Шмират а-Лашон — 2 — Глава 1 — Тот, кто дает волю устам своим, может потерять из-за этого заповеди — Часть 1

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1808
Шмират аЛашон
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 2

Глава 1. Тот, кто дает волю устам своим, может потерять из-за этого заповеди

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора, курсивом – примечания переводчика и редактора]

Сказано в Мишлей (13:7): «Бывает, [человек] обогащается, и [вдруг] – нет ничего». Известно, что вся книга Мишлей – иносказание. В делах имущественных нередко бывает, что человек обогащается благодаря своим предприятиям и поднимается все выше и выше. Но после того, как он выяснит истинное положение дел, оказывается, что у него нет ничего – из-за того, что наряду с большие доходами, у него было также много убытков, и в итоге он оказывается ни с чем. Точно так же это и в делах, связанных с вечным [будущим миром]: бывает, что человек постоянно занимается заповедями и добрыми делами, но есть у него дурная черта – говорить о людях плохое. И когда такой человек придет в высший мир, – увидит, что у него нет ничего, поскольку все виноградные лозы его и все, что насадил он в райском саду посредством дел своих, заросли колючками и чертополохом, так, что совершенно не видны его лозы.

[Примечание автора. Это то, о чем мы говорим в конце молитвы «Шмоне Эсре»: «Б-г мой, удержи мой язык от зла», а после просим: «Открой мое сердце Торе Твоей», – ибо без этого воздержания Тора ничего не стоит].

И так об этом сказано в Писании (Мишлей, 24:30): «Полем мужа ленивого проходил я, и виноградником человека бессердечного». Это означает, что есть два типа людей. Один – ленится приобрести для себя Тору и добрые дела, и об этом сказано: «поле мужа ленивого». Он не учился или забыл выученное из-за своей лени. А другой – «бессердечный», у него есть Тора и добрые дела, но нет у него в сердце тревоги о том, чтобы сохранить их. И говорит Писание о первом (там, 24:31): «И вот, заросло оно все бурьяном»: вместо прекрасных насаждений – слов Торы – выросли там колючки и чертополох из-за речений пустых. А о втором сказано: «покрылся лик его бурьяном», и это – сообразно греху его. Каждое произнесенное им слово Торы и святости, которое могло подняться и стать прекрасным плодом, посвященным Г-споду, покрылось сошедшим на него свыше духом нечистоты – из-за его запретных речей.

Об этом также говорится в святой книге «Зоар», гл. Пекудей: «И в этом духе нечистоты берут свое начало несколько других, пробуждающих качество суда. Назначение их – ухватиться за речение дурное или речение нечистое, которое человек произнес устами своими, когда после этого он произносит слова святые. Горе им [таким людям], горе жизни их; горе им в этом мире, горе им в мире грядущем! Потому что эти духи нечистоты хватают то слово нечистое, и когда человек произносит после этого слова святые, упреждают их духи нечистые: берут то речение нечистое и оскверняют слова святые – и не удостаивается [за них] человек заслуги; и как бы истощается сила святости».

Подобное этому сказал царь Шломо, мир ему (Мишлей, 13:3): «Отворил уста свои – погибель ему». Вот как объясняет эти слова Виленский Гаон: «У того, кто широко раскрывает свои уста, – даже если у него хорошая душа, и он исполнил много заповедей и много установлений мудрецов, – уста его погубят все».

Писание завершает (Мишлей, 24:31): «И каменная ограда его разрушилась», – это означает: с течением времени даже крепкая каменная ограда разрушается, и топчут виноградник все, кто там проходит, и он ничего уже не стоит. И точно так – с человеком, который не следит над тем, что выходит из уст его, и становятся они у него как бесхозные. Все крепкие ограды, которые были у него вначале в поведении, – все будут разрушены. Потому человек, стремящийся к духовному совершенству и желающий исправить свои дела, должен прежде всего построить ограду для своего виноградника, то есть оберегать свой язык и уста всемерно, чтобы не прибавлять себе страданий.

Вот почему царь Шломо говорит в своей притче именно о винограднике. Помимо того, что весь дом Израиля считается «виноградником», как сказано (Йешаяу, 5:7): «Ибо виноградник Г-спода Воинств дом Израиля», и у каждого человека из народа Израиля есть удел в этом винограднике, – также у каждого есть свой особый виноградник в райском саду, как сказано (Коэлет, 12:5): «Идет человек в дом вечности свой». И нужно оберегать этот дом всемерно, насаждать там насаждения прекрасные и беречь их от порчи.

Также должен человек выпалывать колючки и чертополох из своего виноградника. Это означает, что тех, кому он принес ущерб языком, или причинял им стыд и страдание, он должен умиротворить устами своими. А также должен признаться и исповедаться перед Всевышним в том, что преступил волю Его, выраженную в Торе, – ибо всякий грех по отношению к ближнему является также грехом перед Всевышним. И даже если он говорил о людях не в их присутствии и не возымели его слова никакого действия, – нужно, по крайней мере, раскаяться перед Всевышним, и таким образом будут устранены колючки из его виноградника, и будет снят с него покров нечистоты. (См. гл. 1, «Шаар а-Тора» в 1-й части этой книги, где мы говорили об этом подробно).

[Примечание автора. И стих Писания (Мишлей, 13:7) завершается так: «Беднеет [человек – и вдруг] у него большое богатство», – это означает следующее. Известно, что когда человек возвращается к Всевышнему из любви к Нему, все грехи, совершенные им прежде, делаются у него как бы заслугами. Получается, что чем больше он совершит грехов вначале и чем больше «обеднеет», тем большее богатство он обретет позже при своем возвращении. Самым простым образом можно объяснить это так: тот, кто возвращается к Всевышнему из любви, наверняка испытывает горечь и душевную боль из-за каждого греха своего в отдельности. Он плачет и скорбит: как же это сердце его побудило его преступить волю Творца, Который оживляет все мироздание милостью и благом Своим! И тем самым устраняется грех в самом корне своем, и исполняется повелительная заповедь возвращения к Всевышнему; и получается, что напротив каждого греха, совершенного человеком прежде, есть у него теперь повелительная заповедь возвращения к Всевышнему].

[Примечание переводчика. Чтобы из сказанного не складывалось впечатление, будто может быть какая-то выгода в том, чтобы совершить вначале побольше грехов, будет уместным напомнить сказанное нашими мудрецами (Йома, 8:9): «Если говорит [человек]: “Согрешу и вернусь [к Всевышнему], согрешу и вернусь”, – не дают ему [с Небес] возможности вернуться»].

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=29229