еврейского народа полностью оторвана от Торы, а соблазны окружают со всех сторон. Именно поэтому в нашем поколении мы обязаны направить максимум усилий на воспитание в наших семьях и в нашем народе настоящих мудрецов Торы.

Подготовил рав Ц. Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=26884