Бесконечность Торы

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1427
бесконечность торы

Из комментариев Хафец Хаима к главе 12 книги «Шем олам»

По поводу содержащихся в Торе историй (казалось бы, простых) следует пояснить следующее. Известно сказанное в святой книге Зоар, в главе Беаалотха (152а), о том, что все, о чем говорится в Торе, – это тончайшие идеи и высшие тайны; я привожу этот отрывок здесь.

Отрывок из книги «Зоар»:

Раби Шимон говорит: горе человеку, который утверждает, что Тора явилась нам для того, чтобы поведать какие-то обыкновенные истории, которые она передает обычными словами! Ведь если бы это было так, то и мы, даже в наше время, могли бы «написать Тору» обычными и даже еще более красивыми словами. Но в действительности в словах Торы заключены тончайшие идеи и высшие тайны. Творец сотворил высший и низший миры подобными: народ Израиля – внизу, а высшие ангелы – вверху. О высших ангелах сказано: «Делает посланниками своими существа духовные» (Теилим, 104:4), и в час, когда они спускаются вниз, они облачаются в одеяния этого мира. Если бы ангелы не облачались в одеяния, уподобляющие их творениям этого мира, они не могли бы пребывать в нашем мире и мир наш не мог бы их вынести. Если так происходит с ангелами – тем более это верно в отношении Торы, в соответствии с которой сотворены эти ангелы и все миры, существующие благодаря ей. Поскольку Тора спустилась в этот мир, то, не будь она облачена в его одеяния, то есть в обыкновенные (с виду) и рассказанные обычными словами истории, – мир не мог бы вынести ее. Так что рассказы Торы – это ее одеяния, а тот, кто думает, что это и есть сама Тора и нет в этих рассказах больше ничего, – да сгинет его душа, и нет у него доли в будущем мире. Потому и сказал Давид: «Открой мне глаза мои – и увижу чудеса в Твоей Торе» (Теилим, 119:18) – увижу сокрытое в Торе под покровами ее.

Подобное говорится еще в нескольких местах книги Зоар (149б).

Рамбам также пишет в гл. Хелек (комментарий на Мишну, Сангедрин, гл. 11) следующее:

Восьмая основа: мы верим, что вся наша Тора, которая дана через нашего учителя Моше, мир ему, – из уст Всемогущего… И нет различия между (следующими стихами Торы): «И сыновья Хама – Куш и Мицраим» (Берешит, 10:6), «И имя жены его – Меэйтавъэль» (там, 36:39), «А Тимна была наложницей» (там, 36:14) и следующими стихами: «Я – Г-сподь, Б-г твой» (Шмот, 20:2) или «Слушай, Израиль» (Дварим, 6:4), ибо все это – из уст Всемогущего, и все – Тора Г-спода, совершенная, чистая, святая и истинная… И сказали наши мудрецы [перечисляя тех, у кого нет удела в будущем мире]: у тех, кто говорит, что «Тора – не с небес» (Сангедрин, 90а). А о тех, кто утверждает, что «вся Тора – из уст Всемогущего, кроме такого-то стиха, ибо не Он сказал этот стих, а Моше – сам от себя», сказали мудрецы: «О таких говорит (Тора) (Бемидбар, 15:31): «Ибо слово Г-спода он презрел»» (Санедрин, 99а). На самом же деле в каждом изречении Торы есть мудрость и вещи чудесные для тех, кто поймет их, – и непостижима та мудрость до конца, как сказано: «Длиннее земли мера ее (Торы) и ширина – больше чем у моря» (Иов, 11:9). И единственный путь постижения ее – идти по стопам Давида, помазанника Б-га Яакова, и молиться его словами: «Открой мне глаза мои – и увижу чудеса в Твоей Торе» (Теилим, 119:18).

Сказанное в Писании: «Длиннее земли мера ее и ширина – больше чем у моря» (Иов, 11:9) – означает, что если мы вознамеримся описать все сокрытое (в Торе), то протяженности всей земли не хватит для того. При этом следовало бы написать так: «Длина ее больше чем у земли и ширина – больше чем у моря», – и объясняют наши мудрецы, что слово «мера» связано со следующим известным обстоятельством: очевидно, что каждую вещь измеряют, используя подходящую для нее единицу измерения. К примеру, обычные товары измеряются в локтях (один локоть, или ама, – около полуметра), – но есть вещи, которые измеряют посредством предмета длиной в три локтя, а границы тхум Шаббат (субботние границы) отмеряют веревкой длиной пятьдесят локтей, как сказано в трактате Эрувин (57б).  Правило таково:  чем  больше измеряемый предмет, тем больше должна быть мера, которой его измеряют. Здесь Писание сообщает нам, что о самой Торе даже говорить не нужно, – ибо сама она, несомненно, непостижимо велика, – но даже и та мера, которой будут измерять ее, также «длиннее земли».

Тора названа машаль а-кадмони (притча, предшествовавшая всему остальному – сотворенному миру), как сказано: «Как говорит притча, предшествовавшая миру: от злодеев исходит злодеяние» (Шмуэль-1, 24:13), и Раши объясняет там: «Машаль а-кадмони – это машаль а-Кадмоно – (притча) Того, Кто предшествовал (сотворенному Им) миру, то есть Тора – это “притча” Святого Творца». Другими словами: так же, как портрет человека дает возможность в какой-то мере разглядеть его и получить представление о нем, – точно так и святая Тора: с ее помощью мы можем получить в какой-то мере представление о славе Всевышнего.

Известно, что корень света святой Торы находится чрезвычайно высоко. Но Святой Творец по величайшей милости Своей и из любви к народу Своему, – столь сильной, что Он зовет нас «сыновьями» (Дварим, 14:1), – облачил свет Торы, при передаче ее нам, в одеяния этого мира, чтобы мы могли приблизиться к Нему. Однако, поскольку мир этот слишком мал для того, чтобы вместить в себя величие святости света Торы, Творец заключил ее в границы. Но даже после того, как Тора облачилась в одеяния дел этого мира, мы видим, что ее мудрость беспредельна. Когда пророк Зехария увидел ее в пророческом видении в мире ецира [Согласно кабале, мир ецира стоит в иерархии миров на одну ступень выше мира асия, включающего и наш мир. Выше мира ецира находится мир брия, и еще выше – мир ацилут.], то есть в мире ангелов, и обрисовал ее в соответствии с тем, какова она там [ведь, как известно из кабалы – тайного учения, Тора пребывает во всех мирах и в каждом из них принимает облик согласно его природе и делам], и она там в три тысячи раз больше всего нашего мира, – именно таким образом объяснили наши мудрецы (Эрувин, 21а) слова пророка: «Вижу я свиток летящий; длина его двадцать локтей, а ширина его – десять локтей» (Зехария, 5:2), см. там. Он видел Тору в мире ецира, но если мы представим себе, какова она в мире брия, который, как известно, гораздо больше мира ецира, и тем более – в мире ацилут – там величие света ее беспредельно… Говорит мидраш «Отиёт де-раби Акива» (пункт 5), что свет имен Святого Творца вверху имеет протяженность двадцать одну тысячу раз по десять тысяч парса (одна парса – около четырех километров), соответственно числовому значению имени Всевышнего, состоящего из букв алеф-hэй-юд-hэй.

Из всего сказанного вытекает следующее правило: с помощью Торы мы приобретаем понятие о том, что такое слава Г-спода, непостижимого и бесконечного, и благодаря этому человек обретает любовь к Нему. Именно это имеет в виду мидраш Сифри (в начале данной главы). Сюда  же относится то, о чем с болью говорит пророк Ирмияу: «Священнослужители не вопрошали: “Где Всевышний?”, и законоучители не знали Меня» (Ирмияу, 2:8), – другими словами, хотя они и учат Тору, они не задумываются глубоко над тем, что такое Тора в действительности, – и, тем самым, «не знают Меня».

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=38054