Шмират а-Лашон — 2 — Хатимат а-Сефер — Глава 2 — Заповедь любви к Всевышнему

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1497
Шмират аЛашон
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 2

Хатимат а-Сефер

Глава 2. О заповеди любви к Всевышнему

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора, курсивом – примечания переводчика и редактора]

Также я намереваюсь пробудить читателя по поводу того, о чем говорится в Гемаре (Брахот, 14б): «Сказал Ула: каждый читающий Шма, Исраэль без тфилин как будто лжесвидетельствует о Нем [Всевышнем]; ведь он говорит (Дварим, 6:8): «И навяжи их» – и не навязывает». И даже если намеревается навязать их после, – это не помогает, поскольку не навязывает их тотчас же.

И очевидно, что то же самое относится к человеку, произносящему (там, 6:5): «И люби Г-спода, Б-га твоего и т. д.», – он должен понимать, что ему следует внедрить в свое сердце любовь к Г-споду благословенному, как об этом говорится в книге «Ховот а-Левавот», врата «Аават Ашем» [Любовь к Г-споду], гл. 3 [книга имеется в переводе на русский язык].

И это – после того, как он вглядится в величие Творца и превознесенность Его, Оживляющего все миры, – и, напротив, в свою малость и незначительность. А после этого пусть постигнет и признает человек великое благо, которым оделяет его Творец постоянно, со дня появления его на земле, – оделяет не по делам его, и укрывает проступки его от людей, и являет ему долготерпение Свое. И если трудно человеку сосредоточиться на всем этом при чтении Шма, Исраэль, то пусть найдет нужным делать это по крайней мере один раз в день. И разве то, что заповедь эта – постоянная и, как известно, не связанная с временем, может быть причиной, чтобы человек игнорировал ее и не видел необходимости исполнять ее хотя бы один раз в день?

И хорошо бы ему поразмышлять над этим после молитвы, прежде чем он придет домой поесть, – подобно тому, как человек не садится за еду, не исполнив такие заповеди, как накладывание тфилин или взятие лулава с тремя остальными видами растений в праздник Суккот, как это объясняется в «Мишне Бруре», 652:2 [относительно заповеди лулава] и 235:2 [относительно чтения Шма, Исраэль в молитве Маарив], см. там.

Перевод — рав Пинхас Перлов


http://www.beerot.ru/?p=43586