Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Тора — Глава 6 — Еще об обязанности поддерживать изучающих Тору

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1447

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Тора

Глава 6. Еще об обязанности поддерживать Тору

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

Все, о чем говорилось выше, относилось к обеспечению людей, посвятивших себя Торе, средствами к существованию, чтобы они имели возможность заниматься Торой Всевышнего. И еще более великая заповедь в каждом городе, и она относится ко всем, у кого есть возможность – прикладывать усилия для основания ешив для юношей, которые еще не присоединились к обществу изучающих Тору, чтобы она не пошатнулась, не дай Б-г, ведь «если нет козлят – нет взрослых козлов». Тем более – в наше время, когда честь и достоинство Торы унижены, из-за многих наших грехов, почти до праха земного. Насколько же нужно поддерживать Тору, чтобы она не упала, не дай Б-г, совершенно!

Но из-за многих наших грехов мы видим собственными глазами множество юношей, которые могли бы стать раввинами, знатоками и наставниками в сфере закона в Израиле, но из-за отсутствия тех, кто обучал бы их, они остаются полными невеждами, а некоторые еще и ступают из-за этого на дурной путь. Но даже в тех местечках, где есть ешивы, они бедствуют, поскольку нет того, кто поддержал бы их, обеспечивая их потребности, как должно. Горе глазам нашим, видящим это, и никто не принимает дело близко к сердцу, чтобы найти излечение, чтобы не пришел конец Торе, не дай Б-г! Что мы скажем и чем оправдаемся перед престолом славы Всевышнего, когда Он призовет нас к ответу за пренебрежение Торой?!

Главное здесь зависит от важных лиц города, имеющих возможность протестовать и исправлять, как сказали наши мудрецы в связи со сказанным в Торе (Ваикра, 4:21): «Это – грехоочистительная жертва общества», и сразу после этого (там, 4:22): «Если глава общества согрешит». Это учит нас, что грех общины – это грех важного лица общины: он наказуем за грехи ее членов, поскольку не видел необходимости в том, чтобы исправить ситуацию.

Известно, каким образом действует здесь дурное побуждение: когда у человека появляется возможность исполнить подобного рода заповедь, дурное побуждение вдруг делает его «скромником», и он говорит: «Я – самый незначительный человек в этом городе! И то, что я скажу, наверняка, совсем не будет принято; так зачем мне напрасно тратить слова?» Но если человек вглядится в самого себя, то увидит, что мысли эти исходят от дурного побуждения. Ведь если только кто-нибудь хоть чуть-чуть затронет его честь и достоинство, тут же изрыгнет он на него языки пламени изо рта своего, и привлечет нескольких людей себе в помощники против него. Но как только доходит до дела, связанного с честью Всевышнего, тут же делается он скромным и кротким. И переворот этот производит в нем дурное побуждение, и вот, он как «леопард, переменивший пятна свои» (см. Ирмияу, 13:23). [На это намекают наши мудрецы (Брахот, 61а), сказавшие, что дурное побуждение «сидит между двумя входами в сердце». Ибо нет у него постоянного места, как у доброго побуждения, место которого – справа. Подстрекая к дурному, оно преображается, как ему нужно.]

И потому человек, у которого страх перед Всевышним жив в сердце, должен увидеть необходимость усердно поддерживать Тору, чтобы не взыскалось с него в будущем за кровь Израиля, ведь известно, что за грех пренебрежения Торой умирают дети (Шаббат, 32б). Вот, что сказано в «Тана де-Вей Элияу»: «Каждый, кто мог протестовать и не протестовал, мог исправить Израиль и не исправил, – вся кровь, пролитая в Израиле, [как будто] его рукой пролита, как сказано (Йехезкель, 33:7): “А ты, сын человеческий, – поставил Я тебя дозорным над домом Израиля! И услышишь из уст Моих слово – и предостережешь их”. [И если не предостережешь и согрешат, тогда] (там, 33:8): “Он – злодей, за грех свой умрет, и кровь его через тебя [тебя наказав] Я взыщу”». [Но если человек делает то, что требуется от него], тогда нет предела награде его, как говорится в Иерусалимском Талмуде, в последней главе трактата Брахот: «Если ты видишь поколение, проявляющее слабость в Торе, – поднимись и укрепи их! И получишь награду за них всех».

Хотя сегодня всем известно, что по причине недостатка духовного влияния из-за многих наших грехов, а также остальных причин, нелегко тому, кто проявляет в этом усердие, осуществить в реальности сказанное выше – все-таки нельзя расслабляться и лениться в этом, ибо «по мере страданий – награда». И даже если найдутся какие-то люди, которые станут стыдить и смеяться над человеком, пусть он не считается с этим совершенно. И пусть он знает, что награда его будет больше, если он терпел унижения ради Всевышнего, как говорится об этом в Иерусалимском Талмуде, в последней главе трактата Пеа (8:6) в отношении заповеди о цдаке [помощи бедным]: «Раби Элазар был габай цдака [ответственным за цдаку]. Однажды он, придя домой, спросил домашних: что вы делали [пока меня не было]? Ему ответили: пришли люди; они ели, пили и молились за тебя. Сказал: не положена мне за это хорошая награда. В другой раз, когда он пришел домой и спросил о том же, ему ответили: пришли другие люди; они ели, пили и поносили тебя. Сказал он: на этот раз мне положена хорошая награда».

Сказано в «Авот де-Раби Натан» (3:6): «Больше [награда за заповедь, исполненную] один раз в страдании, чем за сто раз – без страданий».

В святой книге «Зоар» (глава Ваишлах) описывается, сколь велико наказание того, кто не поддерживает Тору: «[Из-за того, что] есть занимающийся Торой и нет того, кто поддерживает его, нет того, кто наполняет карман ему, забывается Тора из поколения в поколение и ослабляется сила ее изо дня в день. Поскольку нет у занимающихся Торой на что опереться, и царство идолопоклонников усиливается изо дня в день. Иди и посмотри, к чему приводит этот грех: из-за того, что нет тех, кто поддержал бы Тору как подобает, те сомхим [поддерживающие; имеются в виду высшие миры, называемые самхин де-орайта] ослабляются, и это приводит к тому, что верх берет “не имеющий бедер и ног, чтобы стоять” [змей – сатан].

Начал [один из мудрецов трактовать стих] (Берешит, 3:14): «И сказал Г-сподь Б-г змею: “Из-за того, что сделал ты это, – проклят ты из всех скотов… на брюхе твоем ты будешь ходить”. Что значит “на брюхе твоем ты будешь ходить”? Это значит, что разбиты те, кто служили ему опорой, и отсечены его ноги, и не на чем ему стоять. Когда Израиль не хочет служить опорой для Торы, он дает ему [змею] опору и бедра, чтобы змей мог стоять и пребывать в нем.»

Знай также, что, как сказано в наших святых книгах, человек, поддерживающий изучающих Тору, даже если он был невеждой в Торе в этом мире, в будущем он будет знать ее как они. Понять это в действительности очень просто: поскольку у него есть удел в самой сути награды за Тору, и известно, что великие наслаждения райского сада получают свое существование из самой духовности Торы, то для получения их надо знать Тору.

Потому каждый человек должен сам подумать, насколько он должен поддерживать изучающих Тору! Ведь даже в этом мире, если человека, который не из тех, которые посвятили жизнь Торе (или даже такому, который сам учится, но не изучал еще тот трактат, который изучает сейчас его товарищ – бедняк и мудрец Торы), спросят: сколько ты дал бы денег, чтобы знать на память трактат такой-то и такой-то, или хорошо знать «Йоре Дэа», или «Хошен Мишпат» [части «Шулхан Аруха» – основополагающего свода еврейского закона]? Он наверняка ответил бы: «Я отдал бы все, что мог, даже за одну главу, и тем более за целый трактат!» И если так это даже в этом мире, в котором мы не осознаем величия святости Торы и ценности ее, то тем более – в мире грядущем, в котором каждый человек воочию увидит величие святости Торы и постигнет, сколь высока ее ценность! И известно нам из сказанного в святой книге «Зоар», что тот, кто наследует один трактат [приобретает его изучением], наследует целый мир. Так как же обрадуется человек [даже] части Торы, когда найдет ее приготовленной для него [в высшем мире]! Части, над которой он не трудился в этом мире! И получает он ее теперь лишь в заслугу того немногого, что отделял от заработков своих, пока был жив! И если человек будет вдумываться в это постоянно, пока жив, то будет бежать за теми, в руках которых находится Тора, и захочет прилепиться к ним, и поддерживать их гораздо больше, чем бежит он за компаньоном, чтобы участвовать вместе с ним в делах этого мира!

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=22651