Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Тора — Глава 4 — Суровость наказания того, кто отстраняется от изучения Торы — Часть 2

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1253
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Тора

Глава 4. Суровость наказания того, кто отстраняется от изучения Торы (окончание)

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

Также говорит мидраш (Эйха раба, Птихта): «”Голос – голос Яакова, а руки – руки Эсава“ (Берешит, 27:22), – все время, пока голос Яакова звучит в Домах молитвы и Домах учения, руки Эсава не властвуют над ним; но когда голос Яакова не звучит в Домах молитвы и Домах учения, – руки Эсава властвуют над ним».

И еще говорит Мидраш Эйха: «Когда царство идолопоклонников издает тяжелые постановления против Израиля и преуспевает? Когда бросают слова Торы наземь, как сказано (Даниэль, 8:12): ”И будет преступно послано войско на (отмену) ежедневной жертвы, и истина сброшена будет наземь, и преуспеет оно в деяниях своих“». «Истина» – это Тора, как сказано (Мишлей, 23:23): «Истину обрети и не продавай», а также (Ошеа, 8:3): «Забросил Израиль благо – враг будет преследовать его», а «благо» – это не что иное, как Тора.

И также сказано (Шмот, 17:1): «И двинулись… из пустыни Син… и расположились станом в Рефидим», и далее (там, 17:8): «И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рефидим». И наши мудрецы трактовали это так (Брахот, 5а): из-за того, что проявилирифьен ядаим [букв. «слабость рук», и корни этих слов составляют слово «Рефидим»] – слабость в Торе, пришел Амалек.

В святой книге «Зоар» по поводу стиха (Шмот, 5:17): «Ленивы [букв. ”расслаблены“] вы, ленивы [слова фараона, обращенные к сынам Израиля в ответ на просьбу отпустить их для служения в пустыне]» сказано следующее: «”Вы проявляете слабость в Торе“; и потому ”будет утяжелено для них бремя” (там, 15:9) – податей и повинностей».

И, в частности, человек наносит ущерб самому себе, как сказали наши мудрецы (Йома, 38б): «Каждый, кто забывает одно слово из того, что он учил, создает этим причину для изгнания сыновей его, как сказано (Ошеа, 4:6): ”И [так же, как] забыл ты Тору Б-га твоего, – забуду сыновей твоих и Я”».

Также и дети умирают у человека малолетними из-за этого греха, как сказали наши мудрецы (Шаббат, 32б).

Также наказывают в геиноме [аду] за этот грех, как сказали мудрецы (Бава Батра, 79а): «Каждый, кто отделяется от слов Торы, падает в геином, как сказано (Мишлей, 21:16): ”Человек, сбившийся с пути разума [Торы], в сонме мертвецов пребудет“, и ”мертвецы“ – это никто иные, как [обитатели] геинома».

В святой книге «Зоар» (гл. Ваикра) сказано следующее: «Сказал раби Шимон: “Хорош удел людей – с [возвышенной] душой, владеющих Торой, преданно служащих Святому Царю! Горе тем грешникам, которые не удостаиваются прилепиться к Господину своему и не удостаиваются Торы! Ведь каждый, кто не удостаивается Торы, не удостаивается нируах, ни нешама [более высоких уровней души], и прилепляется он к нечистым силам. И нет у него удела у Святого Царя; нет у него удела в святости. Горе ему, когда он покидает этот мир, – ибо открывается он тем злым духам-вредителям, злобным и наглым как псы – посланцам огня геинома, безжалостным к нему. Иди и посмотри и т. д.”»

И он порицаем перед лицом Всевышнего, как сказано в Пиркей Авот (6:2): «Каждый, кто не занимается Торой, называется ”порицаемым”».

Сказано в святой книге «Зоар» (гл. Мецора): «Насколько же следует им, людям, остерегаться на путях своих и бояться Святого благословенного… ведь каждый, кто не трудится напряженно над Торой и не занимается ею, порицаем Святым благословенным, далек от Него, и не пребывает с ним Шехина. И хранители, которые ходят с ним [ангелы], – покидают его; более того, возглашают перед ним: ”Отдаляйтесь от соседства с таким-то, который не бережет чести Царя!” Горе ему, ибо оставляют его и высшие создания, и низшие, и нет у него удела в Пути Жизни! Но если он занимается Торой и служением Господину своему, – сколько ангелов-хранителей назначено ему, чтобы охранять его, и Шехина пребывает с ним, и все возвещают о нем и говорят: ”Воздайте почести тому, кто несет на себе образ Царя! Воздайте почести сыну Царя!” Храним он в этом мире и в мире грядущем!»

Кроме того, вследствие этого греха случаются в мире пожары, как сказали наши мудрецы (Санедрин, 92а): «Всякий дом, в котором не слышны слова Торы по ночам, – огонь пожирает его». И известно, что все сыны Израиля ответственны друг за друга (Швуот, 39а).

Пишет рабейну Йона в «Игерет а-Тшува»: «Когда люди после работы и завершения дел своих расходятся по домам или сидят кто где, ничем не занимаясь или разговаривая о пустом, – это великое зло и тяжкий грех, так как тем самым они унижают Тору. Ибо если они на самом деле верят, что награда за нее беспредельна, то почему не направляют стопы свои в Дом учения, чтобы заниматься ею? Как же человек торопится и поспешает на работу и по своим делам, когда он знает, что все это – пустое? И как он забывает о жизни в будущем мире и не уделяет какой-нибудь день из дней своих или час из часов своих учебе? И пусть не говорит в своем сердце: ”Есть еще время что-то сделать во имя Всевышнего, почитать Тору или заняться исполнением заповедей и добрыми делами“, – виновен он, тяжко виноват перед Всевышним! И сказали наши мудрецы (Санедрин, 99а) по поводу сказанного в Торе (Бемидбар, 15:31): ”Ибо слово Г-спода он презрел, и заповедь Его нарушил; истребится непременно та душа; грех ее на ней”, поскольку каждый, кто мог бы заниматься Торой и не занимается, – пренебрегает словом Г-спода. И потому каждый человек обязан устроить у себя дома место для занятий, чтобы изучать там законы или Писание, каждый – на своем уровне; и как только он освободится от своих дел и закончит работу, пусть направится туда, чтобы заняться Торой – Устной или Письменной. Таким образом он спасет себя от погибели; и задумается о том, что ждет его в будущем, как сказали наши мудрецы (Пиркей Авот, 3:1): ”Всматривайся в три вещи, чтобы избежать греха: знай, откуда ты пришел, и куда ты идешь, и перед Кем тебе предстоит дать отчет. Откуда ты пришел? Из быстро портящейся капли семени. Куда ты идешь? Туда, где прах, тлен и черви. А перед Кем тебе предстоит дать отчет? Перед Царем над царями царей, Святым благословенным“. И было бы правильным, чтобы каждый установил для себя штраф – мелкую монету на нужды бедных – за всякий день, когда по вине своей не пошел в Дом учения или туда, где приготовлена у него одна из святых книг для учебы».

[Примечание автора. Я слышал об одном богаче, крупном предпринимателе, который совершенно отдалился от праздных дел этого мира, чтобы заниматься Торой Всевышнего днем и ночью. И обступили его братья, и прочие родственники из дома отца его, и его домочадцы, чтобы вернуть его к прежней жизни, – но он не внимал их речам, пока они не отступились. И спросили его те, которые знали его издавна как большого делового человека, как ему удалось не поддаться увещеваниям своих домочадцев? И он ответил им так: «Я задумался над тем, что сказали наши мудрецы (Брахот, 63б): ”Лишь в таком человеке утверждается Тора, который умерщвляет себя ради нее“, – и имеется в виду: [чувствовать себя] как будто уже умер. Это означает, что человек должен всмотреться в себя и представить, будто закончил уже все свои дела, на которые у него были силы, а вместе с ними – и дни свои. И приводят его на суд перед Царем над царями царей, Святым благословенным по поводу всех его дел, на которые он растратил понапрасну свое время. И признали его виновным перед Небесным судом, и кричит: ”Горе мне! Горе мне из-за зла, сотворенного мною, и из-за дурных дел моих!” И в это самое время ему разрешают тут же вновь спуститься в этот мир и исправить дела свои, – нет никакого сомнения, что он не станет лениться даже мгновение, и не станет слушать ничего о всяких обыденных делах своего дома».

И потому – пусть подумает человек, о том, что соразмерно грехам своим, полагалось бы ему уже давно умереть, и если бы после смерти Всевышний явил ему великую милость и дал возможность раскаяться и исправиться, то он наверняка не расслаблялся бы ни на одно мгновение. И если это так, то неужели Всевышний причиняет ему вред, продлевая дни жизни его так, чтобы он исправился и вернулся к Нему еще при жизни? Нет сомнения, что нужно изо всех сил подгонять себя исправить свои грехи и постоянно изучать Тору, и уж во всяком случае, иметь установленное постоянное время для этой учебы, и совершенно не слушать тех, кто хочет ему в том помешать.]

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=18407