Шаарей Кдуша — 6 — Врата святости — Часть 1 — Врата 5

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Виталь

2326
врата пятые

Часть первая. Врата пятые

Краткое объяснение ступени «благочестие», для того, чтобы человек всегда держал это перед собой.

Здесь объясняются вещи, встречающиеся постоянно и в которых человек должен быть очень внимательным. Кроме того, это вещи более серьезные, чем остальные, согласно тому, как я выяснил из жемчужин прекрасных слов учителей наших, благословенной памяти, в Талмуде, Мидрашах, трактате «Боязнь греха», трактате «О путях земных» и книге «Зоар».

В предшествующих вратах уже было объяснено, что есть три ступени:

Первая – приобретение добрых качеств фундаментальной душой, так, чтобы это стало ее природой.

Вторая – избежание зла, в 365-ти заповедях «не делай» в разумной душе.

Третья – исполнение 248-ми заповедей «делай», называемое «делай добро».

Есть еще одна, промежуточная ступень, заключающаяся в приобретении качеств, но эти качества близки к заповедям «не делай», через «асмахту»[1] и слова Кабалы, исходящие из пророков и святых писаний.

А) Самые презренные и нетерпимые качества, сильнее всего мешающие единению человека со Всевышним, это:

гордыня, гнев, нетерпимость, постоянное недовольство, ненависть, зависть, жажда наслаждений, стремление к власти и почету и желание демонстрировать свои добрые дела другим. Их противоположность, это смирение до последней степени, не гневаться вообще, даже на домашних, не быть нетерпимым вообще, быть унижаемым и не унижать, радоваться, даже во времена стеснения, любить всех, и даже чужаков, не завидовать ничему, ибо «Дни наши подобны тени на земле», ненавидеть и презирать все радости этого мира, довольствоваться хлебом с солью, не стремиться ни к чему, относящемуся к этому миру, всеми силами избегать власти, ибо «власть хоронит держащих ее», не раскрывать своей праведности, ибо это лишает награды в этом мире и приносит наказание Гееномом.

Б) Запретные качества — это:

злоязычие и сплетни, унижение других, «награждение» других дурными прозвищами, насмешничать, лгать, льстить, обманывать, пустые разговоры, рассказывать дурное о других, возвышаться за счет унижения других, приводить к ссорам между близкими, получать прибыль от почета Торе, смотреть на обнаженное тело.

В) Из заповедей «не делай» —

самые суровые это те, наказание за которые карет[2], смерть от рук Неба и смерть по решению суда, а самая тяжелая среди них – осквернение имени Всевышнего. И сказано (Бемидбар 32:22): «И будьте чистыми перед Всевышним и перед Израилем…», в частности это касается греха, связанного с нидой[3], и даже любой близости. Соблюдение Субботы со всеми ее тонкостями, это важнейшая среди всех заповедей. Необходимо очищать мясо от мельчайших частиц крови и утробного жира. Необходимо избегать любого пустого семяизвержения, даже когда это происходит помимо воли. Запрещено любое использование святых имен, а использующий их – умрет. А тот, кто позорит мудреца, называется эпикойрос[4]. Здесь же и все виды предательств и доносов чужакам. За этим следуют строгие запреты[5], такие, как клятва именем Всевышнего, даже если это правда, или ложная клятва, и все виды клятв вообще и все запреты, связанные с пищей.

Г) Среди заповедей «делай» —

это цицит, тфилин, чтение «Шма» два раза в день. Почет Субботе во всех тонкостях. Заповедь обрезать сына. Добрые дела, посещение больных, прием гостей и установление мира. Молитва «восемнадцать благословений» в полном сосредоточении и с радостью. Оправдание обвиняемых. Честные деловые отношения. Благотворительность, скрытые подарки[6]. А отведение постоянных часов для изучения Торы как днем, так и ночью, ценится как все перечисленное вместе.

Д) Исполнение обычаев Торы.

Сосредоточенное чтение «Шма» перед сном. Пробуждение после полуночи, для траура по Шхине и разрушению [Храма] и занятия Торой. Постоянное представление перед собой Всевышнего, чтобы не согрешить. «На всех путях знай Его…» — постоянное единение душой со Всевышним, не прерывающееся даже на минуту.


  1. «Асмахта», это некий способ учения мудрецами стихов Торы, когда они привязывают к некому стиху заповеди, не следующие из этого стиха столь явно, чтобы приобрести статус заповедей Торы. Однако, в этих стихах мудрецы усматривают намек на эти заповеди и потому «привязывают» их к ним.
  2. «Карет», дословно значит «отсечение», имеется в виду отсечение души от источника.
  3. «Нида» — женщина в период месячных, с ней запрещены не только собственно половые отношения, но все виды близости, такие как поцелуи, объятия и многое, что может к этому привести.
  4. «Эпикойрос» — отрицающий основы, сказанное здесь приравнивает того, кто позорит мудреца, к отрицающим все заповеди, дарование Торы и т.п.
  5. За которые, тем не менее, нет наказания карет или смертью.
  6. Бедным.

http://www.beerot.ru/?p=39920