Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Тора — Глава 10 — Человек без Торы – как рыба без воды

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1666

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Тора

Глава 10. Объяснение сказанного нашими мудрецами о том, что человек без Торы – как рыба без воды

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

Человек не должен ошибаться, рассуждая так: «К чему весь этот шум из-за того, что я оторвал моего сына от изучения Торы? Разве из-за этого он не сможет быть таким же человеком из народа Израиля, как другие?»

В действительности истина в том, что не сможет. Ибо доказано уже нашими мудрецами в трактате Брахот (61б) и еще в нескольких местах, а также в наши времена на жизненном опыте, что человек из еврейского народа, оторванный от Торы, подобен рыбе, вынутой из воды: хотя и теплится в ней все еще немного жизни, – очевидно, что, в конце концов, она умрет. Рыба может прожить без воды лишь какое-то время, пока сохраняется прежняя влага в теле ее. Но как только высохнет эта влага, рыба умрет, ибо ее жизненная сила иссякнет совершенно.

Точно так – и сама суть святости Всевышнего, осеняющей народ Его, Израиль, – святости, благодаря которой он удостоится в будущем бытия вечного, как сказано (Дварим, 4:4): «А вы, прилепившиеся к Г-споду, Б-гу вашему, живы вы все ныне». Сказали наши мудрецы, комментируя этот стих, что это – «живы вы все ныне» – возможно только благодаря Торе. А когда люди отстраняются от Торы, – все время, пока остается в них «влага Торы», они занимаются в какой-то мере заповедями ее, к которым были приучены в прошлом; но время идет, и, по мере высыхания той «влаги», они начинают отходить и от тех привычных заповедей. [Примеч. ред. Слова нашего великого учителя тем более важны для людей, возвращающихся в наши времена к Торе: ведь у них, как правило, вообще нет «привычных заповедей».] И, в конце концов, не остается уже у них ни Торы, ни заповедей, – и кто знает, до чего это их доведет?

Действительно, этому посвящен целый отрывок в главе Бехукотай (Ваикра, 26:14-15): «Но если не послушаетесь меня [примеч. автора: не будете трудиться над Торой, как пишет там Раши; далее в квадратных скобках до конца цитаты – комментарий Раши], и не будете исполнять всех этих заповедей [то, что не изучите, – не будете и исполнять], и если законы Мои презрите [будете презирать других, исполняющих их], и если правопорядками Моими возгнушается душа ваша [возненавидите мудрецов], чтобы не исполнять [будете удерживать других от исполнения] всех Моих заповедей [отрицать их, говоря, что Я не заповедал их; поэтому сказано: “всех Моих заповедей”, а не “всех заповедей”], нарушая завет Мой [отрицание основ веры. Всего семь грехов: первый влечет второй, и так – до седьмого. И вот эти грехи: не изучал; не исполнял; и презирал других, исполняющих; ненавидит мудрецов; удерживает других от исполнения; отрицает заповеди; отрицает абсолютно все]». Таков здесь комментарий Раши на основе «Мидраш Торат Коаним» [на Хумаш Ваикра].

Подобным образом я объясняю то, что мы говорим ежедневно во второй части «Шма, Исраэль» (Дварим, 11:13-16): «И будет: если послушаетесь заповедей Моих, которые Я заповедую вам ныне, чтобы любить Г-спода, Б-га вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всею душою вашею. То дам Я дождь земле вашей своевременно, ранний и поздний; и соберешь ты хлеб твой, и вино твое, и масло твое. И дам Я траву на поле твоем для скота твоего; и будешь есть и насыщаться. Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не совратились и не стали служить божествам иным и поклоняться им». Казалось бы, обычно, когда человек наставляет своего сына идти прямыми путями, он дает ему повеления соответственно поведению сына. Если тот идет путями праведными, он повелевает сыну набраться мужества и не сворачивать с этих путей; а если тот идет путями бунтующего, путями вожделений сердца своего и желает отдалиться от отца, – он повелевает, чтобы тот, по крайней мере, не оставлял путей Всевышнего совершенно, не дай Б-г. Но если отец, вопреки этому правилу, будет приказывать сыну, идущему путями праведными, чтобы он не сворачивал с путей Всевышнего и не оставлял жизнь по Торе, променяв ее на что-то иное, не дай Б-г, то отец этот не окажет тем самым чести ни себе самому, ни сыну. А здесь, в начале, со слов «И будет», Тора обращается к людям Б-гобоязненным, любящим Всевышнего всем сердцем и душой, как сказано: «Чтобы любить Г-спода, Б-га вашего», – и какое отношение имеет к ним продолжение: «Чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не совратились и не стали служить божествам иным и поклоняться им»? И также выражение «и вы не совратились» кажется излишним.

Однако истина здесь – по прямому смыслу сказанного. Начало стиха: «И служить Ему всем сердцем вашим», – на это сказали наши мудрецы (Таанит, 2а): «Что означает “служение сердцем”? Это молитва». И на это говорит Писание: «Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше», – берегитесь, чтобы дурное побуждение не соблазнило ваше сердце, говоря: зачем мне учить Тору еще и еще? Ведь у меня есть любовь к Всевышнему, я молюсь Ему каждый день, – и мне довольно этого! И чем будет плохо, если я отныне совершенно отойду от изучения Торы, или сына моего отвращу от учебы? Ведь он молится каждый день!

И вот, приходит Писание и сообщает нам, что то, что начинается пренебрежением к изучению Торы, заканчивается «служением божествам иным». И, как мы писали в начале, это подобно выниманию рыбы из воды, из-за чего сама жизненность ее пресекается в короткое время. Так происходит и с тем человеком из народа Израиля, который совершенно забросил изучение Торы, отстранил себя от пути наставлений ее и стал на путь иной, – ведь он недалек от служения божествам иным! (И ясно, что именно это имеет в виду мидраш «Сифри» на стих: «Чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не совратились и не стали служить божествам иным»: когда человек прекращает изучение Торы, он тут же прилепляется к идолослужению).

Об этом далее говорит Писание (Дварим, 11:18): «Положите же эти слова Мои в сердце ваше», – это означает: чтобы они вошли в глубину вашего сердца и в душу вашу – то, что Я сказал вам: когда человек отстраняется от изучения Торы, он приходит, в конце концов, не дай Б-г, к идолопоклонству. Об этом сказано (там, 11:19): «И учите им сыновей своих», – и не удовлетворяйтесь тем, что сын исполняет заповедь молитвы. И все это Писание завершает такими словами (там, 11:21): «Чтобы длились дни ваши и дни детей ваших на той земле, которую Г-сподь клялся дать отцам вашим», – соответственно сказанному в главе Хелек (трактат Санедрин) о том, что Израиль будет собран из рассеяния не иначе, как в заслугу Торы.

Так это было даже в прежних поколениях. И тем более в наше время, когда очень многие свернули с путей Всевышнего из-за того, что забросили изучение Торы, – нет сомнения, что сейчас – время действовать ради Всевышнего и укреплять сыновей наших в изучении Торы.

И вот что сказано об этом в святой книге «Зоар» (гл. Трума) на стих (Теилим, 119:126): «”Время действовать ради Г-спода – [ибо] нарушили Тору Твою”, – все время, пока Тора существует в мире и люди занимаются ею, Святой благословенный радуется делам рук Своих и радуется всем мирам; и небо и земля стоят и существуют. И не только это, но Святой благословенный собирает всю Свою Высшую свиту [ангелов] и говорит им: Смотрите на народ святой, который есть у Меня на земле, благодаря которому Тора украшается в мире! Смотрите на творения рук Моих, о которых вы сказали (Теилим, 8:5): “Кто есть человек, чтобы Ты помнил о нем?” И когда они [свита Его] видят, как радуется Господин их Своему народу, – сразу говорят (Диврей а-Ямим 1, 17:21): “Кто как народ Твой, Израиль – народ единственный [такой] на земле?” А в то время, когда люди Израиля оставляют изучение Торы, – как бы уходят от Него Его силы. И потому слова: “Время действовать ради Г-спода” обращены к обитателям мира, которые остались праведными: они должны опоясаться силой и делать добрые дела, чтобы Святой благословенный получил силу радоваться с праведниками, и со станами, и с отрядами [ангелов] Его. В чем причина? В том, что “нарушили Тору Твою” и не занимаются ею обитатели мира как подобает».

И особенно в наше время, когда мы воочию видим, из-за многих наших грехов, что для молодых людей, оставивших изучение Торы, уже ничего не значат ни субботние, ни прочие запреты, – безусловно, великая обязанность каждого отца – удерживать и поддерживать сыновей своих в изучении Торы Всевышнего и приучать их к Его заповедям, как сказано (Мишлей, 22:6): «Воспитывай юношу сообразно пути его»; и награда за это будет очень велика. Она будет гораздо больше, чем в прежних поколениях, как сказано в «Авот де-раби Натан» (3:6): «[Больше награда за заповедь, исполненную] один раз в страданиях, чем сто раз – без страданий». И сказано (Йехезкель, 44:15): «И коанимлевиим сыны Цадока, которые исполняли службу в храме Моем, когда отступили от меня сыновья Израиля, – они-то приближаться будут ко Мне, чтобы служить Мне, и стоять будут предо Мной, чтобы приносить в жертву Мне тук и кровь, – слово Г-спода Б-га!»

Из всего сказанного нами в этих главах следует, что каждый человек должен понять необходимость освятить силу своей речи святостью Торы, и мы должны понять необходимость укрепления основы нашей жизни – Торы. И в заслугу этого удостоимся прихода Машиаха вскоре, в наши дни. Амен!

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=24367