Книга Эстер с комментарием Виленского Гаона — 11

Дата: | Автор материала: Виленский гаон

2358
мемухан

Основано на Комментарии Виленского Гаона

Глава 1

Стихи 16 – 20

(טז) וַיֹּאמֶר מְמוּכָן לִפְנֵי הַמֶּלֶךְ וְהַשָּׂרִים לֹא עַל הַמֶּלֶךְ לְבַדּוֹ עָוְתָה וַשְׁתִּי הַמַּלְכָּה כִּי עַל כָּל הַשָּׂרִים וְעַל כָּל הָעַמִּים אֲשֶׁר בְּכָל מְדִינוֹת הַמֶּלֶךְ אֲחַשְׁוֵרוֹשׁ:

(יז) כִּי יֵצֵא דְבַר הַמַּלְכָּה עַל כָּל הַנָּשִׁים לְהַבְזוֹת בַּעְלֵיהֶן בְּעֵינֵיהֶן בְּאָמְרָם הַמֶּלֶךְ אֲחַשְׁוֵרוֹשׁ אָמַר לְהָבִיא אֶת וַשְׁתִּי הַמַּלְכָּה לְפָנָיו וְלֹא בָאָה:

(יח) וְהַיּוֹם הַזֶּה תֹּאמַרְנָה שָׂרוֹת פָּרַס וּמָדַי אֲשֶׁר שָׁמְעוּ אֶת דְּבַר הַמַּלְכָּה לְכֹל שָׂרֵי הַמֶּלֶךְ וּכְדַי בִּזָּיוֹן וָקָצֶף:

(יט) אִם עַל הַמֶּלֶךְ טוֹב יֵצֵא דְבַר מַלְכוּת מִלְּפָנָיו וְיִכָּתֵב בְּדָתֵי פָרַס וּמָדַי וְלֹא יַעֲבוֹר אֲשֶׁר לֹא תָבוֹא וַשְׁתִּי לִפְנֵי הַמֶּלֶךְ אֲחַשְׁוֵרוֹשׁ וּמַלְכוּתָהּ יִתֵּן הַמֶּלֶךְ לִרְעוּתָהּ הַטּוֹבָה מִמֶּנָּה:

(כ) וְנִשְׁמַע פִּתְגָם הַמֶּלֶךְ אֲשֶׁר יַעֲשֶׂה בְּכָל מַלְכוּתוֹ כִּי רַבָּה הִיא וְכָל הַנָּשִׁים יִתְּנוּ יְקָר לְבַעְלֵיהֶן לְמִגָּדוֹל וְעַד קָטָן:

И сказал Мемухан пред царем и сановниками: не только пред царем одним провинилась царица Вашти, а перед всеми сановниками и перед всеми народами, что во всех областях царя Ахашвероша, потому, что этот поступок царицы приведет к тому, что все жены перестанут уважать мужей своих, говоря: царь Ахашверош повелел привести царицу Вашти пред лицо свое, а она не пришла. А ныне жены сановников Персии и Мидии, которые слышали о поступке царицы, будут говорить то же всем царским сановникам; и позора и ярости будет предостаточно. Если угодно будет царю, то пусть издаст он царское повеление, — и да будет записано оно среди законов Персии и Мидии, и да не будет отменено, — о том, что Вашти не предстанет более пред царем Ахашверошем, а царь передаст ее царский сан другой, которая лучше ее. И постановление царя, которое он издаст, будет услышано во всем царстве его, как ни велико оно, и все жены будут оказывать уважение мужьям своим, от знатного до простого.

Обвинение Вашти

Талмуд приводит[1]: «И сказал Мемухан перед царем и сановниками». Приведено в барайте: Мемухан это Аман. А почему здесь он назван «Мемухан»? Потому что он был уготован [мухан] для наказания.

Сказал рав Каана: отсюда, из этого стиха, мы видим, что посредственный человек «выскакивает» первым. Ведь в списке царских советников Мемухан упомянут последним, – значит, он был самым незначительным из них, а заговорил первым. (ע״כ ל’ הגמ’)

Как объяснялось выше[2], Сатана, дурное начало и ангел смерти — это одно и то же[3] существо. Вначале оно искушает человека и подталкивает его к греху. Потом, если он совершает грех, не дай Б-г, оно само дает против него показания, и выдвигает ему обвинения перед Всевышним. После этого выносится приговор, и, получив разрешение применить к нему карательные меры, это существо отделяет его душу от тела.

«Мемухан это Аман», а Аман символизирует Сатану.

(Имена «Ахашверош,» «Аман» и «Мемухан» намекают на разные аспекты действия дурного начала. «Ахашверош» — это подстрекатель. Как мы объяснили выше[4], царствование Ахашвероша «от Оду до Куш» говорит о действии дурного начала, которое начинает воздействовать на человека сразу после его рождения, и не оставляет его в покое до самой смерти.

«Аман» символизирует аспект дурного начала, который свидетельствует в Высшем суде, предъявляя человеку обвинения за те проступки, которые он совершил в течение своей жизни.

«Мемухан» — это аспект, который умерщвляет грешника, забирая его душу для полагающегося ей наказания. Это имя упоминается именно в связи с казнью Вашти, когда ее душу забрали, чтобы наказать ее за ее проступки. Имя, «Мемухан», происходит от слова «мухан,» «подготовленный к несчастьям».)

Соединение добра и зла

Рав Каана сказал, что посредственный человек выскакивает первым. В буквальном переводе, слова Рава Кааны означают «бездарь прыгает в голову». [Это намекает на то, что в основе сил зла лежит святость, и что эти силы не могут существовать самостоятельно, без связи со святостью. Исходящее от Всевышнего Влияние всегда является добрым и положительным; но из-за сокрытия Лика Его, некоторые создания приходят в этот мир в неполноценном состоянии, и из-за этого являются проявлением зла[5]. Из-за того, что добро и зло исходят из одного источника, у зла есть возможность содействовать добру и в конце концов соединиться с ним.]

Написано, что, когда Сатана приходит, чтобы обвинить человека в грехах, он поднимается в сферу святости, «прыгает в голову» — ведь в данный момент он преследует те же самые интересы, что и силы добра. Он добивается наказания грешника, которое очищает его от скверны греха, и ведет к проявлению власти Всевышнего в мире.

Эту же идею высказывают мудрецы, когда пишут[6], что когда Левиафан испытывает жажду, он всовывает голову в Райский Сад, и пьет из него воду.

Силам зла необходима связь со святостью. Без нее они не могут существовать.

[В конце концов, зло будет исправлено и вернется в сферу добра. На это намекает то, что написано[7], что голова Эйсава похоронена за пазухой у Ицхака. Мудрецы говорят нам[8], что в будущем Всевышний зарежет ангела смерти. Это означает, что в будущем не будет смерти, а сам Сатана превратится в ангела.]

Но даже сейчас у сил зла есть связь со святостью. Можно было задать вопрос: если Мемухан олицетворяет силы зла, каким образом он стал одним из сановников, приближенных к самому Царю? На этот вопрос мудрецы отвечают, что посредственность выскакивает на самый верх. Это также объясняется тем, что написано в трактате Хулин[9]: «где в Торе содержится намек на Амана? В стихе[10] ’не от дерева ли, от которого Я заповедал тебе не есть, ел ты?’». (Это основано на том, что имя Аман, «הָמָן» пишется также как слова «не от … ли», «הֲמִן».) Слова мудрецов говорят не только о простом сходстве в написании слов. Они содержат более глубокую идею. Дурное начало, которое олицетворят Аман, искушает человека отведать от Древа Знания Добра и Зла. Название этого дерева определяет его натуру: оно является соединением добра и зла. Чистое зло не соблазнительно. Человека вначале привлекает добрый и чистый аспект смешения добра и зла. Но как только он поддается на соблазн, его начинает затягивать трясина нездоровых влечений.

Примером тому может служить вино.

В первый раз увидев пресмыкающихся в собственных нечистотах алкоголиков, человек испытывает естественное отвращение. Поэтому дурное начало не пытается привлечь его с помощью этой картины. Вначале оно говорит человеку: «вино радует сердце человека[11]». Оно показывает ему положительный аспект вина: несколько заповедей Торы выполняются с использованием вина. Если употреблять его в умеренных количествах, оно радует и сближает людей. Но злоупотребление спиртным ведет в самые глубины низости и разложения[12].

Винá Вашти

Царице Вашти, олицетворяющей материальное человеческое тело, предъявляется обвинение в том, что она поддалась на соблазн дурного начала. «Не только пред царем Одним провинилась царица Вашти — перед Всевышним, а также перед всеми сановниками — высшими существами, обитающими в духовных сферах, и перед всеми народами, что во всех областях царя Ахашвероша — перед всеми душами, пребывающими в рабстве у дурного начала. В противоположность этому, души праведников не предъявляют обвинения, так как праведники не учились у злодеев, и им удалось избежать дурное влияние.

Дурной пример Вашти

Вашти необходимо наказать, «потому, что этот поступок царицы приведет к тому, что все жены перестанут уважать мужей своих». Все тела откажутся выполнять волю души. «Говоря: царь Ахашверош повелел привести царицу Вашти пред лицо свое, а она не пришла.» Они скажут: даже когда само злое начало побуждало человека раскаяться и вернуться к Творцу, и повелело телу исправиться, тело не пожелало возвращаться. Тем более не вернемся мы, которых дурное начало активно подстрекает на совершение грехов.

«А ныне жены сановников Персии и Мидии» — две группы жен символизируют две дурные силы, одна из которых призывает человека погрузиться в материальные вожделения, а другая вызывает у него стремление к власти и почету.

Выше[13] мы говорили об этих силах как о «двух дочерях Лота».

Выше упоминались «сановники Персии и Мидии», а здесь речь идет о их женах. Выше Мегила говорила о части дурного начала, ответственной за эти дурные силы. Здесь же речь идет о самих этих силах.

«Которые слышали о поступке царицы» — слышали о том, что этот злодей не хочет возвращаться. «Позора и ярости будет предостаточно» — все это было сказано для того, чтобы Всевышний не сжалился над грешником и не простил ему его прегрешения. Поэтому сказал ему обвинитель: если пожалеешь его, из-за него пропадут еще многие люди. Об этом сказано[14]: «а остальные услышат и убоятся, и не станут более делать такого зла в среде твоей». И как пишет Рамбам, что цель, которую преследует Всевышний — это убить злодея для того, чтобы уберечь жизнь многих людей, которые, выйдя из-под его дурного влияния, вернутся к Творцу.

Исполнение приговора

«Если угодно будет царю, то пусть издаст он царское повеление» — после того, как принимается решение, к чему приговорили человека, к жизни или к смерти, вердикт передается посланцам. Если человек удостоился жизни, посылают святых ангелов, чтобы дать ему жизнь. Если же он был приговорен к смерти, то за ним приходят силы зла. Пока вердикт не передали посланникам, его можно изменить. Но когда он попадает в руки исполнителей, он обязательно будет приведен в исполнение[15].

«Да будет записано оно среди законов Персии и Мидии» — Персия и Мидия — это войска сил зла, которые приводят в исполнение приговор. «И да не будет отменено» — после того, как приговор передали силам зла, его невозможно отменить.

«Чтобы Вашти не появлялась более пред царем Ахашверошем» — цель прихода человека в этот мир заключается в том, чтобы проверить, будет он подчиняться своему дурному началу, или нет[16]. Но для того, кто не хочет возвращаться к Творцу даже когда дурное начало призывает его к этому, нет никакого смысла в исцелении и продолжении жизни. Ему лучше умереть, чем жить. Поэтому сказано: «чтобы Вашти не появлялась более пред царем Ахашверошем, а царь передаст ее царский сан другой, которая лучше ее». Душа этого человека, неспособного устоять перед телесными влечениями, вернется в этот мир и воплотится в другом, более праведном человеке. Тело этого человека будет обладать более положительной конституцией[17].

Цель наказания Вашти заключается в том, чтобы весь мир услышал: Всевышний судит злодеев!

Благодаря этому Его имя освящается в мире. И об этом сказано: «постановление царя, которое он издаст, будет услышано во всем царстве его, как ни велико оно». Освящение имени Всевышнего — это самое важное. Поэтому сказано: «как ни велико оно». И «все жены будут оказывать уважение мужьям своим, от знатного до простого» — все люди станут более духовными, их «жены», материальное тело, начнет подчиняться их «мужьям», душе, как объяснялось выше.

Подготовил Берл Набутовский


Редакция «Беерот Ицхак» выражает благодарность издательству «Кеилат Москва» за предоставленную ей возможность пользоваться переводом текста трактата Мегила на русский язык.

В основу цитат из книги «Эвен Шлема» взят перевод издательства «Швут Ами».

  1. Мегила 12б
  2. Комментарий к стиху 1
  3. Бава Батра 16а
  4. Комментарий к стиху 1
  5. См. «Даат Твунот», пункт 114.
  6. Бава Батра 75а
  7. Таргум Йонотан, книга Берешит, 50:13; см. «Шло», гл. Хайей Сара, 10.
  8. Сукка 52а
  9. 139б
  10. Берешит 3:11
  11. Теилим 104:15
  12. לפי מה שהובא בחמדה גנוזה שעץ הדעת הוא מעשה מותר
  13. Комментарий к стиху 3
  14. Дварим 19:20
  15. В комментарии к книге Мишлей (6:35) автор пишет: «если вынесен смертный приговор, даже если человек отдаст все, что у него есть, ему это не поможет. Только если постановление было таково, что он может выкупить себя, благотворительность поможет ему.»
  16. В комментарии к книге Йона (1:1-2): «Все, что скажет ему Всевышний, он перескажет народу Израиля, чтобы знали, зачем пришли в этот мир. А пришел каждый за тем, чтобы исправить себя и также исправить весь мир. Встань: встань с места, в котором сидела ты в райском саду. Иди в Нинве: иди в этот мир, который является подножьем Моим.»
  17. В комментарии к книге Йона (1:4): «Всю жизнь телу казалось, что весь мир принадлежит ему, и сам он никогда не умрет. Но теперь [когда его одолевают недуги] он начинает вспоминать о неминуемости смерти. А душа, хоть она обязательно пострадает из-за совершенных ею грехов, не пропадет навечно. Она будет исправлена в другом воплощении, как сказано «Спасет Он душу его, чтоб не сошла в могилу, и жизнь его увидит свет. Вот, все это делает Б-г — дважды, трижды с одним человеком, дабы отвратить его жизнь от могилы, чтобы он освещен был светом живых.» (Ийов 33:28-30) Но это не относится к телу, которое не будет исправлено посредством перевоплощений, а будет сломано навечно. И это похоже на глиняные сосуды, которые необходимо сломать.


http://www.beerot.ru/?p=45702