Бешалах — Исцеление человека – в руках Всевышнего!

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1900

Недельная глава Бешалах

«Ведь Я, Г-сподь, — целитель твой» (Шмот, 15:26).

Исцеляет Всевышний, а не врач

Однажды одного из людей, успешно приближающих евреев к Торе, спросил один еврей: «Рассказывают, что в прошлых поколениях вернуть одного еврея к Торе – это было делом всей жизни. Даже самые великие праведники удостаивались вернуть на истинный путь не более, чем двух-трех евреев. Как же это у тебя получилось вернуть к Торе сотни людей?»

Тот ответил примером: «Порой мы видим на стройке огромные бетонные плиты, каждая из которых весит около десяти тонн. Чтобы поднять их и положить на уже установленные плиты, привозят огромный подъемный кран. Он поднимает их и ставит на нужное место.

Когда плита поднята краном и висит в воздухе, рабочий, стоящий сверху на стене, может сдвинуть ее рукой и развернуть в нужном направлении. Как это может быть, ведь она обладает огромным весом? Очень просто: когда подъемный кран уже поднял ее, ее можно подвинуть даже рукой!

Точно так же и тшува (возвращение к Торе, раскаяние) в нашем поколении. Рамбам (“Законы раскаяния”, гл. 7, алаха 5) пишет: “Тора уже пообещала, что в конечном итоге народ Израиля сделает тшуву в конце своего изгнания, и сразу же они будут избавлены”. То есть у нас есть особое обещание Всевышнего, что перед приходом Машиаха весь народ Израиля вернется к Торе.

Получается, что есть огромная разница между нашим поколением – последним поколением – и предыдущими. Когда в прошлом праведник желал вернуть еврея к Торе, он должен был как бы поднять его с самой земли, а поскольку его грехи весили очень много – это было очень тяжелой задачей. А в нашем поколении Всевышний берет каждого еврея, который должен сделать тшуву, и как бы “поднимает” его “подъемным краном”. А в таком положении каждый, кто хоть немного занимается этими вопросами, может “схватить” его и “развернуть” в сторону Торы и заповедей!»

Эту притчу можно применить и к теме исцеления.

Всевышний называется «Б-г живой». Определение жизни – это соединенность с Всевышним. Когда человек заходит в парфюмерный магазин, аромат духов «прилепляется» к нему, так и каждое мгновение жизни в мире Творца — это связь с Ним, благословен Он.

«Я, Г-сподь – Целитель твой». Не мы – центр картины, а Всевышний. Врачу следует знать, что только Всевышний, благословен Он, задействует все, и, само собой, исцеление каждого человека, даже находящегося в безнадежном положении, не ограничивается возможностями врача. Лишь Всевышний – «исцеляет всякую плоть и совершает чудеса».

Для «Исцеляющего всякую плоть» возможно все!

Сказано в мидраше («Шир а-Ширим Раба», 7:3) от имени раби Йоханана: все исцеление и излечение, которое есть у народа Израиля – в заслугу брит мила. А также сказано (там же): «Сказал раби Хия: почему мудрецы установили благословение об излечении именно в восьмом благословении (в молитве Амида – прим. пер.)? В соответствии с заповедью брит мила, которая дана на восьмой день, как сказано (Малахи, 2:5): “Брит (завет, союз) Мой был (заключен) с ним – брит жизни и мира”».

Смысл здесь в том, что брит мила – одна из фундаментальных заповедей, в которых проявляется связь между народом Израиля и Всевышним. Поэтому она и называется «брит» (завет). Суть болезни – это отрыв от Всевышнего, а суть исцеления – это заново «прилепиться» к Нему.

Один из тринадцати принципов веры Рамбама гласит, что «Творец не является телом, и не относятся к Нему физические понятия, и нет Ему никакого подобия» – Он выше времени, выше пространства, выше всех ограничений, с которыми мы знакомы в нашем материальном мире. Мир, в котором мы живем — это мир определений, мир рамок. Всевышний же выше любого определения или границы, Он бесконечен в Своих качествах.

Надо отметить, что в Торе мы находим по отношению к Всевышнему множество эпитетов, годных человеку: «Очи Творца обводят взглядом всю землю» (Захарья, 4:10) и т. п. Однако следует знать, что это лишь заимствованное выражение. Мы можем оперировать лишь знакомыми нам понятиями, и поэтому говорим «очи Творца», однако, разумеется, речь не идет о том, что у Всевышнего есть глаза.

Другими словами, мы относимся к Всевышнему посредством определений: Всевышний видит все, слышит все, Он – Милосердный, и т. п. Но на самом деле Сам Он – выше любых определений.

Для человека существует понятие «невозможно». Человек может оказаться в ситуации, когда он решает, что у него нет никакой возможности что-то предпринять или как-то изменить существующее положение вещей. Однако для Всевышнего нет ничего, что было бы в рамках «невозможного». Например, человек должен сегодня же покрыть чек в десять тысяч долларов, иначе весь его бизнес рухнет. У него самого нет никакой возможности добыть эти деньги. Что он делает? Обращается к Всевышнему! Ведь он знает, что для Творца нет ничего невозможного. Всевышний творит новое.

Конечно же, у молитвы есть правила. Наши мудрецы учат нас, что не молятся о прошлом, а только о будущем. Например: человек заходит на свою улицу и видит пожарную машину. Ему нельзя молиться о том, чтобы этот пожар был не в его доме. Мудрецы дают такое молитве определение «напрасная молитва». Ведь, несмотря на то, что для Всевышнего прошлое и настоящее – едино, и неважно, где именно разгорелся пожар, тем не менее, наша молитва должна подчиняться определенным правилам. Одно из них – молиться только о будущем.

Есть разногласия между великими мудрецами, как молиться о больном, по поводу которого врачи уже потеряли надежду.

Однако и те, кто считают, что в таких случаях не следует приумножать молитву, говорят это не потому, что есть что-то невозможное для Творца, а лишь по той же причине – что в форме молитвы есть определенные законы. Однако, несомненно, мы должны относиться к Всевышнему так, что Он выше любых знакомых нам рамок и границ.

Чтобы приблизить это к нашему пониманию, нарисуем себе картину: безнадежный больной, врачи уже совершенно отчаялись излечить его. Он лежит в своей постели в больнице, в отчаянии смотрит в потолок и уверен, что делать нечего. И вдруг он слышит разговор двух людей: они говорят, что в соседней комнате лежит богатый больной точно в таком же положении, он вызвал большого специалиста из Америки, и есть шанс, что тот посмотрит и нашего больного. Этот проблеск надежды сразу меняет все его настроение!

Конечно, и у того великого специалиста тоже есть множество вещей, которые для него являются невозможными, однако для «Исцеляющего всякую плоть» нет ничего в мире, что было бы «вне Его компетенции»!

Истинный взгляд на медицину

Исцеление человека не похоже на починку машины или любого другого прибора. Определение исцеления, как мы уже говорили, это связь с Всевышним, и это уникальная вещь, для которой не существуют рамки невозможного.

Вопрос лишь в том, как врач относится ко всей своей профессии. Если он видит себя техником, то точно так же, как иногда технику привозят машину, которую нет смысла чинить, и не вкладывают в ее починку, а покупают новую, так и врач может в определенных ситуациях решить, что нет смысла «тратить время и ресурсы на что-то старое — на старика…», упаси Б-г!

Конечно же, это ошибочный подход. Смысл в том, чтобы соединиться с Всевышним и верить, что мы соединяемся с Милосердием, у которого нет никаких рамок и границ, и оно полно сюрпризов. Единственное, что можно сделать, даже, в, казалось бы, совершенно безнадежных ситуациях, это вложить все силы в молитву и прикладывать усилия, чтобы найти выход.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=60374