Одного – кто знает? — Урок 7 — Вначале

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

2898
вначале
Продолжение. Начало здесь.

Урок седьмой. Вначале

1. Четвертая основа веры, сформулированная Рамбамом, заключается в том, что Всевышний «предшествовал всему» и «ничто не предшествовало Ему» (Предисловие Рамбама к гл. Хелек).

А в более известной редакции, которая приведена в наших Сидурах, этот принцип веры звучит так: «Я верю полной верой, что Творец, благословенно Его Имя, – Он первый и Он последний».

Рамбам (Тшува, 3:7) называет Творца в Его качестве «Первый» словом צוּר (цур). В своей книге «Морэ Невухим» он объясняет, что слово цур имеет два основных значения. Первое – это скала, т. е. твердая каменная порода, из которой могут быть высечены более мелкие камни. С этим связано второе, аллегорическое, значение этого слова: цур – это устойчивая основа, из которой могут быть «высечены» производные элементы, например, потомство (Рамбам, «Морэ Невухим», 1, 16).

В самой Торе о Всевышнем сказано: «Он – скала (הַצּוּר – а-Цур), совершенны Его дела» (Дварим, 32:4). А в утренней молитве, перед самым началом «Шмонэ Эсре», мы называем Всевышнего словами צוּר יִשְׂרָאֵל (Цур Исраэль – «Скала Израиля»). Имеется в виду, что Он – источник всего. Он – источник душ народа Израиля. Вся вселенная «высечена» из Б-га. Он предшествовал всему, но Ему ничего не предшествовало.

2. В мидраше повествуется, как однажды некий философ сказал главе мудрецов Израиля рабану Гамлиэлю: «Ваш Б-г был великим художником (צייר – цаяр). Он нашел хорошие исходные материалы: пустоту и хаос, тьму и воду, дух и бездну – и из них сделал то, что сделал».

Философ перечислил все те элементы природы, о которых говорится в самом начале рассказа Торы о сотворении мира, где написано: «Земля была пустотой и хаосом (תֹהוּ וָבֹהוּ – тоhу ва-воhу), и тьма – над бездной, а дух Б-га парил над водой» (Берешит, 1:2).

В Торе, действительно, не указано, что Всевышний сотворил эти первоэлементы природы. Но рабан Гамлиэль пояснил философу, что и все «исходные материалы» тоже были «сделаны» Б-гом.

И, действительно, про тьму в Книге Пророков сказано: «Я создал свет и сотворил тьму» (Йешаяу, 45:7). Про воду написано: «Славьте Его, небеса небес и воды, которые под небесами, …ведь Он повелел, и они были сотворены» (Теилим, 148:4-5). Про ветер сказано: «Он – создатель гор и Творец ветра» (Амос, 4:13). И еще написано, что мудрость Творца проявила себя «когда еще не было бездны и не было источников, полных вод» (Мишлей, 8:24). А по поводу хаоса и пустоты указано, что Всевышний «сотворил зло (רָע – ра)» (Йешаяу, 45:7).

3. «Пустота и хаос» (тоhу ва-воhу) – это корень будущего зла в мире (см. «Беур Маариф» (р. Йехезкель Файвел из Вильно), «Берешит Раба», 1:9). С этим связана великая тайна.

В первые мгновения вселенной существовали только «пустота и хаос». К этому периоду относится загадочное предание, приведенное в Талмуде от имени раби Шимона а-Хасида: «Вот девятьсот семьдесят четыре поколения, которые предполагалось сотворить еще до начала Творения, но они сотворены не были. Всевышний взял и распределил их по всем поколениям, и это – те наглецы, которые есть в каждом поколении» (Хагига, 13б).

Виленский Гаон поясняет, что эти «несотворенные поколения» воплотились в «великом сброде» (эрев рав) – в многочисленном собрании иноплеменников, которые присоединилось к евреям при выходе из Египта.

В своем каббалистическом комментарии к святой книге «Зоар» Гаон говорит: «Все эти девятьсот семьдесят четыре поколения, ставшие великим сбродом, – это души из мира пустоты и хаоса, которые Всевышний рассеял по всем поколениям, и это они – наглецы каждого поколения».

Поэтому мудрецы предсказывали, что «перед приходом Машиаха возрастет наглость». Это произойдет, когда эти души из «великого сброда» станут «вождями народа Израиля» (комментарий Виленского Гаона к «Сифра де-Цниюта», 1).

4. Это древнее предание имеет отношение к самым сокровенным разделам Торы. И все же мы попытаемся хотя бы немного прояснить его на нашем уровне понимания.

Во-первых, нам необходимо понять, какая реальность могла существовать «еще до начала Творения», когда «предполагалось сотворить» эти поколения.

Раши почти в самом начале своего комментария к главе Берешит («Вначале») указывает: «Сначала Всевышний задумал сотворить мир в соответствии с Мерой Суда, но увидел, что так мир не устоит. Поэтому Он присоединил Свою Меру Милосердия, чтобы она сочеталась с Мерой Суда» (Раши, Берешит, 1:1).

Из этого следует, что «сначала» – т.е. «еще до начала Творения» – Всевышний действовал в соответствии со Своим качеством, которое называют «Мера Суда» (Мидат а-Дин). И эти «девятьсот семьдесят четыре поколения» были задуманы еще до сотворения мира – прежде чем Мера Суда была уравновешена Мерой Милосердия (Мидат а-Рахамим). Эти поколения должны были быть сотворены лишь по Мере Суда.

В соответствии с этой Мерой, существования было достойно лишь то, что полностью оправдано по Суду. Так был первоначально задуман мир. Вместе с тем, это качество могло стать (и стало) корнем «зла» в мире. Если бы вселенная управлялась лишь Мерой Суда, то в ней не было бы места ни для каких сотворенных существ – и так «мир не мог устоять».

По Мере Суда всё сотворенное, действительно, было бы сразу уничтожено. Поэтому-то эти поколения лишь «предполагалось сотворить до начала Творения, но они сотворены не были». А когда эти существа, задуманные по меркам Меры Суда, были рассеяны по всем поколениям, они стали рассматривать всех других людей (кроме себя), как вообще не имеющих право на существование (см. «Ми-Маамаким», 2, 38, с. 387-388). Ведь такой человек считает себя основой мира и полагает, что все события должны совершаться в соответствии с его волей. Всё окружающее просто обязано подчиняться его желаниям, а он сам никому и ничему не подчинен. Такому человеку кажется, что он неподвластен никаким карам с Небес, и он может делать абсолютно всё, что взбредет ему в голову (см. там же 5, 30, с. 218).

Это «мера суда» эгоистической личности, направленная на всех остальных людей. Это и есть та «наглость» (азут паним), о которой говорится в Талмуде.

5. В период исхода евреев из Египта эти души, как уже упоминалось, воплотились в «великом сброде». В своем каббалистическом комментарии к книге «Зоар» Виленский Гаон утверждает, что «и разрушение Храма, и изгнание пришли в мир из-за того, что Моше принял великий сброд».

Моше полагал, что эти люди – «праведные геры», подобные тем, о которых в Талмуде сказано: «Всевышний изгнал народ Израиль и рассеял его между другими народами только ради того, чтобы к нему присоединились геры» (Псахим, 87б).

Но на самом деле великий сброд (эрев рав) был связан с корнем зла в мире. Намек на это содержится в самом слове ערב (эрев – «смешение», «сброд»), которое начинается буквами ע (айн) и ר (рейш), образующими слово ר»ע (ра – «зло»).

В эпоху перед приходом Машиаха, когда, как предсказано в Талмуде, «возрастет наглость», люди с душами «великого сброда» будут вождями народа Израиля. Эти люди скажут: «Давайте станем как все народы!» – ведь «великий сброд» состоял из иноплеменников, которые примешались к сынам Израиля.

В «конце времен» люди с душами «великого сброда» попытаются создать тип «нового еврея», который ничем бы не отличался от людей из других народов. Они попытаются сделать народ Израиля подобным другим нациям – как будто евреи могут существовать без своего уникального предназначения!

Этот период, когда люди с душами эрев рав захватят власть над евреями, станет концом изгнания, и затем откроется Машиах (см. там же 5, 30, с. 218-219). Тогда начнет приоткрываться подлинное лицо реальности. А затем будет вовсе сброшена «вуаль» материальности, скрывающая абсолютное единство Творца.

6. Философ, который полемизировал с рабаном Гамлиэлем, признавал, что Всевышний – «великий художник», создавший многочисленные замечательные творения. По представлению философа, Творец был подобен художнику, который искусно «нарисовал» всё, наполняющее этот мир, но при этом Он использовал имеющиеся у него «краски».

Философ полагал, что всему предшествовала некая первооснова – исходная первоматерия, о которой говорили Платон и его последователи (см. «Эшед а-Нехалим», «Берешит Раба», 1:9). Но рабан Гамлиэль возразил ему, что и эту первоматерию тоже сотворил Б-г. «Краски» тоже были сотворены.

Всевышний был источником всех вещей, и всё существующее было «высечено» из этой предвечной «Скалы». Проблема заключается в том, что все «философы» – и даже самые великие из них – не могут принять утверждение, заложенное в первой же строке Торы: «Вначале сотворил Б-г небо и землю» (Берешит, 1:1). У Вселенной было начало! Но с точки зрения «философов» такого просто не может быть. Правда, сегодня им легче принять это положение – легче чем когда бы то ни было (рав М. Шапиро подразумевает научные «открытия» последних десятилетий, связанные с теорией «Большого Взрыва», согласно которой вселенная начала свое существование от некой исходной «точки сингулярности», не имеющей никаких пространственных и временных характеристик. Но в приводимых здесь уроках наш учитель на этой теме не останавливался).

7. Виленский Гаон утверждал, что «в Торе содержится всё, что было, и всё, что будет». И все это заключено не только во всей Торе, но и «в ее первой строке, в семи словах» и даже в одном первом слове Торы – בְּרֵאשִׁית (Берешит – «Вначале»).

Тора начинается словами בְּרֵאשִׁית בָּרָא אֱ-לֹהִים אֵת הַשָּׁמַיִם וְאֵת הָאָרֶץ («Вначале сотворил Б-г небо и землю»). Раши обращает внимание на кажущееся противоречие. Из этой строки, на первый взгляд, следует, что прежде всего (т.е. в первый же день творения) были сотворены «небо и земля». Но из следующих строк Торы можно заключить, что небо было сотворено лишь на второй день [ведь написано: «Сделал Б-г свод, …и Б-г назвал свод небом, и был вечер, и было утро – день второй» (Берешит 1:7-8)], а земля – на третий [в Торе сказано: «И назвал Б-г сушу землей, …и был вечер, и было утро – день третий» (там же 1:10 и 1:13)].

Раши разрешает это видимое противоречие так: «Все существующее на небе и на земле было сотворено в первый день, но каждое творение заняло свое место в тот день, который был для него определен. Поэтому и написано אֵת הַשָּׁמַיִם (эт а-шамаим – «небо»; предлог эт имеет также значение «с») – чтобы добавить всё, существующее на небе, и אֵת הָאָרֶץ (эт а-арец – «землю») – чтобы добавить всё, существующее на земле» (Раши, Берешит 1:14).

А Рамбан говорит об этом еще более подробно: «Всевышний сотворил все творения из абсолютного ничего. У нас в святом языке нет иного названия для извлечения «чего-то» из «ничего», кроме слова בָּרָא (бара – «сотворил»). Творец извлек из полного и абсолютного «ничего» тончайшую основу, не имеющую материальности, – созидающую энергию, готовую принять форму и перейти из потенциального состояния в действие. Это первоматерия, которая у греков называется «аюли». Но после «аюли» Он уже ничего не творил, а только формировал и делал, так как из нее Он извлек всё существующее и облачил в различные формы, и преобразовал их. Знай, что «небо» и все, что в нем, – один вид первоматерии, а «земля» и все, что на ней, – другой вид первоматерии. Только они были сотворены, а все существующее было сделано из них» (Рамбан, Берешит, 1:1).

В соответствии с объяснениями Раши и Рамбана противоречие разрешено. В первой строке Торы говорится о сотворении мира в его потенциальном состоянии, а в последующих строках – о воплощении и реализации замысла.

8. Теперь можно понять, почему на языке Торы вещь называется דבר (давар) – от слова דיבור (дибур – речь). И само слово «слово» на святом языке тоже называется דבר (давар).

В других языках слова «вещь» и «речь» никак не связаны. Но в святом языке Торы связь между этими двумя понятиями отражает то, что в каждой существующей в мире вещи скрыты «слово» и «речение», которые произвели эту вещь на свет. Слово Творца реализовано и воплощено в каждой вещи и в каждом явлении.

В стихе псалма сказано: לְעוֹלָם יְ-הֹ-וָ-ה דְּבָרְךָ נִצָּב בַּשָּׁמָיִם – «Навечно, Б-г, Твоё слово запечатлено на небе» (Теилим, 119:89). Ведь в небе запечатлено речение Всевышнего: «Да будет свод…» (Берешит, 1:6).

Каждая вещь и каждое живое существо – это «слова» Всевышнего, и процесс творения продолжается постоянно. Всё существующее сотворено, чтобы раскрыть постоянное присутствие Творца и Его волю, выраженную в Творении.

Мир подобен «книге», как написано у пророка: «Свернутся, как свиток книги, небеса» (Йешаяу, 34:4). И так же, как мы читаем книгу, мы должны «прочитать» вещи и явления сотворенного мира, чтобы понять их смысл.

В сокровенной «Сефер Йецира» (1:1) сказано, что Всевышний сотворил мир с помощью трех Его «инструментов» – и это «сефер, сфар и сипур».

В книге «Кузари», как уже упоминалось, разъяснено, что сефер – это Тора, по которой был сотворен мир, сфар – это счет, а сипур – это речения Творца, который произнес вначале «Да будет свет…», «Да будет свод…» и т. д.

Человек, который «читает» книгу сотворенного мира, обнаруживает в каждой вещи и в каждом явлении те речения Творца, которые вызвали это к жизни. В каждом событии и явлении этого мира реализуется Его воля.

И придет день, когда эти речения Б-га вновь откроются, сбросив свои материальные оболочки, как об этом сказано у пророка: «И явится слава Б-га, и увидят все живущие вместе то, что произнесли уста Всевышнего» (Йешаяу, 40:5).

9. В святой книге «Зоар» сказано: «Когда Всевышней создавал мир, Он смотрел в Тору и творил». А далее подчеркивается, что Он «смотрел на каждое слово Торы и по нему совершал Свою работу, ведь все вещи и события всех миров запечатлены в Торе».

В книге «Зоар» даже кратко рассказано, как происходила эта «работа»: «Всевышний сверялся с Торой следующим образом. В Торе было написано: «Вначале сотворил Б-г небо и землю». Всевышний смотрел на слово «небо» и творил небо. В Торе было написано: «И сказал Творец: Да будет свет!» – Б-г смотрел на слово «свет» и творил свет. И так каждое слово Торы – Всевышний смотрел на него и создавал соответствующую ему реальность» («Зоар» 2, 161а).

Тора написана не только для того, чтобы мы знали, как правильно себя вести в нашем мире – хотя именно так принято понимать ее роль. Подлинное предназначение Торы несравненно более глубоко. Это программа и матрица, в соответствии с которой Творец проявляет Себя в сотворенном Им мире.

Рамбан в самом начале своего комментария на Пятикнижие приоткрывает нам великую тайну. «У нас есть истинное предание, – говорит он, – что вся Тора – это Имена Всевышнего, т.е. вся она может быть разделена на слова по-иному – так, что образуются сокровенные Имена».

В качестве примера Рамбан указывает, что первые же слова בְּרֵאשִׁית בָּרָא («Вначале сотворил…») могут быть «разделены иначе – например בראש יתברא (Бе-рош итбера – буквально «была сотворена в голове») – «и так вся Тора». Кроме того, «дополнительные имена Творца образуются с помощью аббревиатур и гиматрий (числовых значений)». «Имена» – это числовые и буквенные коды, в соответствии с которыми Творец раскрывает Себя в мире. Иными словами, Тора не была создана, чтобы сотворить по ней мир. На самом деле всё наоборот: мир был создан ради того, чтобы реализовать Тору.

10. Попытаемся понять это чуть глубже.

На первый взгляд слова наших мудрецов о том, что «Всевышний смотрел в Тору и творил мир» вызывают закономерный вопрос: «Неужели Всевышнему нужно смотреть в Тору для того, чтобы знать, что в ней написано?»

Но дело в том, что вселенная не рассматривается в качестве самостоятельной реальности, созданной на основе Торы. Вселенная – это «копия» той реальности, которая содержится в Торе. Поэтому при сотворении мира был соблюден закон, связанный с написанием свитка Торы: писцу запрещено писать даже одну букву, не сверяясь со свитком, с которого он копирует (Мегила, 18б). Поэтому Всевышний творил вселенную, сверяясь с оригиналом, – Он «смотрел в Тору и творил мир». Поэтому-то в сокровенной «Сефер Йецира» сказано, что «мир был сотворен по Книге…».

Мир подобен свитку Торы, с которого он скопирован – поэтому его тоже сравнивают со свитком. Но эта «книга» – сотворенный мир – обретает свой смысл и значение, когда она читается человеком (см. «Ми-Маамаким», 1, 1, с. 12-16).

11. В первых же словах Торы закодирована вся будущая история.

В Торе написано: «И земля была пустотой и хаосом, и тьма – над бездной, и дух Б-га парил над водами» (Берешит, 1:2). Как объяснено в мидраше, в этой строке Торы предсказано, что на протяжении всемирной истории над народом Израиля будут властвовать четыре царства.

Слово «пустота» (тоhу) – это указание на власть Вавилона, ведь пророк Ирмея (4:23), предрекая вавилонское нашествие, говорил: «Вижу я землю, и вот – она пуста (тоhу)». Второе слово в этом стихе «…и хаос» (ва-воhу) – это власть Персии в дни злодея Амана. «Тьма» (хошех) – это пребывание под властью греков, ведь «у сынов Израиля потемнело в глазах от их указов». И наконец, «бездна» (теhом) – это изгнание под властью Рима, в котором мы еще пребываем. Продолжительность этого четвертого изгнания трудно измерить, как невозможно измерить глубину бездны. А последние слова этой строки «И дух Б-га парил…» – это указание на душу Машиаха («Берешит Раба», 2:4).

Таким образом, в рассказе Торы о первых мгновениях вселенной уже предсказана вся история и ее сокровенная цель – приход Машиаха, который приведет к раскрытию подлинного лика реальности (см. р. Бхайе, Берешит, 1:2; см. «Ми-Маамаким», 1, 2, с. 19-20).

Перевод – рав Александр Кац. Книга «Одного – кто знает?» вышла в свет в издательстве «Пардес» под редакцией рава Цви Патласа. По вопросам приобретения – магазин еврейской книги.


http://www.beerot.ru/?p=31736