Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Тора — Глава 9 — О посылающих сыновей изучать Тору — Часть 4

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1323
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Тора

Глава 9. И еще о том же: о награде посылающих сыновей изучать Тору и наказании не делающих этого, не дай Б-г

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

А теперь поговорим о нашем праотце Яакове, мир ему. Известно, что, когда он ушел из дома отца, чтобы идти в Харан, ему было шестьдесят три года, как объясняет там Раши, и семьдесят семь было, когда он пришел к Лавану. И где же он был в течение четырнадцати лет? Сказали наши мудрецы («Берешит Раба», 68:5), что он был у Шема и Эвера и учился в их Доме Учения.

И, как кажется, возникает вопрос о Яакове: разве это подходящее время для изучения Торы? Ему уже шестьдесят три года – и все еще нет у него потомства. Притом, что святую общину Израиля, которая должна появиться на земле, только он способен произвести на свет, и никакой другой человек! Все это было известно Яакову, как пишет Раши: «”И сказал Яаков Лавану: дай жену мою, потому что дни мои исполнились” (Берешит, 29:21), – и когда же я произведу двенадцать колен?» Если это так, то нет сомнения, что великой заповедью было для него сразу идти в дом Лавана, как сказал ему Ицхак, и взять себе жену, а не задерживаться и отделяться от мира на четырнадцать лет для изучения Торы!

Объяснить это можно по прямому смыслу следующим образом: наш праотец знал, каков Лаван, – что он наверняка не согласится отдать ему свою дочь, не получив за нее большой подарок, как сказано (Берешит, 31:14-15): «И ответила Рахель и Лея, и сказали ему: есть ли нам еще доля и наследство в доме отца нашего? Ведь чужими считаемся мы у него, ибо он продал нас и съел даже деньги наши». И известно, что Яаков сделался неимущим по дороге [к Лавану] из-за Элифаза [сына Эсава, который догнал и ограбил его; и Яаков знал, что] ему наверняка придется работать на Лавана подобно рабу, чтобы взять в жены одну из дочерей его, как приказал ему Ицхак. И так действительно произошло. Потому наш отец Яаков боялся идти к Лавану и задерживаться у него. Он знал, что Лаван – обманщик, и что захочет уничтожить его, как свидетельствует об этом Писание далее, описывая, как Лаван погнался за Яаковом и хотел убить его. Именно так бы это и произошло, если бы Б-г Авраама не помог и не спас его. Дом Лавана был также полон нечистотой терафим [идолов], и Яаков не мог бы устоять против всех этих сил нечистоты без заслуг святой Торы. В доме Лавана у него не было бы возможности достичь истинной близости с Торой.

Потому Яаков заранее предотвратил подобный ход событий: он бежал к Шему и Эверу на четырнадцать лет и учился в их ешиве с огромным постоянством – таким, что за все эти годы ни разу не ложился спать долгим полноценным сном, как свидетельствует Писание (Берешит, 28:11): «И лег на этом месте» [по дороге в Харан – на том месте, где он увидел во сне лестницу], см. Раши там. [Он пишет: «На том месте лег, но в течение четырнадцати лет в доме Эвера не ложился спать по ночам, а занимался Торой»]. И благодаря этой учебе, хотя он и задержался впоследствии в доме Лавана на годы, это не причинило ему никакого ущерба.

[Примечание автора. И с тем, что мы сказали, хорошо согласуется число лет учебы Яакова – четырнадцать, соответственно годам, которые он был вынужден затем провести в доме Лавана. Он знал, что это будут, по меньшей мере, четырнадцать лет. Точно так же, как он знал, что не сможет вернуться в дом свой [в землю Кнаан], пока не родится у него Йосеф – пламя [которое должно сжечь] солому – дом Эсава, как сказано (Берешит, 30:25): «И было: когда Рахель родила Йосефа, сказал Яаков Лавану: отпусти меня, и пойду я в место свое и в страну свою», и Раши пишет: «После того, как у него родился сын, противостоящий Эсаву, как сказано: “И будет дом Яакова – огнем, и дом Йосефа – языками пламени, а дом Эсава – соломой“ (Овадия, 1,18); огонь же без языков пламени не распространяется. Когда родился Йосеф, Яаков, полагаясь на Святого, благословен Он, пожелал вернуться [в землю Кнаан]». Известно, что Йосеф родился, когда прошли четырнадцать лет, как сказано (Берешит, 31:41): «Я работал на тебя четырнадцать лет за двух твоих дочерей», – и потому он вначале упорно учился в течение четырнадцати лет, чтобы заслуга этих четырнадцати лет защищала его в доме Лавана, как говорилось об этом выше.]

Мы, помнящие заслуги праотцов, тоже должны идти путями нашего отца Яакова, мир ему, и каждый отец должен понимать необходимость приучать сына к Торе и заповедям все время, пока сын пребывает в его доме, то есть до двадцати одного года [возраст призыва в армию в то время]. И тогда, даже если выпадет сыну судьба служить царю в его армии, и он наверняка не сможет в этот период учиться, – несмотря на это, не покинет его святость Торы, изученной им до сих пор. [И нет сомнения, что Всевышний пошлет ему успех, и вложит в сердца высшей власти, советников и высших чиновников благорасположение к нему, как сказано о Йосефе (Берешит, 39:21): «И был Г-сподь с Йосефом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы»]. И когда завершатся годы службы его и вернется он домой, будут все его дела честны и праведны, и не будет отец стыдиться за него, и пошлет ему за это Всевышний успех в этом мире, как Он сделал Яакову по завершении его трудов у Лавана, как об этом рассказано в Торе. Также и в высшем мире, когда удостоится он предстать перед престолом славы Всевышнего, будет он из числа святых Его – в заслугу того, что ставил Всевышнего Б-гом себе, как сказано (Дварим, 26:17-19): «Г-спода отделил ты сегодня [от ложных богов], чтобы был Он тебе Б-гом, и чтобы ходить путями Его и соблюдать уставы Его, и заповеди Его, и законы Его, и слушать глас Его. И Г-сподь отделил тебя ныне, чтобы был ты Ему особым народом… чтобы поставить тебя выше всех народов, которые Он сотворил… чтобы был ты народом святым у Г-спода, Б-га твоего».

Но если отец пожелает снять с сына бремя Торы и заповедей в юности [прерывая или сокращая его учебу], чтобы избавить его от бремени армейской службы или сократить ее время, – это будет позором для отца сначала в этом мире, а потом и в будущем – в высшем мире, – из-за того, что променял мир, существующий вечно, на мир преходящий.

Как известно, дурное побуждение постоянно подстрекает человека думать только о том, что касается его сиюминутного успеха, и потому автор мишны «предлагает нам лекарство прежде болезни» и говорит (Авот, 2:1): «Соизмеряй ущерб от исполнения заповеди [затраты на ее исполнение] с наградой за нее, и “награду” за грех [выигрыш от него] с ущербом от него [наказанием]». То есть нужно сравнивать малость ущерба, который повлечет за собой исполнение заповеди в этом мире, с величием вечной духовной награды, ожидающей человека в высшем мире. И если дурное побуждение подталкивает человека совершить тот или иной грех ради какого-то удовольствия, то пусть он соизмерит малость “награды”, которую он получит в этом мире на короткое время, с большим наказанием и вечным мучением, ожидающими его в будущем.

Так и мы говорим в связи с нашей темой: чтобы справиться с дурным побуждением и всем, что подстрекает нас свернуть с добрых путей на дурные, человек должен представить перед своим мысленным взором награду – и вечное наказание, положенное ему из-за сыновей его. И тогда отступится от него дурное побуждение, и так сказано в святой книге «Зоар» (Бехукотай, 115б): «Начал обсуждение и сказал (Малахи, 1:6):

“Сын почитает отца, и раб – господина своего”. Сын почитает отца – как ты говоришь (Шмот, 20:12): “Почитай отца твоего и мать твою”, и это объясняется так. В отношении еды [должен кормить отца], питья – при жизни его; это то, что ты обязан делать для него. После того, как умер отец, – разве скажешь ты, что свободен? Нет! Ибо хотя он и умер, ты обязан чтить его еще больше, как сказано: “Почитай отца твоего!” Ведь если сын идет дурными путями, – нет сомнения, что он стыдит своего отца; нет сомнения, что он творит ему позор. А если сын идет путями прямыми и исправляет дела свои, – нет сомнения, что он почитает своего отца! Чтит его в этом мире перед людьми – и почитает его в мире грядущем перед Святым благословенным. И Святой благословенный являет ему милосердие и усаживает его [отца] на трон славы. Хороша участь праведников, которые удостаиваются сыновей святых, поросли святой! О них сказано: “Все видящие их признают, что они – потомство, благословленное Гсподом!”»

И наоборот, не дай Б-г: если сын не идет путями прямыми, то он – великий стыд для отца своего в высшем мире – оттого, что произошел [от этого отца] сын строптивый, вводящий в гнев Святого благословенного. И так писал Виленский Гаон в своем святом послании «Алим ли-Труфа» (на русском языке см. в переводе книги р. Х. Фридлендера «О воспитании в еврейской традиции» издания Фонда «Беерот Ицхак»): даже если отец постоянно наставлял своих сыновей жезлом нравоучения, но они не принимали его наставлений, – горе ему от того стыда, и мук, и позора, которые ждут его в мире грядущем!

Тем более, если отец своими поступками сам создал причину того, что сыновья его свернули с дороги жизни на дорогу смерти. Какое же наказание, и сколько стыда и позора положены ему за это! И каждый отдельный грех, который совершает сын его, припомнится также ему.

Более того: даже когда умрет тот сын, а отец уже удостоился райского сада своими делами, – все равно постигнет его из-за сына великое горе! Ибо возьмут его из райского сада и отведут в геином, чтобы он увидел там муки сына, как сказали наши мудрецы. Виленский Гаон говорит об этом в своем комментарии на стих Писания (Мишлей, 29:17): «”Наказывай сына твоего – и он утешит тебя, и даст усладу душе твоей”. Если сын – злодей, то не будет отцу покоя [после смерти]; но если он наказывает сына, – будет ему покой… И также вызволит из геинома, и “даст усладу” – в райском саду, как это было, когда раби Акива обучал Торе сына злодея, и вызволил [того злодея] из геинома, и даже привел его в райский сад. И еще: “Наказывай и т. д.” – даже если [отец] сам праведник, но у него есть сын злодей, – берут [отца] из райского сада и отводят в геином, чтобы он увидел там муки сына, и об этом сказано: “Наказывай сына твоего – и он утешит тебя” [здесь точнее: “даст тебе покой”] на месте твоем [в райском саду – тебя не будут забирать оттуда], и также “даст усладу душе твоей”».

Если отец будет постоянно задумываться и принимать в расчет, сколь мала «награда» за грех в этом мире в сравнении с вечным ущербом от него, то он наверняка никогда не будет слушать тех, которые нашептывают ему дурные советы, и выберет жизнь – сделает все, чтобы сыновья его пребывали в мире Торы Всевышнего, ибо это – жизнь истинная, как сказано (Мишлей, 3:18): «Древо жизни она для тех, кто придерживается ее». И тот, кто ест плоды этого дерева, живет вечно, как это установлено нашими мудрецами в словах благословения: «И жизнь вечную насадил в нас». И тогда удостоится он вечной жизни – он и потомство его, как сказано: «И даст усладу душе твоей». И об этом написано в Торе (Дварим, 30:19): «И выбери жизнь, чтобы жив был ты и потомство твое».

И также в этом мире удостоится он успеха в материальных делах своих, как сказали наши мудрецы (Авода Зара, 19б): «Каждый, кто занимается Торой, преуспевает в материальных делах своих, как сказано (Теилим, 1:3): “Только к Торе Г-спода влечение его, и Тору Его изучает он днем и ночью… И во всем, что ни сделает он, – преуспеет”».

На все это намекает нам вкратце Писание в том ответе, который дает Всевышний на вопрос общины Израиля (Шир а-Ширим, 1:7): «Скажи мне, возлюбленный души моей, где ты будешь пасти?», – это говорит о «благотворном влиянии»; и далее там: «Где сделаешь привал со стадом твоим в полдень?», – это говорит о тяжелых временах. Отвечает Всевышний (там, 1:8): «Если ты не знаешь, прекраснейшая из женщин, то пойди по следам овец», – нам следует вглядеться в пути наших праотцов – Авраама, Ицхака и Яакова, – и идти по следам их. И в заслугу этого даст нам Всевышний Свое благотворное влияние, как это было с нашими праотцами, и снята будет с нас тяжесть наших времен во всех местах пребывания нашего.

Подобное этому нашел я, с Б-жьей помощью, в святой книге «Зоар». Там сказано, что этот стих учит нас укреплять сыновей наших на путях Торы, и благодаря этому у нас будут силы защищать наших сыновей, и мы сможем существовать среди народов. И вот что сказано там в главе Балак: «[“Если ты не знаешь, прекраснейшая из женщин”. Почему сказано: “ты”?] Если ты не сумеешь [в стихе – то же самое слово, что “знаешь”] укрепить себя в изгнании и собраться с силами, чтобы защитить своих сыновей, то “ты пойди”, чтобы собраться с силами, “по следам овец” – это дети, изучающие Тору; и у них ты возьми силу, чтобы защитить сыновей твоих!»

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=24089