Величие Торы и любовь к Всевышнему

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1443
величие Торы

Из книги Хафец Хаима «Шем Олам» (глава 12)

Сказано в Торе: «И люби Г-спода, Б-га твоего всем сердцем своим, и всей душою своей, и всем существом (достоянием) своим» (Дварим, 6:5). Непонятно, как можно возложить на человека повелительную заповедь, исполнение которой зависит от одной только мысли и чувства, над которыми он не властвует в той мере, как тогда, когда заповедь сводится к исполнению физического действия. Я нашел мидраш (Сифри, Ваэтханан, 33), объясняющий это: «В Писании сказано: “И люби Г-спода, Б-га твоего…”, но поскольку из этого еще неясно, как должна исполняться заповедь любви к Святому Творцу, далее говорится: “И да будут слова эти… в сердце твоем”; таким путем ты познаешь Его и будешь привержен Его путям».

Подобное мы находим также в книге Рамбама «Сефер а-мицвот» (повелительная заповедь третья): там сказано, что человек должен внимательно вглядеться и вдуматься в слова Всевышнего и в Его дела, – и тогда обязательно придет любовь к Нему. Нужно понять: почему изучение   Торы   закономерным   образом   приводит человека к любви к Г-споду?

На самом деле, это очевидно. Когда человек вдумывается в слова, написанные Всевышним в Его святой Торе, он начинает понимать, что в этих словах заключена непостижимая и бесконечная мудрость. И когда он вникнет как следует в святую Тору, он осознает с ее помощью, сколь чудесны творения Г-спода вверху на небесах и внизу на земле… Поймет, что все, что Творец создал с великой мудростью Своей, Он оживляет по воле Своей и управляет им, и на все это есть намеки в нашей святой Торе. Тогда человек увидит, что мудрость, разумение и могущество Его беспредельны, и, естественным образом, будет стремиться достичь с Ним величайшей близости. Более того: когда человек вникает в святую Тору, задумывается над тем, что Г-сподь – Властитель всех сил, что Ему принадлежат небо, земля со всем, что есть на ней, а человек перед Ним – лишь крохотное творение, низменное и жалкое… Но Он, невзирая на это, по великой скромности Своей взывает к человеку, старается ради него и хочет, чтобы человек трепетал перед Ним и исполнял волю Его, так, чтобы Он мог воздать человеку добром в будущем и насытить душу его всеми благами. Тогда человек естественным образом, от всей души захочет достичь самой большой близости к Всевышнему.

Мы, из-за многих наших грехов, хотя и читаем каждый день: «И люби Г-спода, Б-га твоего…» (Дварим, 6:5), не считаем нужным задуматься, как достичь любви к Нему. Одним только чтением слов «И люби» мы, несомненно, не исполняем эту повелительную заповедь – точно так же, как не исполняем заповедь накладывания тфилин, когда читаем слова «И навяжи». Наше дурное побуждение обманывает нас в этом.

Приведу на эту тему следующую притчу. Один человек пришел к богачу и попросил дать ему какую-нибудь работу; богач отказался, говоря, что ему не нужен сейчас работник. Тот стал усиленно упрашивать, пока богач не согласился – с условием, что работник будет ему верен, станет служить ему, как полагается, и не будет перечить ни в чем. Проситель согласился. Однажды случилось так, что хозяин должен был уехать на несколько дней. Он написал список дел, которые работник должен был сделать в его доме за эти дни, отдал его работнику, приказав, чтобы тот внимательно изучил его, и отправился в путь. По возвращении он вызвал работника и спросил, исполнено ли приказание. Тот ответил: «Да! Я читал письмо, которое оставил мне мой господин, по утрам и вечерам!» Сказал ему хозяин: «Ну и глупец же ты! Да разве в одном только чтении была вся цель? Ведь я велел тебе внимательно прочитать это письмо лишь для того, чтобы ты знал, что тебе нужно делать! Я не имел в виду, что одним только чтением ты исполнишь свой долг!»

Точно так и с нами: Всевышний повелевает нам, чтобы мы любили Его. Он приказал нам также читать этот отрывок из Торы – для того, чтобы мы глубоко вдумывались в него и достигли любви к Нему, – но Он не имел в виду, что одним только произнесением слов «И люби» будет исполнена заповедь! Тот, кто ограничивается этим, – такой же «мудрец», как описанный выше работник!

Я слышал от имени воистину великого мудреца Торы раби Исраэля Салантера, будь благословенна память праведника, о том главном, что составляет принятие на себя бремени Небесного царства. Он сетовал на то, что мы, из-за многих наших грехов, не ведем себя в этом так, как следовало бы. Верно, что мы не ленимся провозглашать Всевышнего Царем над всеми семью небесами и на всей земле – на четырех концах ее, как это положено по закону (Шулхан Арух, Орах Хаим, 61:6), – но над самими собой мы не принимаем его как Царя настолько, чтобы все части нашего тела были бы послушны и готовы принять на себя бремя царства Его, и очень часто совершенно забываем об этом.

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=38052