Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Тора — Глава 3 — Тора спасает человека от страданий и от всякого зла в этом мире и в мире грядущем — Часть 1

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1407
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Тора

Глава 3. Тора спасает человека от страданий и от всякого зла в этом мире и в мире грядущем (начало)

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

Смотри же, сколь велика сила Торы, как сказали наши мудрецы (Брахот, 5а): «Каждому, кто занимается Торой… прощаются все его грехи, как сказано (Мишлей, 16:6): “Милостью и правдой [то есть Торой] искуплен будет грех”».

И еще сказали (Брахот, 5а): «От всякого, кто занимается Торой, уходят страдания, как сказано (Иов, 5:7): “Увней решеф [трактуется здесь как «страдания», см. далее] – ягбиу[их поднимет – то есть изгонит, устранит их] уф”. А уф [трактуется здесь] не иначе как “Тора”, на основании стиха Писания (Мишлей, 23:5): “Итъиф [однокоренное слово с уф; по прямому смыслу итъиф означает «закроешь»] глаза свои на нее [Тору] – и нет ее”. [Отвлечешься ненадолго от Торы – забудешь ее; и потому, через стих в Мишлей, словоуф у Ийова трактуется в Гемаре как «Тора»]. А слово решеф [трактуется в Гемаре] не иначе как страдания, на основании стиха (Дварим, 32:24): “Опухшие от голода, у-лхумей решеф ве-кетев мерири”. [Кетев мерири – название одного из видов нечистых духов; таким образом, слово решеф в этом стихе Торы появляется в окружении понятий, связанных с вещами, причиняющими человеку страдания, – голода и нечистого духа, и потому оно и само трактуется в Гемаре как страдание; см. Раши там]».

Сказано в «Тана де-Вей Элияу»: «Если ты видишь, что страдания приближаются к тебе – беги к Торе, и страдания сразу же убегут от тебя, как сказано (Йешаяу, 26:16): “Г-споди, в бедствии вспоминали они о Тебе”. [И далее там (26:20) пророк дает совет]: “Ступай, народ мой, войди в комнаты свои [в Дом учения]”».

А иногда Тора спасает человека, даже если он подлежит смерти с Небес, как сказано в «Мидраш Раба» (глава Кдошим): «Если человек оступился и согрешил… что он должен делать, чтобы жить? Если он был привычен до того изучать в Писании один лист [в день], то пусть теперь изучает два; а если был привычен изучать одну главу Мишны, – пусть теперь изучает две и т. д.».

Тора спасает также от всех злых бедствий и ран, как в этом мире, так и в мире грядущем, как сказано в «Тана де-вей Элияу Зута» (гл. 17): «Тора защищает человека все те годы, что он лежит в прахе, как сказано (Мишлей, 6:22): “Когда пойдешь – [Тора] будет вести тебя”, – имеется в виду жизнь в этом мире; “Когда ляжешь – будет охранять тебя”, – после смерти, в могиле; “И когда пробудишься – будет говорить о тебе”, – в мире грядущем». Объяснение этому находим в святой книге «Зоар»: «Когда ляжешь – будет охранять тебя» – Тора будет охранять тебя от наказаний, постигающих в этом мире. «И когда пробудишься – будет говорить о тебе», и это означает: в будущем мире, после пробуждения из мертвых, «будет говорить о тебе – будет говорить хорошее в оправдание тела твоего, чтобы поднялись эти [занимавшиеся ею] первыми к вечной жизни, как сказано (Даниэль, 12:2): «Эти – к вечной жизни», – поскольку они занимались делами вечной жизни, то есть Торой. И все те речи, которые произнес [человек] – слова Торы, которой он занимался в этом мире – стоят перед Святым благословенным и говорят.

Сказано в Пиркей Авот (3:6): «С каждого, кто принимает на себя бремя Торы, снимается бремя обязанностей перед властью и бремя дерех эрец [букв. “путей земных”; в частности, забот о пропитании]». Знай, раз мудрецы сказали: «С каждого, кто принимает на себя бремя Торы», а не просто «с каждого, кто изучает Тору», значит, они имели в виду именно того, кто принял на себя бремя Торы, то есть не ослаблял своих усилий в ней никоим образом, подобно быку, на которого надето ярмо, как сказали наши мудрецы (Авода Зара, 5б): «Учили в “Де-вей Элияу”: пусть человек всегда видит себя по отношению к словам Торы подобным быку с ярмом его и ослу с ношей его». И тогда, если даже на нем уже было бремя обязанностей перед властью и бремядерех эрец – забот о пропитании – снимают с него это бремя. И уж тем более Всевышний делает так, чтобы оно не возлагалось на него. Таким образом разъясняются трудности, имеющиеся в понимании этих высказываний.

Тора также защищает человека, спасая его от наказания в геиноме [аду], даже если у него есть грехи. И это выводится по правилу каль ва-хомер – «тем более» – из того, что случилось с Элишей по прозвищу Ахер [«другой», то есть «чуждый» – он был большим мудрецом, сбросившим с себя бремя заповедей] (Хагига, 15б). Сказали о нем, что после смерти он не будет судим в геиноме и не попадет в будущий мир: первое – потому, что занимался Торой, а второе – потому, что грешил.

Сказано в «Агадат Мишлей»: никакая праведность не спасает от геинома, кроме одной лишь Торы. Авот олам отвечают: если уж попали вы в западню дня суда, – ничего не остается вам, как только сидеть и заниматься Торой, которая искупает грех.

Еще сказали (Хагига, 27а): «Над мудрецами Торы не властен огонь геинома. Мы выводим это по правилу каль ва-хомер – “тем более” – из известного нам о саламандре – существе, порождаемое из огня [посредством сил нечистоты: когда жгут огонь на одном месте непрерывно в течение семи лет, рождается из него подобие мыши и называется оно саламандрой (Раши)]. Огонь не властен над тем, кто намажется ее кровью. Тем более не властен огонь над мудрецами Торы, все тело которых – огонь, как сказано (Ирмияу, 23:29): “Ведь слово Мое [Тора] подобно огню, – сказал Г-сподь”». [И поскольку мудрецы занимаются Торой, тело их тоже превращается в огонь, подобно Торе, которая в них (Маарша)].

Также от дня Великого Суда, о котором сказано (Малахи, 3:19): «Вот, приходит день, пылающий как печь», удостоится спастись тот, кто занимается Торой, как сказали мудрецы в «Мидраш Теилим»: «В будущем Святой благословенный вынет солнце из его оболочки. И будет судить им злодеев, как сказано: “Вот, приходит день, пылающий как печь”. И будет исцелять им праведников, как сказано (там, 3:20): “И засияет вам, боящиеся имени Моего, солнце спасения, и исцеление и т. д.” Сказал раби Йеошуа: милость оказал Всевышний всем обитателям мира тем, что не поместил его [солнце] на первой из [небесных] сфер. Ведь если бы поместил его на ней, не было бы укрытия никакому творению под ним, как сказано (Теилим, 19:7): “И нет скрывающегося от жара его”. Но в будущем – кто скроется от жара его? Тот, кто занимается Торой, как сказано дальше: “Тора Г-спода – совершенна”. И также сказано: “Вот, приходит день, пылающий как печь”, и далее (Малахи, 3:22): “Помните Тору Моше, раба Моего”».

Тора принадлежит к числу заповедей, плоды которых человек пожинает в этом мире, а основная награда хранится для него в мире будущем (Пеа, 1:1).

Еще сказали мудрецы (Авода Зара, 19б): «Каждому, кто занимается Торой, его имущество приносит ему успех. Тому, кто занимается Торой, Всевышний исполняет желания его».

Из всего сказанного мы можем видеть, насколько это великое дело – заниматься Торой. Сказали наши мудрецы (Брахот, 8а): «Нет у Всевышнего ничего [то есть места] в Его мире [где могла бы пребывать Его Шехина], кроме четырех локтей закона». Это означает, что избранным и желанным является для Всевышнего в Его мире лишь тот человек, который занимается законом, и место его – четыре локтя [и там над ним пребывает Шехина – тогда как во времена Храма она пребывала над Санедрином влишкат а-газит – судебном зале при Храме (Маарша)].

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=16570