Введение в устои веры — 6 — Сущность воображения

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

1367
сущность воображения,устои, вера, устои веры, воображение

В предыдущей части этого урока автор задал вопрос: каким образом нужно понимать запрет на анализ и исследования тринадцати устоев веры? Ведь мы знаем, что понимание любого вопроса в Торе достигается именно самоотверженным изучением. Чем же тринадцать устоев веры отличаются от других частей Торы? Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, автор вначале объяснил нам, что запрет заключается не в изучении и постижении устоев с помощью разума, а в том, чтобы следовать за воображением при их изучении.

4. Воображение – только настоящее, разум – прошлое и будущее

Одно из различий между разумом и воображением заключается в том, что разум не отделяет настоящее от прошлого и будущего, не пребывает в ощущениях текущего момента, а присутствует целиком во всем процессе. Разум распознает, откуда явления проистекают и к какой цели они стремятся. С точки зрения разума, у любой вещи есть первопричина и есть назначение, и он видит ее как интегральную часть приведшей к ней причины и как предмет, стремящийся к цели. В силу понимания человек помещается в систему, корни которой находятся вне видимой реальности, но он понимает, что реальность находится в другом месте.

Видения, которые открываются воображению, по сущности своей природы – лишь одно настоящее.

Существует только то, что ты видишь. Воображение может быть шире и распространяться на время существования видений. Но, в любом случае, человек находится в системе видений, начинающейся одной картинкой и заканчивающейся другой. Восприятие никогда не распространяется дальше возникающих видений потому, что в воображении нет ничего другого.

Человек видит сны в силу воображения. Сон действует исключительно видениями и изображениями, которые сочетаются в подобие картины мира, в котором человек живет во время сна. В этом мире отсутствуют логика и сознание. (Очень малому количеству людей снятся сны, в которых присутствует логика, такие сны относятся к более высокому типу). Сны – это явления, у которых отсутствует корень и продолжение, они замкнуты на себе, приходят со сном и заканчиваются пробуждением. Это является примером воображения, которое начинается видением и им же заканчивается.

Горе тому, чья жизнь полностью проходит как сон! Он живет в проходящих перед ним, как сон, видениях. Во время сна все воспринимается как реальность, каждое видение видится ему как настоящее, вплоть до физической боли. И только когда человек просыпается, он понимает, что это всего лишь сон. Также и мы должны пробудиться, и каждый раз, когда мы пробуждаемся больше, мы находим, что наша предыдущая жизнь подобна сну.

Придет день – «Когда возвратит Господь детей Сиона из плена, мы будем подобны видящим сны» (Теилим, 126:6). Тогда мы увидим, что вся наша жизнь и все наши действия в этом мире были как сон. Мы не видели, куда все идет. Окончательное пробуждение наступит, когда мы увидим цель всего. Это пробуждение откроет нам, что весь наш мир был как сон.

5. Обязанность человека противостоять силе воображения

Человек обязан установить власть разума над воображением. Все, что он видит и представляет, он должен проверить силами разума и оценить. Является ли видение и исходящий из него вывод правильным или нет. Тот, кто не сделал этот шаг – не сделал свой первый шаг в Б-гослужении. Более того, он не сделал свой первый шаг к тому, чтобы стать человеком, потому что воображение есть как у людей, так и у животных.

Человек, живущий воображением, каким бы развитым он ни был, качественно остается подобным животному. Ведь животное тоже хранит в своей памяти образы, поэтому его можно дрессировать. Чтобы по-настоящему стать человеком, надо выйти из-под власти воображения и встать на путь разума. В самом разуме отсутствуют видения, он лишь оперирует ими. Он устанавливает и определяет сущность и истинность проходящих перед ним изображений.

Тот, у кого не задействован разум, воспринимает воображение как реальность.

В этом и заключается главная сила дурного начала – постановить, что мир заканчивается на том, что человек видит. Слово «йецер» (начало) в святом языке происходит от слова «йецира» (формирование). «Сформировать» – это взять что-то, что является «июли», т. е. первичной материей, и создать из нее что-либо по определенной форме, и постановить, что это форма реальности. И она становится настолько реальной, что человек ощущает: это и есть его мир, здесь его жизнь и назначение. Истинное восприятие мира возникает в результате постижения разумом – это работа доброго начала. А картина мира, которая определяется воображением – это работа дурного начала.

Когда воображение воспринимается как реальность, само это и есть сила дурного начала – изобразить псевдореальность, установленную только в соответствии с увиденным. Для того, чтобы побороть дурное начало, необходимо победить его причину и корень, и быть осторожным, дабы совершенно не входить в систему воображения. В этом и заключается смысл написанного «Не следуйте за своим сердцем и глазами», что нас учит – даже только войти в систему воображения запрещено. Потому что человек, следующий за воображением, вводит себя в место, где находится скверна, настолько, что не может выйти из него самостоятельно. Подобно вошедшему в трясину, он может спастись только посредством постороннего вмешательства. В этом и заключается суть запретов на размышление об идолопоклонстве, и на блуд за сердцем.

6. Исправленное воображение стоит на службе у разума

Воображение дано человеку, чтобы быть инструментом разума (именно так говорил Аризаль). Человек своим разумом не может действовать в мире без того, чтобы воображение сохранило для него все виденные им сцены, воспринятые обонянием запахи, услышанные звуки, ощущения осязаемых вещей. Звуки и картины сохраняются наиболее полно, так как ярче всего запечатлеваются воображением. Оно хранит все это и, таким образом, человек может пользоваться разумом и формировать суждения о вещах.

Если бы не было в мире воображения, разуму не было бы с чем работать. Только, когда человек получает полную картину из всего увиденного им, он может определить, что правильно, а что нет. Какая картина мира истинная, а какая нет, и чему увиденное нас учит. В воображении нет места для вопроса: чему это пришло меня научить; ведь оно замыкается на себе, в нем нет вопросов и ответов. Фантазия сразу воспринимается как нечто цельное. В ней есть лишь то, что представляется ясным. Разум задает вопросы и разрешает их, однако для воображения все просто: как ты увидел, так все и есть.

Тот, кто в состоянии перебороть воображение как самостоятельную силу и воспользоваться им как инструментом разума, – не находится под властью воображения. В этом заключается понимание того, что праведник Йосеф раскрывал смысл снов. Он властвовал над своими глазами, поэтому у него была власть над воображением. Благодаря тому, что он отстранился от всяких мыслей о распутстве, его воображение превратилось в инструмент разума, и у него появилась возможность раскрывать смысл снов, и облечь разум властью над воображением.

Каждый, кто не достиг этой ступени, все еще прибывает во сне. Поэтому он не может его самостоятельно толковать. Так же можно понять и написанное про Даниэля, который умел раскрывать значение снов, в силу того, что он был отрешен от чревоугодия (см. книгу Даниэль гл.1).

Перевод – рав Ш. Каплан. По вопросам, связанным со статьей, обращайтесь – shalomkap@gmail.com


http://www.beerot.ru/?p=40374