Шмират а-Лашон — 1 — Хатимат а-Сефер — Глава 7 — О величии духовного качества хесед

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1439
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 1

Хатимат а-Сефер

Глава 7. О величии духовного качества хесед

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора, курсивом – примечания переводчика и редактора]

Действительно, сколь же велика эта заповедь в глазах Всевышнего, если о ней сказано (Миха, 6:8): «Возвестил тебе [Всевышний], о человек, о том, что же есть добро, и чего Г-сподь требует от тебя: только вершить правосудие и любить делать добро», и сказали наши мудрецы (Сукка, 49б): «”Вершить правосудие” означает судить по законам Торы, а “любить делать добро” – это гмилут хасадим [добрые дела]». И еще человек исполняет при этом заповедь (Дварим, 28:9): «И ходи путями Его», как говорит об этом мидраш «Сифри» на стих Торы (Дварим, 11:22): «”Ходить всеми путями Его” – путями Всевышнего, как сказано (Шмот, 34:6): “Г-сподь, Г-сподь, Б-г жалеющий и милостивый, долготерпеливый и великий в благодеянии”». И сказали мудрецы (Бава Меция, 30б): «Учил рав Йосеф: “И указывай им путь, которым им идти” (Шмот, 18:20), – это гмилут хасадим».

Делающий гмилут хасадим пробуждает на небесах милосердие. Сказали наши мудрецы, что так говорит Всевышний: «Если уж эти [народ Израиля], которые сами нуждаются в милости, делают милость друг другу, – Я Сам, полный милости и жалости, там более должен делать милость творениям Моим». Подобное этому сказано в святой книге «Зоар» (гл. Эмор): «Учили, что действие в нижнем мире пробуждает действие в Высшем. Если человек совершает достойное деяние внизу, то пробуждается соответствующая сила вверху. Человек творит в Нижнем мире милость – и пробуждается милость Свыше, и осеняет она тот день, и венчает его – благодаря тому человеку. Если человек проявляет милосердие внизу – пробуждается милосердие в тот день и венчает его благодаря тому человеку, и тогда день этот становится защитником ему в час нужды. (Хорош удел того, кто совершает достойное дело внизу – и тем пробуждает навстречу ему хорошее дело вверху.) Той мерой, какую проявляет человек внизу, отвечают ему Свыше».

Хесед – одна из трех основ, на которых стоит мир, как сказано в Пиркей Авот (1:2): «На трех основах стоит мир: на [изучении] Торы, на служении [Всевышнему] и на делах хеседа». И она, эта основа, равноценна жертвоприношениям, как говорится в «Авот де-раби Натан» (4:4): «На делах хесед – каким образом? Сказано (Ошеа, 6:6): “Ибо хесед возжелал Я, а не жертв!” Мир изначально сотворен качеством хесед, как сказано (Теилим, 49:3): “Ибо сказал Я: мир [качеством] хесед устроен будет”. Однажды раби Йоханан бен Закай выходил из Иерусалима; раби Йеошуа, который шел за ним, увидел разрушенный Храм и сказал: “Горе нам! Место искупления наших грехов – в руинах!” Ответил ему [р. Йоханан бен Закай]: Сын мой! Да не убоится сердце твое! Есть у нас искупление равное этому, – и какое же? Хесед, как сказано: “Ибо хесед возжелал Я, а не жертв”». (См. Сукка, 49б о том, что, по мнению р. Элазара, заповедь цдака [помощи бедным] превосходит жертвоприношения, и тем более превосходят их дела хесед).

Дела хесед больше, чем заповедь цдака, как сказали наши мудрецы (Сукка, 49б): «Сказал раби Элазар: дела хесед больше, чем цдака, как сказано (Ошеа, 10:12): “Сейте для себя цдака, жните – по мере дел хеседа”. Когда человек сеет, неизвестно, будет он есть, или нет, но когда жнет – наверняка будет есть. Учили наши мудрецы: в трех отношениях дела хесед – больше, чем цдака. Заповедь цдака [человек исполняет] имуществом своим, а дела хесед – как физическим действием, так и имуществом. Заповедь цдака [исполняется] в отношении бедных, а дела хесед – как в отношении бедных, так и богатых и т. д. И это – одна из вещей, плоды которых человек ест в этом мире, а основная награда хранится для него в мире Грядущем» (как сказали мудрецы в Пеа, гл. 1).

Еще сказали наши мудрецы («Ялкут Теилим»): хесед служит человеку защитой до конца всех поколений, как сказано (Теилим, 103:17): «А хесед Г-спода – во веки веков над боящимися Его», и это душевное качество – одно из трех добрых качеств, запечатленных в народе Израиля: стыдливость, жалостливость и стремление делать добро другим (Йевамот, 79а).

Велик грех того, кто уклоняется от этой заповеди, как пишет рабейну Йона в «Шаарей Тшува» (67) по поводу сказанного в Торе (Дварим, 15:9): «Остерегайся, чтобы не было в сердце твоем злого умысла, чтобы помыслить: “приближается седьмой год, год аннулирования долгов”, и со злобой будешь смотреть на бедного брата твоего, и не дашь ему; он же возопиет на тебя Г-споду, и будет на тебе грех». Он пишет: «Мы выводим отсюда, что уклоняющийся от займа бедному преступает два следующих запрета Торы: “Остерегайся…” и “Чтобы не было…”. И если относительно времени, когда приближается седьмой год, Тора предупреждает нас, чтобы мы не отказывались давать в долг из страха перед аннулированием долгов, то когда заимодавцу не грозит подобный ущерб, предупреждение также имеет силу, и грех в этом случае будет еще тяжелее. И из-за тяжести его Тора называет помышление жалеющего свои деньги и не дающего их в долг “злым умыслом”». И сказано в мидраше Шир а-Ширим: «Раби Йеуда сказал: каждый отрицающий дела хесед – как будто отрицает всю Тору. Но царь Давид, мир ему, что он делал? Он делал хесед всем».

И потому, из-за величия этой заповеди, всюду, где жили евреи, они организовывали сообщества для осуществления дел хеседа – с целью одалживать людям деньги в час нужды (это называется ГМАХ). Сколь велика сила такого святого сообщества – она больше, чем сила заповеди дел хесед, совершаемых просто отдельными людьми, и это – по нескольким причинам.

(а) Не подобны многие, исполняющие заповедь, немногим, исполняющим ее, как сказали наши мудрецы. И хотя из-за того, что участников много, деньги каждого составляют лишь небольшую часть суммы займа, несложно представить себе, что Всевышний засчитывает каждому, будто он один оказал бедняку эту милость, – ведь без его небольших денег бедняк не достал бы нужной ему суммы. (Это подобно сказанному нашими мудрецами в Шаббат, 3а [о провинности по закону Торы за сделанную в субботу работу]: виновен, только если сделал ее всю, а не часть. Но, тем не менее, если ни один из двоих людей по отдельности не может [к примеру] перенести груз [между владениями, либо в общественном владении – более чем на четыре амот, и они перенесли вдвоем], то каждый из них виновен, как устанавливает мишна, лист 92а. Причина в том, что сделанное каждым из них в этом случае не называется лишь частью работы, ведь без него эта работа не была бы завершена, – и потому он считается выполнившим ее всю.) И еще заем бедному – это заповедь, на исполнение которой человек тратит деньги, поскольку невозможно исполнить ее, не потратившись, и потому награда за нее гораздо больше, как говорится в святой книге «Зоар», гл. Трума; а также она может быть исполнена, когда человек занят своими делами или спит. Помимо всего этого, известно также сказанное в Мидраш Коэлет о том, что если человек страстно стремится к заповедям, но нет у него постоянной заповеди, передаваемой из поколения в поколение, – в чем же отрада его? Но если у него есть удел в заповеди, исполняемой многими людьми сообща, подобной той, которую мы здесь обсуждаем, или он дал деньги на содержание ешив, где изучают Тору – тогда, даже если он уже находится в райском саду, ему будут добавлены свет и наслаждение за заповеди, исполняемые постоянным образом на выделенные им на эти цели деньги.

Знай, брат мой, что заповедь хеседа – это высшая из восьми ступеней, которые есть в заповеди цдака [помощи бедным], как пишет Рамбам в «Мишне Тора» (Законы «подарков бедным» в Пурим, 10:7): «Восемь ступеней есть в заповеди цдака, и каждая следующая – выше предыдущей. Величайшая из них, выше которой нет – поддержать обедневшего человека из народа Израиля: дать ему деньги в подарок, или взаймы, или взять его в компаньоны, или найти ему занятие, чтобы укрепить его – так, чтобы ему уже не надо было просить у людей. И об этом сказано (Ваикра, 25:35): “И поддержи его, пришелец ли он или поселенец, – и будет он жив с тобою”». Другими словами, поддержи его – настолько, чтобы он не упал и не нуждался [в милости] других людей. И об этом же говорится в «Йоре Дэа» (249).

Как же хорошо и правильно поступать подобно тому, что я видел в некоторых святых еврейских местечках: они основали для этой цели святое сообщество под названием «Сомех Нофлим» [«Поддерживающий падающих», как мы называем Всевышнего в молитве Шмоне Эсре]. Его участники поддерживают падающих, чтобы те не скатились на дно окончательно, не дай Б-г. И то, что они делают – дают в долг на определенное время определенную сумму денег, согласно установленным у них правилам, и предоставляют облегченные условия выплаты небольшими суммами из недели в неделю. И назначают особого человека из числа членов сообщества, с оплатой или без нее, он обходит должников каждую неделю и собирает с них деньги, – и таким образом почти ни в какую неделю не бывает у них недостачи денег в кассе.

А теперь смотри, сколько есть достоинств у такого рода деятельности. Во-первых, при предоставлении займа исполняется повелительная заповедь Торы: «И поддержи его», находящаяся на высшей ступени из всех, какие только есть в заповеди цдака, как говорилось выше. Здесь также оказывается хесед должнику при погашении им долга. И известно сказанное нашими мудрецами (Сукка, 49б): «Сказал раби Элазар: цдака вознаграждается не иначе, как по мере хеседа, который есть в ней».

Так пусть же Всевышний укрепит наши сердца, чтобы идти нам по стопам Его хеседа, и тогда не отойдет от нас величие Его милостей, как сказали наши мудрецы (Ваикра Раба, 36): «Если видишь, что заслуги праотцов наших и праматерей наших не помогают нам – прилепись к делам хесед, как сказано (Йешаяу, 54:10): “Ибо горы сдвинутся и холмы зашатаются, – а милость Моя не отступит от тебя”, – это дела хеседа; “И завет мира Моего не поколеблется”, – это примиряющем мужа и жену, человека с ближним его, так как это тоже относится к делам хеседа». И осуществится для нас сказанное (там же, 54:14): «Цдакой ты [община Израиля] будешь утверждена».

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=28864