Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Тора — Глава 7 — О величии награды отдающих сыновей в талмуд-тора — Часть 1

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1773

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Тора

Глава 7. О величии награды отдающих сыновей в талмуд-тора (начало)

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

Из-за многих наших грехов есть немало людей, проявляющих слабость и пренебрежение к Торе и не думающих о великом наказании, которое должно постичь их за это, как сказано в «Мидраш Мишлей» (10):

«Сказал раби Ишмаэль: пойди и посмотри, сколь суров День Суда, в который Святой, благословен Он, будет судить весь мир… Предстает перед Ним тот, у кого есть Письменная Тора, но нет Устной. Святой, благословен Он, отворачивает от него лицо Свое, и темные силы геинома [ада] одолевают его. Они хватают его и бросают в геином. Предстает тот, у кого есть два седера [раздела Устной Торы], или три. Святой, благословен Он, спрашивает его: “Сын Мой! Все законы – почему ты не изучал их?”… Предстает тот, у кого есть законы. Святой, благословен Он, спрашивает его: “Сын Мой! “Торат Коаним” – почему не изучал его?”… Предстает тот, у кого есть “Торат Коаним”. Святой, благословен Он, спрашивает его: “Сын Мой! Пять книг Торы – почему не изучал их? Те, в которых упоминаются “Шма, Исраэль”, тфилин и мезуза?” Предстает тот, у кого есть пять книг Торы. Святой, благословен Он, спрашивает его: “Сын Мой! Почему ты не изучал Агаду?” Предстает тот, у кого есть Агада. Святой, благословен Он, спрашивает его: “Сын Мой! Талмуд – почему ты не изучал его?”… Приходит тот, у кого есть Талмуд. Святой, благословен Он, спрашивает его: “Сын Мой! Поскольку ты изучил Талмуд [тебе следовало обратиться также и к кабале – тайной Торе]: взирал ли ты на меркава [здесь и далее – термины из кабалы]? Трон славы Моей – каков он?… Хашмаль – каков он?… И какими способами он преобразуется?» (См. там подробнее).

Более того: также и сыновей своих не ставят они на путь изучения Торы и не отдают учителю, и только заботятся, чтобы они немного знали Пятикнижие. Горе нам, что такое происходит с нами в наши дни! Ведь мы знаем, что установлено в «Йоре Дэа» (245:6): заповедь для отца – обучать сына, насколько это возможно, нанимая для этого учителей, пока тот не будет знать Мишну, Гемару, законы и Агаду.

И мне известна отговорка отцов: мол, «сейчас у меня трудное время». Но в действительности, если только они задумаются об этом как следует, – увидят, что дурное побуждение обманывает их. Ведь другие нужды сыновей, которые – всего лишь их телесные потребности, каждый отец старается удовлетворить сверх своих сил и возможностей, нередко жертвуя собой и подвергая себя гибельной опасности, – нарушая закон, как в отношениях между человеком и ближним, так и в отношениях между человеком и Всевышним! И благословляет себя в сердце своем, говоря: «Мир будет мне, ибо я делаю праведное дело во всякий час – ради того, чтобы прокормить моих домочадцев». В то время как он должен укреплять своего сына на путях Торы, чтобы тот знал, как служить Всевышнему, и тем привести его, а также самого себя, к жизни в мире грядущем, как говорится в приводимых нами ниже отрывках измидрашей наших мудрецов, – он говорит, что «у него сейчас трудное время»! А ведь это – именно то, о чем сказано (Йешаяу, 43:22): «Но не Меня призывал ты, Яаков, ибо тяготился ты Мною, Израиль». Именно «Мною» тяготился, как говорит об этом мидраш («Эстер Раба», 3): «Об этом говорит Писание: весь день занят своей работой – и не устает, а когда молится – устает».

В действительности расходы на обучение сыновей Торе не входят в сумму, установленную человеку на пропитание с Небес в Рош а-Шана, как сказали наши мудрецы (Бейца, 16а): «Все средства пропитания [на предстоящий год] устанавливаются человеку от Рош а-Шана до следующего [т. е. на весь грядущий год] Йом Кипура, кроме расходов на субботы, праздники и расходов на обучение сыновей Торе. И если он уменьшает [эти расходы] – уменьшают ему [общую сумму], а если увеличивает их – увеличивают ему». Подумай как следует о том, что сказали наши мудрецы (Кидушин, 30а): «Каждый, кто обучает сына сына [внука] своего Торе, засчитывает Писание, будто он принял ее у горы Синай, как сказано (Дварим, 4:9): “И поведай их [слова Торы] сынам твоим и сынам сынов твоих”, и сразу далее (там, 4:10): “День, когда стоял ты перед Г-сподом, Б-гом твоим в Хореве”». И также удостаивается в заслугу этого долгоденствия – он сам и сыновья его, как сказано (Дварим, 11:19): «Чтобы умножились дни ваши и дни сыновей ваших и т. д.».

И еще: благодаря тому, что сын его изучает Тору, человек избавляется от мук геинома, как говорится об этом в «Тана де-Вэй Элияу Зута»(гл. 12): «Когда люди, несведущие в Торе, обучают своих сыновей Устной и Письменной Торе [нанимая им учителей], сыновья спасают отцов своих от великого стыда и позора и от наказания в геиноме».

Иногда отец также причисляется за это к праведникам, как говорит об этом «Мидраш а-Неелам» (Рут, гл. 2):

«Раби Змира вышел в деревню Оно, увидел ущелья в горах Арарат, над которыми поднимается пламя; прислушался – и услышал голоса. Сказал ему один арави: “Пойдем со мной, и я покажу тебе чудесные вещи, скрытые от людей”. Зашел с ним за скалу – и увидел другие ущелья и пламя поднимающееся. Услышали другие голоса; сказал ему: “Прислушайся здесь…” Прислушался – и услышал голоса, кричащие: “Ой! Ой!” Сказал: “Несомненно, здесь одно из мест, где находится геином”. Ушел тот арави, а он остался. Тем временем наклонился в другом месте и увидел человека, который кричал в голос. Его схватили и погрузили вглубь одного из отделений, и больше он его не видел. Заснул – и увидел того человека, и спросил его: “Кто ты”? Тот ответил: “Я – еврей-грешник, и я не пропустил ни одного злого греха в мире, чтобы не совершить его”. Спросил его раби во сне: “Каково твое имя?” Тот ответил: “Я не знаю, ведь приговоренные к наказанию в геиноме не помнят своих имен”. Спросил его раби: “Из каких ты мест?” Тот ответил: “Я был мясником в Верхней Галилее, и из-за многих злодейств, которые я там совершал, наказывают меня три раза днем и три раза ночью”.

Поднялся оттуда раби и пошел в Верхнюю Галилею. Услышал голос мальчика, который говорил: “Если будешь искать его как серебро и разыскивать его как клад, то постигнешь страх пред Г-сподом” (Мишлей, 2:4-5). Пошел в другой Дом Учения и услышал голос другого мальчика, который говорил: “Ищите справедливости, ищите скромности – может быть, будете защищены в день гнева Г-спода” (Цфания, 2:3). Стал он расспрашивать о том человеке-злодее, и у одного мальчика спросил. И тот ему ответил: “Раби! Да сделается то-то и то-то тому человеку, который не пропустил ни одного злодейства и греха в мире, чтобы не совершить его! Так-то и так-то чтобы было тому злодею и той кормилице, что выкормила его!” Спросил его раби: “Оставил ли он сына в этом мире?” Ответил тот: “Да, одного сына он оставил, и он такой же злодей; и сын этот – мальчик, ходящий на бойню”.

Искал его раби, и взял его, и занимался с ним Торой, пока не обучил его Писанию, и молитве, и чтению “Шма, Исраэль”. После этого обучил его Мишне, и Талмуду, и законам, и сказаниям, пока не приобрел он большую мудрость. И это – раби Нахум а-Пакули. И почему его звали а-Пакули? Сказано (Йешаяу, 28:7): “Паку Плилия”, и это трактуют как паку-ли – сын этот освободил отца от наказания в будущем мире [паку: на арамейском леапик – “извлекать”, здесь – “освобождать”]. И много мудрецов поколения вышли из него и именовались Пакули. Тот человек [мясник] пришел к раби Змира во сне и сказал ему: “Раби! Так же, как ты принес утешение мне, Святой благословенный принесет утешение тебе! Ведь с того дня, как мой сын изучил один стих, – избавили меня от наказания моего! После того, как прочитал он “Шма, Исраэль”, – избавили меня от наказания и днем, и ночью, один раз. После того, как он читал Тору в Доме учения, – отменили мое наказание полностью. В день, когда обрел он мудрость и его стали называть раби, – установили для меня трон среди праведников в райском саду, и каждый день, когда открываются новые слова Торы от имени его, украшают меня высшей короной, которой украшаются праведники. Через тебя удостоился я всех этих почестей! Хорош удел того, кто оставляет сына, занимающегося Торой в этом мире!”»

Подобное этому приведено также в «Тана де-Вэй Элияу Зута» (гл. 17):

«Сказал раби Йоханан бен Закай: однажды я шел по дороге, и встретился мне человек, собиравший дрова. Я заговорил с ним, но он не отвечал. А после он пришел ко мне и сказал: раби, я – мертвый, не живой. Я спросил его: если ты мертвый, зачем тебе дрова? Он ответил: послушай, раби, что я расскажу тебе. Когда я был жив, мы с товарищем занимались греховным делом в моем богатом доме. И когда мы прибыли сюда [в высший мир], нас приговорили к сжиганию: когда я собираю дрова – сжигают его, а когда он собирает – тогда сжигают меня. Я спросил: до каких же пор ваше наказание? Тот ответил: придя сюда, я оставил жену мою беременной, и я не знаю, что с мальчиком. И потому я прошу тебя: будь осторожен в отношении него с часа, когда он родится, пока не исполнится ему пять лет; и тогда отведи его в дом к учителя по Писанию. Ибо в тот момент, когда он скажет: Борху… [“Благословите Г-спода, благословенного”], меня избавят от наказания в геиноме».

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=22999