Шмират а-Лашон — 2 — Глава 18 — Об охране уст — Беаалотха

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

2312
Шмират аЛашон
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 2

Об охране уст по порядку недельных глав

Глава 18. Беаалотха

Сказано (Бемидбар, 12:1): «И говорили Мирьям и Аарон о Моше и т. д.» [осуждая его за то, что он отделился от жены], – из этой истории мы делаем следующие выводы.

Первое. Запрет на злословие остается в силе даже тогда, когда тот, о ком говорят, – человек смиренный и скромный, и нет у него обиды из-за того, что говорили о нем. [Примечание автора: как это мы видим из сказанного в Торе далее (там, 12:3): «А этот муж Моше был кротчайший из всех людей, которые на земле».]

Второе. Запрет остается в силе, даже если в прошлом говоривший не раз делал добро тому, о ком он теперь говорит. Например, когда тот был в опасности, и он предпринял большие усилия и спас его. [Примечание автора. И это было с Мирьям, спасавшей Моше, когда он был брошен в реку.]

Третье. Запрет на злословие остается в силе даже тогда, когда говорят не перед несколькими людьми, а только перед одним, и слушающий – близкий человек тому, о ком говорят, и не пойдет рассказывать другим.

Четвертое. Случай, когда кто-то говорит о человеке, большом и важном в своей стране, будто поведение его не соответствует тому, насколько он велик.

Другими словами, если бы он один был столь велик в своем поколении, то дела его соответствовали бы этому. Но так как он не один такой, и есть еще великие как он, то своими поступками он претендует на нечто большее, чем то, что подобает ему по его величию. И такие речи – тоже злоязычие в полном смысле этого слова: ошибка Мирьям и Аарона была в том, что они приравнивали Моше к другим пророкам и [ступень его в пророчестве] – к ступени праотцов, как об этом говорится в «Сифри». И вследствие этой ошибки им было непонятно, почему Моше отделился от жены, – ведь сами они не отделялись [от супружества]! И на это отвечает им Всевышний (Бемидбар, 1:6-8): «Если и есть у вас пророк, то Я, Г-сподь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним. Не так с рабом Моим Моше; доверенный он во всем доме Моем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками; и лик Г-спода зрит он». То есть его ступень выше, чем у всех, а именно – тем, что во всякий момент он готов к пророчеству, и потому вынужден был отделиться от жены.

«И взглянул Аарон на Мирьям, и вот – она покрыта язвой цараат» (там, 1:10), – поскольку из-за греха злоязычия приходят эти язвы. И наказание за него – быть пораженным цараат со статусом мухлат [который не может очиститься от цараат, пока не излечится его язва], как говорится об этом в трактате Арахин (15б), на основании стиха Писания (Теилим, 101:5): «Злословящего втайне на ближнего своего, – его ацмит [отвергну]». Это означает: отвергну его полностью, и Таргум переводит это слово: ле-халутин [совершеннейшим образом]. Помогла Мирьям молитва Моше – но не полностью, а только в том, чтобы изменить ее статус с мухлат на мусгар. [Мусгар – отделенный на неделю, и если не будет изменений к худшему, – подлежит очищению.]

Перевод — рав Пинхас Перлов


http://www.beerot.ru/?p=39908