Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Твуна — Глава 4 — Уровень человека, который оправдывает ближнего

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1282
Шмират аЛашон
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Твуна

Глава 4. Уровень человека, который оправдывает ближнего

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

Человек также должен приучаться судить ближнего, стараясь оправдать его, – так сказали наши мудрецы (Швуот, 30а), объясняя стих Торы: «Справедливо суди ближнего своего» (Ваикра, 19:15). И это – одна из вещей, плоды которых человек вкушает в этом мире, а главная награда остается приготовленной для него в мире будущем, как сказали об этом мудрецы (Шаббат, 127а).

Понятие «стараясь оправдать» относится к самой сути того, что мы слышим о ближнем, – того, что он сделал или сказал. Нужно искать возможность оправдать его либо потому, что закон на его стороне, либо потому, что он сделал такое-то дело по ошибке, либо он не знал о строгости нарушенного им запрета. И даже если окажется, что в действительности не было причины для подобных оправданий, то следует предполагать следующее: может быть, рассказчик упустил какую-то одну деталь, или же добавил какую-нибудь одну маленькую деталь, из-за которой все изменилось и представило в неблагоприятном свете того, о ком он рассказывал. И сказали наши мудрецы (Пиркей Авот, 2:4): «Не суди товарища, пока не окажешься на его месте».

Взгляни на то, о чем рассказано в трактате Шаббат (127б). Человек, стремящийся к праведности, может сделать из этого следующий вывод: нужно искать способ оправдать ближнего даже посредством самых, казалось бы, далеких от реальности предположений.

Учили наши мудрецы: того, кто судит товарища, ища ему оправдания, судят, ища ему оправдания. История о человеке, который пришел из Верхней Галилеи, нанялся на работу на юге и отработал три года. Накануне Йом Кипура он сказал хозяину: «Дай мне мою плату, и я пойду – кормить жену и детей». Отвечает ему хозяин: «Нет у меня денег». Сказал ему: «Дай мне зерна»; тот ответил: «Нет у меня зерна». Сказал ему: «Дай из скота». «Нет у меня скота». «Подушек и простыней?» «Нет у меня их». Подоткнул работник полы одежды своей и ушел, удрученный. После праздника [Суккот] взял хозяин плату его и трех навьюченных ослов в придачу: одного – с едой, другого – с питьем и третьего – с разными лакомствами, и пошел домой к тому работнику. Они ели и пили, и отдал он работнику плату его. Спросил его:

–Когда ты попросил свою плату, а я сказал, что нет у меня денег, – что ты обо мне подумал?

Работник ответил:

– Я сказал себе, что, быть может, попался тебе какой-нибудь товар задешево, и ты купил его на эти деньги.

– А когда ты сказал: дай мне из скотины, а я сказал, что нет у меня скота, – что ты подумал?

– Я подумал: быть может, твой скот отдан в аренду другим людям.

– А когда ты сказал: дай мне землю, а я сказал: нет у меня земли?

– Что она отдана в аренду другим людям.

– А когда я сказал, что нет у меня зерна?

– Я подумал: быть может, не отделены от него трумот и маасрот [возношения и десятины].

– А когда я сказал, что нет у меня подушек и простыней?

 – Подумал, что ты, быть может, посвятил все свое имущество Небесам.

Сказал хозяин:

– Действительно, так и было. Я дал именно такой недер [обет] относительно всего моего имущества из-за моего сына Оркенуса, так как он не занимался Торой; а когда после того пришел на юг к моим товарищам-мудрецам, они отменили мне все эти обеты. Тебя же – за то, что ты судил меня к оправданию, – Всевышний тоже будет судить к оправданию!

В Гемаре там приводятся и другие истории, такие, что гораздо легче было склонить суд к обвинению, – но, несмотря на это, судившие остерегались и склоняли суд к оправданию.

И чем в большей мере приобретет человек себе это качество – судить ближнего, стараясь оправдать его, – тем меньше он будет грешить злоязычием. Важно и необходимо это качество: так легче заслужить себе имя праведника – и, соответственно, наоборот, не дай Б-г. Ибо известно, что принадлежность к категории «грешников» или «праведников» определяется тем, чего у человека больше на счету – грехов или заповедей, как сказали наши мудрецы в нескольких местах. Сказали (Рош а-Шана, 16б): «Три книги открываются в День Суда [Великого Суда при оживлении мертвых, как объясняет там Раши]. Полным праведникам тут же делают запись и скрепляют печатью – к жизни вечной; полным злодеям [у которых больше грехов, чем заповедей] тут же делают запись и скрепляют печатью – в геином [ад]… а средние [у которых поровну грехов и заповедей; Раши там] спускаются в геином, кричат там и плачут [от мук его один час; по Раши там], и поднимаются». Однако мы знаем, что даже когда заслуг у человека – как песка на берегу моря, если Всевышний будет судить его по всей строгости суда, от них почти ничего не останется! Ведь очень многие из заповедей тот человек не исполнил до конца, во всех деталях и аспектах, ей подобающих; а те, которые исполнил до конца по букве закона, – исполнил без любви, страха и радости, которые должны сопровождать их исполнение.

И, как правило, если Всевышний будет строго и придирчиво исследовать, не дай Б-г, как исполнял человек заповеди, то большинство из них окажется с изъянами. Оставшихся будет ничтожно мало в сравнении с грехами, и он будет отнесен к категории «злодеев» – навсегда. Но если Всевышний будет подходить к нему с милосердием Своим и искать оправдания во всех его делах, – останутся ему все его заповеди и добрые дела; кроме того – меньше будет на его счету грехов. Ведь наверняка найдется у него множество таких грехов, которым можно будет не придавать большого значения как сделанным по ошибке или еще по какой-то причине. Правило здесь таково: если Всевышний пожелает найти причину для оправдания, – ничто не помешает Ему сделать это. И, само собой разумеется, если уменьшится в какой-то мере у человека число грехов, – заслуги его перевесят грехи, и будет назван праведником навеки.

И все это зависит от того, как человек вел себя с другими людьми, пока был жив. Если он был привычен судить их, стремясь к оправданию, то и его самого будут судить так же, как сказано в трактате Шаббат (127б) [в конце приведенной выше истории]. Но если привык судить других к осуждению и говорить о них дурное, – тогда и ангелы служения говорят о нем [в Высшем мире] дурное, как говорит об этом Мидраш Мишлей. И потому человек должен знать, пока жив: в тот час, когда он судит товарища к оправданию или наоборот – он самой сутью слов своих готовит суд над самим собой!

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=7700