Шмират а-Лашон — 2 — Глава 28 — Тяжесть греха присвоения чужого

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1584
Шмират аЛашон
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 2

Глава 28. Великое пробуждение по поводу тяжести греха присвоения чужого

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора, курсивом – примечания переводчика и редактора]

Из-за многих наших грехов есть люди, осторожные в том, чтобы вести все дела по законам Торы, а запрет присвоения чужого кажется им маловажным – в том, что касается обмана посредством разного рода уловок и т. п. И они очень привычны к этому и не знают, какую навлекают на себя опасность! Они выводят себя из числа тех, кого [Тора называет] «ближним твоим», «принадлежащим к твоему народу», – помимо того, что становятся негодными быть свидетелями в суде. Доказательством тому – сказанное нашими благословенной памяти мудрецами (Санедрин, 57а): «Пастухов мелкого скота (привычных пасти на чужих полях) не поднимают и не опускают», – то есть если такой пастух упал в яму, его не поднимают из нее. А в отношении людей из народа Израиля есть особый запрет (Ваикра, 19:16): «Не стой [при виде] крови ближнего твоего», обязывающий поднять упавшего и даже нанять для этого людей [если нужно] (см. Санедрин, 73а). Но того пастуха, из-за злодейства его, поднимать не следует.

Поговорим более обстоятельно об особой тяжести греха присвоения чужого, приводящей человека в содрогание, когда он о ней задумается.

Говорит мидраш («Дварим Раба», 8): «Быть может, скажете, что во зло вам дал Я вам Тору? Нет, Я дал вам Тору только на благо вам!» На первый взгляд это кажется чрезвычайно странным: как мы можем заподозрить Святого благословенного, Который – Источник блага и милости, что Он дал Тору нам во зло? Однако дело здесь в следующем. В Торе есть несколько мест, касающихся законов, за нарушение которых грешник получает наказание смертью, ударами кнута или расплачивается своим имуществом – и человек может подумать, что Всевышний гневается на грешника и потому назначает ему эти наказания с целью причинить ему зло. Но в действительности это не так: Всевышний приводит на него эти наказания, чтобы очистить его.

О том, кому полагается битье кнутом за нарушение запрета Торы, сказано (Дварим, 25:3): «И унижен будет брат твой [вследствие битья] пред глазами твоими», и мудрецы трактуют это так (Макот, 23а): «После того, как бит, – он брат твой». И так это даже с тем, кто повинен смерти, ему говорят: «Исповедуйся! Ведь так это со всеми, которые исповедались: у них есть удел в будущем мире». Из этого мы можем сделать вывод относительно всех наказаний, описанных в Торе, например, в отношении вора. Сказано (Шмот, 22:2): «А если нечем ему [платить], то пусть продадут его за украденное им», – его продают, чтобы вернуть [стоимость] украденного владельцам. И вор будет очищен от греха воровства, хотя и потеряет при этом уровень своей святости: до этого был у него, как у человека из народа Израиля, совершенный запрет брать в жены [кнаанскую] рабыню, как сказано (Дварим, 23:18): «И да не будет блудника из сынов Израилевых». А когда продаст его суд, он теряет свою святость и берет в жены рабыню, и дети его [от нее] будут вечными рабами [кнаанскими]. Но как бы там ни было, Тора имеет в виду его конечную пользу: это для него лучше, чем если бы остался на нем грех воровства, из-за которого он должен был бы пройти геином [ад] и гилгуль [исправление перевоплощением].

Перевод — рав Пинхас Перлов


http://www.beerot.ru/?p=42381