С университетской кафедры — в ешиву

Дата: | Автор материала: Роман Окашин

2702

Предлагаем вашему вниманию интервью российского журналиста Романа Окашина («Include») с равом Игалем Полищуком

В Рамоте нет коротких юбок, шорт и свободных отношений. Молодые семьи не ждут тридцати лет, чтобы завести детей, магазины не заносят свои товары на ночь внутрь, потому что не боятся краж. Люди без проблем одалживают нуждающимся незнакомцам деньги, а любую потерянную вещь стремятся вернуть хозяину. Рамот – один из районов Иерусалима, который помимо очень странной архитектуры, отличается от других районов мира своими необычными жителями, мораль и взгляды которых сильно отличаются от привычных россиянину. С одним из самых уважаемых жителей этого района, да и Иерусалима в целом – раввином Игалем Полищуком, мне удалось пообщаться.

 Как мне представить вас, кто вы?

Я могу сказать несколько слов о себе, не вижу в этом никакой проблемы. Я родился в 1954 году в Одессе, учился в Воронежском университете 2,5 года на факультете прикладной математики и механики.

В начале 1974 году, когда мне было 19 лет, я переехал в Израиль и первые годы обучался здесь в Еврейском университете на отделении математики, изучал теорию множеств и математическую логику, но так вышло, что диссертацию я писал уже не по этой теме, а по математической экономике и теории игр.

После этого я был офицером израильской армии. Незадолго до этого я познакомился с великим выходцем из Казани – равом Ицхаком Зильбером. Он тоже был математиком, учеником профессора Чеботарева. Тогда я начал смотреть на свое отношение к иудаизму и углубился в историю.

Уже в университете я был человеком религиозным, поэтому когда я ушел из армии, решил пойти учиться в ешиву. Учился я много, и в какой-то момент начал сам преподавать. Сегодня я уже почти 25 лет руковожу русскоязычной группой здесь. У нашей организации, которая называется «Беерот Ицхак», есть большой сайт. Суть и смысл нашей деятельности это распространение Торы среди тех людей, которые были насильно оторваны советским режимом от еврейства. Это в двух словах обо мне.

Уход к Торе после такой более чем светской математики, после армии, – это какой-то переломный момент?

Нет, это не было переломным моментом, это было очень естественно. Я когда попал на Святую землю (так она называется и на языках народов мира), был немножко оглушен. Странная вещь: наш народ ушел с этой земли 2000 лет тому назад. Сейчас заново восстанавливается еврейская страна. Это очень странно – таких историй мир не знал.

Это заставило меня задуматься о многих вещах, потому что реально все это было записано в Пятикнижии, Торе. Там четко написано, что мы будем изгнаны с нашей земли, и пока мы сюда не вернемся, она будет пустовать. Я увидел, что эти пророчества исполняются. Причем пророчества совершенно невероятные. Если вдуматься, то с точки зрения мировой истории – экстраординарное событие.

Я приведу простой пример. Это было еще при Горбачеве, и вы такого уже не помните, наверное. Когда распадался Советский Союз, то первыми, кто пытался от него освободиться были страны Прибалтики. Я тогда поставил такой эксперимент, и спросил людей: «Как вы думаете, если бы сейчас какой-либо литовский философ или общественный деятель написал такое: “Россия нас проглотит, изгонит из Литвы, рассеет, но мы сохранимся, сохраним нашу традицию, самоопределение и самосознание и через 1000 лет вернемся обратно в нашу родную Литву”». Я спросил людей, что бы вы сказали о таком писателе? Мне все ответили, что такой философ сумасшедший.

Но почему-то в Торе то же самое говорится о еврейском народе, и это исполняется! Надо просто понять: какие-то вещи по природе кажутся сумасшедшими, но мы видим, что они исполняются. После этого я очень задумался, кто я такой и что я делаю.

Для меня приезд сюда не был легким, я многим пожертвовал. Я бросил университет, расстался с семьей, которая осталась в Советском Союзе. Все это было серьезной причиной задуматься о смысле жизни и о том, что в этом мире является истиной.

Все это дало мне большой толчок к пониманию того, что, вообще-то мир управляется не великими державами, не ООН. Мир управляется Тем, Кто его создал, и есть четкое описание того, что произойдет, которое обязывают нас относиться к истории серьезно. Это, я думаю, был первый толчок, и дальше все развивалось.

С обывательской точки зрения религия не выглядит логическим продолжением изучения математической логики. Напротив, есть образ ученого-атеиста. Как эти два мира связаны?

Мне как-то на одном семинаре задали вопрос: «Почему из людей, которые возвращаются к Торе так много математиков? Есть даже профессора». Я тогда дал очень четкий ответ: «Мозги не заржавели». Сейчас, как известно, у многих мозги не просто заржавели, а полностью атрофировались. Есть Facebook, множество других раздражителей, из-за чего думать не нужно совершенно. У многих людей, выросших сидя напротив экрана телевизора, не научившихся работать мозгами, нет привычки какие-то вещи доводить до логического конца: живешь, как придется, как хочется, основываясь только на том, сколько стоят одежда и продукты. И на этом жизнь кончается. Людей же, которые привыкли работать головой, интересует такое удивительное явление, как вечность нашего народа.

Этим вопросом занимались далеко не только евреи. Был такой русский философ Николай Бердяев – я в молодости интересовался его книгами. Он был активным марксистом, пока не столкнулся с историей еврейского народа, которая полностью перевернула его. Она полностью не соответствовала теории Маркса.

Есть в Торе несколько пророчеств и их исполнение мы наблюдаем. Более того, даже проклятия, которые предостерегающие наш народ от ухода от Торы тоже сбылись, причем самым страшным образом.

Если взглянуть на историю нашего народа, то у нас не было никакого шанса выжить. У нас всегда хватало ненавистников во всех местах нашего проживания. И даже то, что мы выжили в последней Катастрофе, даже то, что выжили такие люди, как наш учитель и наставник рав Ицхак Зильбер в Казани, оставшись при этом людьми знающими Тору, – это совершенно не вероятно.

Вы этого уже не знаете и не помните, а я еще вырос при советском режиме. Я помню с детства портрет Сталина в детском саду. Это ужас! Я думаю, что не было человека, который больше навредил России и всем ее народам, чем он. И у меня с ним личные счеты, мой дед был посажен и умер в лагерях. Я просто помню это, помню этот портрет. Вы другое поколение, вы выросли в свободной России и это два совершенно разных мира.

А представьте себе при Сталине остаться верующим евреем, знающим Тору, и вырастить в этом духе своих детей?! Это великое чудо!

Если подытожить, то, по-вашему, уход к Торе – это не противопоставление науки и религии?

Есть люди, которые пытаются противопоставлять Тору науке. Это большая ошибка. Наука, как правило, занимается тем, что видимо и осязаемо, тем, что было после творения мира. Однако научные методы далеко не всегда точны.

Приведу пример: пытаются рассчитывать возраст Вселенной при помощи углеводородного анализа. Есть такие слова: «мир был создан старым». Творец создал мир таким, как будто он уже не первый день существует. Аналогично Адам и Ева, которые были созданы двадцатилетними. Так вот никакие теории, существующие сегодня, не могут описать акт творения. Это понятно человеку думающему. Не думающему ничего не понятно.

Есть у меня очень старый друг. Когда-то я еще слушал его лекции, и он до сих пор профессор математики в Еврейском университете – Илья Рипс. Он выдающийся математик. При этом – человек очень религиозный, много учился. Он разработал вместе с группой своих научных партнеров интересный способ исследования текстов Торы с помощью компьютера программы шагового анализа. Как оказалось, в Торе очень много закодированной, скрытой в тексте информации. Он, как математик, прогнозировал все это с точки зрения теории вероятностей. Он использовал математическое программирование для этого. Идеи были не его – этот метод давно был описан мудрецами Торы. Он же просто это проверил и подтвердил, получив удивительный результат.

Как иудаизм относится к неофитам? Со стороны не похоже, что вы особо рады новым людям.

Это неправда. У нашего народа, как у народа Торы есть важная функция: донести всем знание, что есть у этого мира Творец, у Которого был и есть замысел творения. Донести, что есть неправильное восприятие этих вещей, которое широко распространено в мире.

Иудаизм не терпим к идолопоклонству во всех его формах. В целом, мы принимаем всех, кто хочет принять на себя Тору истинно, верит и хочет принять на себя еврейство. Проверяем и принимаем тех, кто достоин. Еврейство это не клуб, это не «я запишусь евреем на год-два, а потом выберу другой клуб».

Что нужно для обычного человека, нееврея?

Знание, что есть единый Творец, есть запрет идолопоклонства, убийства, грабежа, разврата и еще некоторые вещи, которые нужно установить в жизни, в обществе, возможно на уровне гражданского права

Среди религиозных евреев не приняты длительные «незарегистрированные» отношения. Нет религиозных пар, которые просто встречаются, не создавая семьи, не заводя детей. Есть какие-то последствия отношений без брака?

То, о чем вы говорите, это деградация человечества. Одно важное замечание. У меня и у моей жены 13 детей и это трудно: дома часто было тесно, не было богатства, но все наши дети хотят, чтобы их семьи были похожи на семью их родителей, потому что они понимают все счастье и радость большой и крепкой семьи.

А вот то, что происходит в  мире – это страшнейшая деградация. Для многих контакт в Фейсбуке заменил нормальные человеческие отношения, в самом простом смысле этого слова. Я уже не говорю о всяких извращениях, о которых, я уверен, и вы и ваши читатели знают гораздо больше меня. Я не претендую на это знание. Я просто расскажу об одном маленьком выводе, который сделал, когда был младше вас. Тогда я еще не был человеком религиозным, но был любопытным и много чем интересовался. Я пришел к выводу, что мировые империи разрушались из-за внутренней деградации, в частности, сексуальной. У мира есть Хозяин, Который создал человека согласно правильному порядку вещей: человек должен жениться и завести семью. Но у человека есть свобода выбора: он может выбрать для себя страшнейшие вещи, хотя это не проходит бесследно. Место разврата деградирует и исчезает.

Как наступает расплата и наказание? Мало примеров в жизни, когда человек нарушает, и его сразу настигает кара за это.

Все очень просто. Мир создан таким образом, что у человека есть свобода выбора. Невозможна свобода выбора, когда человек уходит в сторону от того, как должен себя вести, и сразу получает пощечину. В этом случае он теряет свободу сделать этот выбор. Однако этот мир не бесхозный. И наказание приходит не только после смерти.

К вопросу о свободе выбора. Я слышал, как остро для Иерусалима стоит проблема гей-парадов. В то же время многие ученые утверждают, что ориентация не подвластна выбору.

Извините, это бред. У человека всегда есть свобода выбора: быть человеком или обратиться в скотину. Если человек выбирает быть скотиной, то он обращается в нее, хотя в таком случае он даже хуже, чем скотина.

Приведу пример: я слушал очень больших праведников, которые были в нацистских лагерях и вели постоянную войну. У нацистских извергов было величайшее желание стереть образ человека, обратить человека в скотину, которую кроме еды ничего не интересует, но были великие люди, которые с этим воевали и победили.

Я знаю одну семью, которая пережила всю Катастрофу, и я вам расскажу про нее одну историю, что бы вы поняли, что такое свобода выбора, и что человек может остаться человеком даже в совершенно невероятных ситуациях. Глава этого семейства чудом получил работу на кухне в лагере. Там варили суп, в котором было несколько кусков картошки на сотни людей. Но что в этих страшных условиях больше всего занимало этого человека? Его занимал только один вопрос: как этот суп размешать, чтобы не получилось, что один получил больше, а другой — меньше. Он мог спокойно сказать: «Что я могу сделать, это меня не касается, во всем виноваты нацисты. Я варю то, что могу, а дальше уже не мой расчет».

Это просто пример того, что человек может воевать с условиями и остаться человеком даже в таких ситуациях. А может быть скотиной и без всяких проблем. Мы видим, что таких вокруг немало.

Сегодня большая часть психологической науки основана на идее, что человек должен смириться с таким порядком вещей, что у него нет свободы выбора. Это не так. Есть одна вещь, которую даже коммунисты не смогли вычеркнуть из своих идей (хотя по сути она им не нужна), – совесть. Немного задумаемся на тем, какой материальный источник имеет совесть, и откуда она появляется: из ног, головы? Очевидно, что нет!

В человеке есть Б-жественная искра – это и есть совесть. Так вот, эту искру можно разжечь, а можно и затушить полностью, подавив в себе совесть.

Многие люди во время Катастрофы творили совершенно неописуемые зверства – и те, кто сотрудничал с нацистами и сами нацисты. Я думаю, что сегодня и немцы и другие народы, которые принимали активное участие в уничтожение евреев, абсолютно не понимают, как такое вообще могло происходить в реальности. Они просто не могут вообразить, что их отцы это делали. Сегодня нечто подобное происходит в так называемом Исламском Государстве: человек начинает убивать, его дурное начало растет и он становится хуже животного, которое пристрастилось к убийству. То, что они сейчас выделывают с собственными же братьями – это не ислам. Это просто зверство, которое имеет, как будто религиозную оболочку, которое вызывает желание делать все большее и большее зло. Но это все тоже выбор. Для нормального человека это очень страшно! Для него ужасно слышать информацию о количестве отрубленных голов, но можно постепенно себя приучить, что и это нормально.

Самая страшная вещь, когда зло называется добром. Часто чтобы быть человеком, требуется самопожертвование, но выбор есть всегда.

Что можно сказать напоследок тем, кто вас прочтет, тем кто думает и у кого «мозги еще не заржавели»?

У человека есть мозг – это великий Б-жественный дар. Где то я слышал, что мозг может запомнить 70 000 000 книг. И опять же есть выбор, на что эти мозги использовать. Я когда-то был мальчиком и у меня была книга «История техники». Из этой книги я понял для себя, что во всех периодах истории человечества самым большим трамплином для развития техники были войны. Есть такое понятие «интеллект во имя зла». Нам дана огромная сила – наш интеллект. Вопрос, ради чего мы его используем. Немцы преуспели в силе разума во имя зла во время Холокоста, все было рассчитано и продуманно с немецкой точностью. А я думаю, что Творец дал человеку разум, чтобы он в первую очередь думал, как жить по-человечески и использовать разум к добру. И я просто предлагаю людям, которые привыкли работать головой, подумать над тем, как использовать свой разум, чтобы просто нести добро, а не зло.

У человека есть Творец – как и у картины есть художник, а у дома – архитектор и строитель. Величайший вывод, который мы можем сделать, внимательно присмотревшись к творению вокруг нас, – это существование непостижимого разума Творца. И также как и у художника и строителя – у Него есть замысел. Постичь это замысел и стать соучастником в его реализации – вот задача для нашего разума.

Роман Окашин, редакция «Include»


http://www.beerot.ru/?p=19592