Путь древа Жизни — продолжение

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

1524
связь с высшей святостью

Предисловие к книге «138 врат мудрости»

Продолжение

  1. Святой, благословен Он, пожелал, чтобы в человеке было дурное начало, так, чтобы он в равной мере мог победить или быть побеждённым; поэтому Он вложил в него знание, но скрытое как пламя, скрытое в угольке, и способное распространиться. А выбор – в руках человека. И мудрецы, благословенной памяти (Бава Батра, 78б), так трактовали написанное (Бемидбар, 21:27): «Поэтому скажут рассказчики притч (мошлим, что также можно перевести как “властители”): войдем в Хешбон (название города, однако последние слова можно перевести как “сделаем расчет”)». «Мошлим» – это те, кто властвует над своим дурным началом, «войдем в Хешбон» – «пойдём и подведём счёт этого мира». [Далее в Гемаре объясняется смысл сказанного: «…Оценим ущерб [связанный с исполнением] заповеди – в сопоставлении с наградой за нее, и награду [выгоду, извлекаемую из] греха – в сравнении с ущербом от него [наказанием]».] Тот, кто не властвует над своим дурным началом, не подвигнет себя к этому (к размышлению и взвешиванию происходящего в мире) никогда, а властвующие надо своим дурным началом сделают это сами и будут обучать других. Заметь, большую часть своей жизни человек размышляет о своих делах (то есть о заработке и о тому подобном), о занятиях преходящих. Почему же он не обратит своё сердце, хотя бы на час, к тому, чтобы задуматься также о настоящих проблемах. Кто он? Для чего пришёл в этот мир? Что требует от него Царь царей, Святой благословен Он? Что ждёт его в конце всей его жизни? [Задуматься над этим] это самое действенное и сильное лекарство, которое только можно найти против дурного начала. Оно лёгкое, а воздействие его сильно, и результаты его влияния многочисленны. Если бы человек хотя бы на один час в день освободился от всех остальных мыслей, задумался о сказанном и спросил бы в сердце своём: что сделали древние, праотцы этого мира, такого, что стали так желанны Всевышнему?! Что сделал Моше, учитель наш, мир ему?! Что сделал Давид, машиах [«помазанник», то есть помазанный на царство] Г-спода и все великие до него?! И тогда поймёт он, сколь правильно человеку во все дни его делать то же самое, и удостоится он блага. И тогда мысль его устремится к осознанию того, в какой мере он сам соответствует желаемому: идёт ли он по пути, проторенному великими с древности мира, или нет? Не одолело ли его дурное начало, так что он не может противостоять сильнейшему? Ведь именно об этом сокрушался и стенал святой раби Шимон бар Йохай (10 тикун), и вот его слова: «Горе им, сынам человеческим, ведь Святой, благословен Он, вместе с ними в изгнании, “и посмотрел туда и сюда, и увидел, что нет человека”, а каждый занят собой, своими собственными делами, идёт своим путём!». Правило таково: человеку, который не задумывается об этом, чрезвычайно тяжело достичь совершенства, а тот, кто размышляет об этом, весьма близок к совершенству. Мудрые возвращаются к этому вопросу постоянно, их мысли не отвлекаются от него, поэтому они достигают успеха во всех делах своих. Однако необходимо, по крайней мере, постоянно выделять время – много или мало – хотя бы для того, чтобы обратить на это внимание, и тогда он достигнет успеха и обретёт разумение.
  1. Теперь, когда ты знаешь, о чём тебе положено думать и о чём помышлять, я покажу и объясню тебе, что именно следует сделать предметом своих размышлений и что исследовать.
  1. Первое исследование, которое тебе необходимо проделать – о намерении Его, благословенно имя Его: почему и для чего сотворил Он столь великое Творение? И не вопрошай: «Что есть человек, чтобы пошёл он за Царём, пытаясь понять Его мысли? Ведь даже писание свидетельствует (Теилим, 92:6): “Очень глубоки помыслы Твои”. Выглядит гордыней и раздутым самомнением думать, что возможно постичь намерение Создателя, благословенно имя Его!» Сказано обратное (Теилим, 25:14): «Тайна Всевышнего – для тех, кто боится Его, а брит-союз Его, для того, что бы дать познать им». [Примечание редактора. Мне видится, что смысл сказанного таков. Действительно, если бы Всевышний не поведал нам Свой замысел, не раскрыл бы Свои тайны Б-гобоязненным — было бы гордыней пытаться понять Его замысел. И видится, что для не Б-гобоязненных это осталось гордыней. Но тот, кто работает над приобретением страха и трепета перед Творцом — ему подобает это исследование.] Эта тайна — основа всех деяний Его, и уже совершённых, и тех, что вершатся ныне. Из этой тайны [Его замысла] проистекают все законы Творения, данные небу и земле, со всеми их порождениями, поскольку у всех этих великих и обширных деяний есть одна конечная цель – тайна, упомянутая в приведённом стихе. [Всё происходящее в этом мире, все создания, законы, которым они подчиняются, и все события имеют в конечном итоге одну цель: дать возможность человеку постичь то, что хочет открыть ему Всевышний, в этом постижении – основа бесконечного наслаждения будущего мира.] А совокупность законов (включая законы Торы), данных с этим намерением – и есть упомянутый союз, «союз Его, для того, чтобы дать им (возможность) познать», союз, заключённый со всеми созданиями, дабы придерживались они его неотступно [для людей это значит, прежде всего, исполнение Торы]. На это намекает слово Берешит («В начале») – [те же буквы, что у слов] брит эш (огненный союз), как это объясняется в тикуним («Ткуней Зоар», 21). Но чтобы понять это (намерение Создателя, с которым он сотворил этот мир), сначала поищи, кто является главным среди созданий. Очевидно, что неживая природа, растения и животные главными не являются, поскольку в их делах нет рациональной цели, нет у них разума и понимания. Следовательно, остались только человек и ангелы, исследовав же их суть, ты поймешь, что главный – человек, а ангелы второстепенны по отношению к нему. Тайну эту объяснил Псалмопевец (царь Давид, Теилим 8:2): «Всевышний, Господин наш, как велико имя Твоё на земле, что даёт великолепие Твоё на небесах!», а он точно знал, что Святой, благословен Он, как будто получает силу от дел человеческих, дабы нести добро им и всем остальным созданиям. И в этом смысл сказанного (там 68:35): «Дайте силу Господу», и Моше, учитель наш, мир ему, сказал (Дварим 32:18): «Твердыню, породившею тебя, лишил ты силы» [дурные поступки как будто лишают Создателя силы поддерживать добро в этом мире]. Отсюда мы видим, что дела Израиля добавляют силы высшему могуществу. Такова очередность пробуждения (сил), согласно закону, установленному Создателем, благословенно имя Его: Израиль действует внизу и поддерживает силу Святого, благословен Он; и тогда сила эта, укрепившись, демонстрирует Великолепие Всевышнего посредством Его служителей (ангелов), исполняющих Его волю согласно тому, что Он собирается совершить. [Эту тему подробно объясняет автор в своей книге «Даат Твунот». Безусловно, деяния людей не могут ни добавить Ему, ни отнять от Него. Однако таковы был замысел Всевышнего: дать нам возможность участвовать в правлении, чтобы это было нашей заслугой, или наоборот.] Поэтому всякое побуждение Царя, благословен Он, проявится и в служителях, предназначенных для исполнения Его воли, согласно побуждению Его из-за влияния, которое мы оказываем.
  1. Выходит, что свет, который в ангелах – от побуждения Царя, а побуждение Царя – от действий Израиля, таким образом, Израиль – основа всего [настолько, насколько Всевышний желает, чтобы Его правление основывалось на деяниях Израиля]. «…как велико Имя Твоё на земле» (Теилим 8:2) – это сила, получаемая Именем святым на земле, в соответствии с упомянутым: «Дайте силу Б-гу»; «…порождающее Великолепие Твоё на небесах» – это величие, возникающее в результате пробуждения и распространяющееся на небесах, в находящихся там служителях.

И объяснил (царь Давид) суть ещё одного великого исправления, совершаемого человеком, о котором сказано (там же, стих 3): «Из уст детей [перевод согласно «Таргум»] и младенцев основал Ты силу…». Дела ангелов, свободных от дурного начала, не уничтожают его, а человек, в котором дурное начало присутствует, способен его уничтожить. А что сделал Всевышний, дабы добавить человеку сил для этого исправления? Дал им «годы орла» [орла – этим словом называется кожа (крайняя плоть), удаляемая при обрезании, так же называются плоды дерева, вырастающие на нем в течение первых трёх лет; эти плоды запрещено есть], время, когда человек ещё не обязан исполнять заповеди, ведь тогда ситра ахара крепко держит его, и именно в этом заключается смысл стиха (Притчи, 22:15): «Глупость присуща сердцу юного…». В то время грехи не засчитываются, а Тора, напротив, обладает чрезвычайной важностью, и в этом смысл (слов) о «духе [Торы] из уст детей» [сказали мудрецы, что мир существует благодаря «духу из уст детей, изучающих Тору», имея ввиду дуновение, исходящее из уст во время изучения Торы], который способен полностью остановить ситра ахара. Об этом сказано: «Из уст детей и младенцев основал Ты силу… [способную] прекратить [действие] (леашбит) врага и мстящего». Слово леашбит означает, что некто, совершающий работу, прекращает её. К ангелам это не имеет никакого отношения, поскольку дурное начало совершенно не властвует над ними, они не «останавливают» его, а «изгоняют». К людям же имеет отношение именно слово леашбит («остановить»).

Перевод: рав Лейб Саврасов. Редакция благодарит рава Лейба Саврасова за право печатать отрывки из книги «Путь дерева жизни».


http://www.beerot.ru/?p=64409