Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Тора — Глава 7 — О величии награды отдающих сыновей в талмуд-тора — Часть 2

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1496

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Тора

Глава 7. О величии награды отдающих сыновей в талмуд-тора, и о наказании для тех, кто не делает этого, не дай Б-г (продолжение)

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

Также и упомянутая выше награда за поддержку изучающих Тору положена тому, кто поддерживает своего сына, занимающегося Торой. Такой отец удостаивается и того, что Всевышний являет особое расположение к нему, как мы находим в «Тана де-Вэй Элияу Зута» (гл. 23), где говорится, что «качество суда» спрашивает Всевышнего, почему Он являет особое расположение к Израилю, тогда как сказано (Дварим, 10:17): «Б-г великий, сильный и грозный, Который не лицеприятствует» [не дает поблажек в суде даже праведнику, см. Рабейну Бахье там]? И Всевышний отвечает: «Зачем ты спрашиваешь, почему Я являю особое расположение к Израилю, – ведь они являют особое расположение ко Мне и т. д. И еще: они обучают Торе, и собираются группами, чтобы заниматься ею, и оплачивают учителей, обучающих сыновей их Торе».

И наоборот, в святой книге «Зоар» (гл. Пекудей, 256а) говорится о суровости наказания того, кто отвращает сына от изучения Торы: «Два столпа со стороны запада… им назначено объявлять по всем небесам о тех, кто отвращает своих сыновей от Торы и отстраняют их от занятий ею; тогда выходят все эти назначенные, и объявляют, и говорят: “Горе такому-то, который отвратил своего сына от Торы! Горе ему, ибо потерял он этот мир, и мир грядущий, и удел в мире грядущем!”»

Это – ясное порицание людям, которые отвращают своих сыновей от изучения Торы, пока те – еще юноши в возрасте четырнадцати-пятнадцати лет. Из-за этого юноша остается лишенным Торы и заповедей, и постоянное желание его – лишь наряжаться в «одежды свободы» и расширить пределы свои посредством серебра и золота. Горе отцу от стыда и позора, когда придет ему время предстать перед Всевышним!

Есть люди, которые находят для себя оправдание во всем этом, говоря: что пользы, если сын будет глубоко разбираться в Торе, – разве будет он раввином? Из их слов вытекает, что если он не будет раввином, то ему, человеку из народа Израиля, не нужно будет знать, как служить Всевышнему, – и не может быть такого, не дай Б-г! Известно ведь сказанное в Писании (Теилим, 19:9): «Заповедь Г-спода чиста, озаряет очи». Объяснение этого в следующем: человек без Торы, наставляющей его на путь, подобен слепому, идущему одиноко по дороге, полной ям. Он, несомненно, в страшной опасности, и опасность гораздо ближе к нему, чем успех. Именно в таком положении находится человек без Торы – ведь мало того, что будут недоставать ему в будущем многих сотен заповедей, поскольку он вообще не знал, что это заповеди, но и окажутся у него вместо них многие сотни грехов, о которых он думал, что это заповеди. И даже более того: те заповеди, которые еще у него останутся, не только будут исполнены без радости, любви и страха, но будут ущербны и испорчены, поскольку человек не знал, как исполнить их согласно закону.

Приведем для примера две заповеди, которые привык исполнять каждый человек из народа Израиля. Заповедь тфилин: обращает ли он внимание, чтобы они имели правильную кубическую форму, как положено по закону? И чтобы ремешки у них были черными? Ведь все это – закон, данный нам через Моше на Синае! И чтобы головнойтфилин целиком был возложен на голову [на темени выше лба], но не на лоб [даже одним только своим нижним краем], а ручной – целиком на мышце бицепса, а не ниже ее какой-то своей частью [даже одним только нижним краем]? Известно, что во всем этом те, которые не относятся к бней Тора, часто нарушают закон по незнанию.

[Примечание автора (приведено в сокращении). Многие нарушают упомянутый закон для ручных тфилин в зимнее время, когда люди, будучи одетыми в теплые одежды, ленятся вынуть руку из рукава и закатывают его. Из-за этого рукав давит на тфилин, и нижний край его опускается ниже бицепса. И хотя при накладывании человек отжимает край рукава кверху, – как только он отнимает руку, рукав давит вниз и смещает тфилин с места. Особенно это относится к большим тфилин. Нужно особо следить за правильным положением тфилин при чтении «Шма, Исраэль» и молитвы «Амида», ибо неправильно наложенные тфилин – как будто лежат в кармане. И автор отмечает, что ему известны люди Б-гобоязненные, тщательно исполняющие заповеди, которые избегают по этой причине больших тфилин, ибо [помимо проблем с ручным] большой головной тфилин трудно укрепить на правильном месте, то есть на таком, чтобы нижний край находился на границе роста волос. Узел же должен располагаться на задней оконечности черепа, напротив лица – и не ниже. И если тфилин большие, то, чаще всего, когда спереди головной тфилин наложен правильно, – узел сдвигается вниз, а если узел расположен на правильном месте, – со стороны лица нижний крайтфилин ниспадает на лоб. Большой тфилин держится на голове слабо, сдвигается туда и сюда, так как его невозможно туго натянуть на голову посредством ремней. И весь выигрыш, – ведь человек думает, что посредством больших тфилин он выполняет заповедь красиво и тщательно, – сводится на нет, так как в действительности заповедь оказывается вообще не исполненной].

Также и со второй заповедью – чтение «Шма, Исраэль». Был ли человек внимателен к тому, чтобы в ходе ее исполнения принять на себя подобающим образом бремя Небесного царства? И еще: произносил ли он «Шма, Исраэль» вслух, проговаривая при этом все буквы так, как предписано в Гемаре и «Шулхан Арухе»? Был ли внимателен к тому, чтобы читать «Шма» своевременно всегда, летом и зимой, ведь все это – закон Торы? И как много деталей закона есть в этих заповедях! И тем более все это относится к остальным заповедям, к которым люди из народа Израиля не столь привычны и которые наверняка окажутся не исполненными из-за незнания Торы!

Узнает каждый, сколько заповедей недостает ему, когда объявит в грядущем Всевышний: пусть придет каждый человек получить награду за заповеди, как сказали наши мудрецы («Ваикра Раба», 27): «В будущем голос с Небес будет сокрушать вершины гор, возглашая: “Тот, кто действовал с Б-гом [исполняя Его волю], пусть придет и возьмет свою награду!”» И тогда каждый исследует свои заповеди – и узнает, сколь же много недостает их ему из-за недостатка знания Торы. Об этом сказано в Писании: «Озаряет очи» (Теилим, 19:9), – Тора озаряет глаза человека при исполнении заповедей.

А теперь задумаемся над этим как следует и извлечем для себя урок из опыта прежних поколений, живших за сотни лет до нас (как например, во времена Мааршаля [р. Шломо Лурия, автора книги «Ям Шель Шломо»] и Маарша [из величайших комментаторов Гемары], и Маарама ШиФа, и автора «Пней Йеошуа», и «Цлаха», – все они были главами ешив), отдававших своих сыновей учителям. Если не было у человека возможности нанять сыну личного учителя, он отводил его на учебу в ешиву, пока тот не становился сформировавшейся личностью. Разве каждый отец при этом думал, что его сын обязательно станет раввином [знающим Талмуд и четыре раздела кодекса «Шулхан Арух»], чтобы наставлять в законе народ Израиля? Ведь известны слова наших мудрецов («Коэлет Раба», 7) по поводу стиха Писания: «Мужа – одного из тысячи нашел я» (Коэлет, 7:28) о том, что из тысячи, начинающих изучать Писание, сто становятся знатоками Мишны, из тех десять становятся знатоками Талмуда, а из тех один – достойный называться «мужем», способным давать указания в сфере закона в Израиле! Но только ясная истина состоит в том, что желание отца, отдававшего своего сына учителю или в ешиву, состояло в следующем: если Всевышний удостоит меня того, что из моего сына выйдет знаток Талмуда, и он будет способен давать указания в сфере закона в Израиле, – как хорош мой удел! Но если я не удостоюсь этого, и он приобретет лишь немного познаний в Гемаре или хотя бы в Мишне, – это тоже хорошо! Ведь если Всевышний удостоит его вести какое-то дело, каким бы оно ни было, – он, во всяком случае, наверняка установит себе постоянные ежедневные часы для изучения Гемары, или Мишны, или хотя бы агадот наших мудрецов! И даже если, не дай Б-г, у него совершенно не будет времени в будние дни, то хотя бы в святую субботу он непременно войдет в Дом учения, чтобы поучить несколько страниц Гемары или Мишны! И ради этого тоже стоит мне тратить труды мои и усилия – ради удела моего и в этой жизни, и в мире грядущем! (Ведь известно, что сын, изучающий Тору, наделяет заслугами отца и поднимает его из геинома; и даже если отец находится уже в райском саду, он удостаивается подняться благодаря сыну еще выше, как мы уже писали).

И если это так, то зачем же нам считать себя более умными, чем люди прежних поколений? Ведь мы действительно вот уже более восемнадцати веков «без поля и виноградника», и, несмотря на это, не оставили Б-га нашего. Только дурное побуждение вводит отца в заблуждение, из-за чего тот из жалости к сыну отдаляет его от Торы и порабощает его делам этого мира. Но в действительности, если как следует задуматься об этом, становится ясно, что этот отец проявляет жестокость к сыну, а не жалеет его.

Об этом говорится в «Сифри» (Экев, 46): «”И обучайте им [словам Торы] сыновей своих, говорить их” (Дварим, 11:19)… отсюда учили: когда ребенок начинает говорить, отец разговаривает с ним на святом языке и обучает Торе; а если не разговаривает с ним на святом языке и не обучает Торе, – как будто хоронит его, согласно сказанному: “И обучайте им [словам Торы] сыновей своих, говорить их… чтобы продлились дни ваши”. Если будете обучать им сыновей ваших, – продлятся ваши дни, а если не будете, то сократятся ваши дни. Ибо так трактуются слова Торы: из утверждения ты выводишь отрицание, а из отрицания – утверждение».(Но «Сифри» не имеет в виду именно совсем маленьких детей. Подразумевается все то время, пока сын находится во власти своего отца и на того возложено обучение его Торе; ведь в Торе не сказано «маленьких»). И также сказали наши мудрецы (Шаббат, 32б), что сыновья умирают у человека из-за его пренебрежения Торой. Потому каждый человек должен понять, что нужно поддерживать своего сына в изучении Торы, и тогда продлятся дни – его и сыновей его. И Всевышний, дающий хлеб всякой живой плоти, наверняка не отведет Своих глаз от праведника.

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=23370