Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Твуна — Глава 6 — Запрет мстить и помнить зло — Часть 1

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1492
Шмират аЛашон
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Твуна

Глава 6. Разъяснение запрета мстить и помнить зло, и сколь велика награда человека, остерегающегося этого (начало)

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

И даже более того: если случилось с человеком, что ближний его поступил с ним неподобающе, он, несмотря на это, должен остерегаться того, чтобы мстить или хранить в душе ненависть к нему. Он должен вычеркнуть происшедшее из сердца своего и делать ему добро во всем, как любому другому из народа Израиля, будто и не было между ними никакой ненависти, как сказано (Ваикра, 19:18): «Не мсти и не храни зла на сынов народа твоего, а люби ближнего своего, как самого себя». И вдумайся в то, что пишет святая книга Зоар, гл. Микец, о величии воздающего добром за зло: «Смотри: Йосеф не только не отплатил злом своим братьям, но творил им добро и истину. Таковы всегда пути праведных, и потому Всевышний постоянно жалеет и оберегает их в этом мире и в мире грядущем». Книга Зоар подробно описывает там историю одного человека, который спасся чудесным путем благодаря этому святому качеству.

Чтобы помочь уяснить, о чем идет речь, приведу притчу, источник которой – в Иерусалимском Талмуде, и приводит его «Сефер Мицвот Гадоль». Человек шел по дороге – и вдруг одна его нога споткнулась о другую. Он упал и сильно расшибся; пострадали и лицо его, и тело, и та самая нога. И помимо того, что ему никогда не придет в голову мстить той ноге вместо того, чтобы лечить ее, но и нет у него к ней никакой ненависти. Что есть нога сама по себе, и что – все тело его или лицо, ведь все это – единое целое, хотя и составленное из разных частей? И сам он подумает, что грехи его были всему причиной.

И точно так же, если случилось, что человек не оказал другому услугу, о которой тот просил, или даже причинял ему неприятности и ругал его за что-то, – нет места для мести и ненависти. Ибо кто товарищ его и кто он сам, – ведь все вышли из одного корня, как сказано (Диврей а-Ямим 1, 17:21): «И кто как народ Твой, Израиль, народ единый на земле». И сказано (Берешит, 46:26): «Коль нефеш [букв. «вся душа»] пришедших с Яаковом в Египет», и не сказано коль нфашот – «все души» – во множественном числе, – чтобы сообщить нам, что все души Израиля в высшем мире – как одна душа, хотя у каждого есть нечто свое. И это – как сам человек: хотя он и представляет собой нечто единое, есть у него отдельные органы, а среди них – главные, как голова и сердце, и подчиненные им, как рука и нога. И к единому корню будет собран весь Израиль в конце, – корню, находящемуся под троном Славы, как сказано (Шмуэль 1, 25:29): «Да будет душа господина моего присоединена к собранию жизни у Г-спода, Б-га твоего», и о том же сказали наши мудрецы в Гемаре (Шаббат, 152б). Однако в этом мире, поскольку каждый из людей облечен в материальную оболочку, отличную от других, а дела и занятия каждого индивидуальны, каждый представляет и видит себя отдельной личностью, совершенно не связанной с ближним своим из народа Израиля; в действительности же это не так.

И потому мы не раз встречаем у наших мудрецов слова о том, что если человек совершает грех, не дай Б-г, то он вредит всей общине Израиля, поскольку она – как единое тело. Подобно тому, как у того, кто страдает от сильной боли в одном из органов тела, в других тоже, хотя и нет столь сильной боли, есть неприятные ощущения. Сказали наши мудрецы (Ваикра Раба, 4:6): «”Израиль – отбившаяся овца” (Ирмияу, 50:17), – Израиль подобен овце: когда болит у нее голова или другая часть тела, остальные части ощущают это; и точно так же Израиль: когда грешит один из народа – получают наказание все… Объясняет раби Шимон бар Йохай: с чем это можно сравнить? Плывут люди на корабле; взял один из них сверло и начал сверлить пол под собой. Спросили его остальные: зачем ты это делаешь? Он отвечает: какое вам до этого дело? Ведь я сверлю под собой! Говорят ему: вода поднимется и затопит наш корабль!», – в соответствии с тем, что говорилось выше.

И потому, брат мой, очень и очень остерегайся, чтобы не мстить и не держать на своего ближнего зла, ибо себе ты мстишь и против самого себя хранишь зло! Подумай лишь о том, что с Небес тебе устроили это – из-за твоих грехов! – И какая мне разница, – так ты должен рассуждать, – причинили ли мне зло через этого человека или через другого! И если я приму это так для себя, – действительно простятся мне за то мои грехи!

И так отвечал Давид Авишаю бен Цруя, который хотел отомстить за него Шими бен Гера за то, что тот поносил Давида и осыпал его тяжкими проклятиями. Давид не позволил ему мстить и сказал (Шмуэль 2, 16:10): «Пусть он проклинает; верно, Г-сподь сказал ему: “Проклинай Давида!” Кто же может сказать: “Зачем ты так делаешь”?» И сказали наши мудрецы, что за это постановили о Давиде в Высшем Суде, чтобы быть ему «четвертой опорой колесницы», как мы будет говорить об этом подробнее далее.

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=8285