Книга Эстер с комментарием Виленского Гаона — 17

Дата: | Автор материала: Виленский гаон

2343
уничтожения

Основано на Комментарии Виленского Гаона

Глава 3

Стихи 13 – 14

(יג) וְנִשְׁלוֹחַ סְפָרִים בְּיַד הָרָצִים אֶל כָּל מְדִינוֹת הַמֶּלֶךְ לְהַשְׁמִיד לַהֲרֹג וּלְאַבֵּד אֶת כָּל הַיְּהוּדִים מִנַּעַר וְעַד זָקֵן טַף וְנָשִׁים בְּיוֹם אֶחָד בִּשְׁלוֹשָׁה עָשָׂר לְחֹדֶשׁ שְׁנֵים עָשָׂר הוּא חֹדֶשׁ אֲדָר וּשְׁלָלָם לָבוֹז:

(יד) פַּתְשֶׁגֶן הַכְּתָב לְהִנָּתֵן דָּת בְּכָל מְדִינָה וּמְדִינָה גָּלוּי לְכָל הָעַמִּים לִהְיוֹת עֲתִדִים לַיּוֹם הַזֶּה:

И разосланы были письма с гонцами во все области царские: истребить, убить и погубить всех Иудеев, от отрока до старца, детей и женщин — в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, а имущество их разграбить. Список с указа этого передать в каждую область как закон, объявленный всем народам, чтобы были они готовы к этому дню.

Полное уничтожение

«Истребить, убить и погубить всех Иудеев … а имущество их разграбить» — это намекает на то, что у человека есть четыре составляющие, три из них духовные, а одна материальная. Три духовные составляющие — это нефеш, руах и нешама, а материальная составляющая — это тело. Но низшая часть души, нефеш, и тело действуют как единое целое, как написано в книге «Зоар[1]». Поэтому четвертый тип уничтожения, «имущество их разграбить», относится к собственности иудеев.

Известно, что часть души, необходимая для выполнения заповедей — это в первую очередь нешама. Но Аман хотел уничтожить все полностью.

Поэтому его постановление состоит из четырех частей:
  1. Истребить — это заповеди, соответствующие нешама.
  2. Убить — это руах, ответственный за духовную жизнь человека.
  3. Погубить — подвергнуть весь еврейский народ физическому уничтожению, чтобы не осталось даже такого понятия как «Израиль».
  4. Имущество разграбить — чтобы их собственность была разграблена, и не оставалась бы вся в одном месте. Таким образом, не останется о них в этом мире вообще никакого напоминания.
Против этих четырех видов уничтожения, нам даны четыре заповеди, которые им соответствуют.
  1. Чтение Мегилы — добавили еще одну заповедь. И это соответствует тому, что Аман хотел уничтожить нешама.
  2. Радость — это заповедь для руах, место которого в сердце. И сказано[2] «возрадуется сердце мое» — радость возникает в сердце, обиталище руах.
  3. Пир — это заповедь для тела, которое наслаждается от праздничной трапезы.
  4. Подарки бедным — это заповедь, которую выполняют с помощью имущества, и цель ее — чтобы даже у самых бедных было достояние.

Скрытый смысл

«Список с указа [פַּתְשֶׁגֶן הַכְּתָב]» — Аман во всеуслышание дал приказ истребить, убить и погубить всех евреев. Тем не менее, составляя послание во все провинции царя Ахашвероша, он не пишет открыто, для чего им следует «быть готовыми к этому дню». В послании Амана смысл его указа был скрыт, на что также намекает используемое Мегилой необычное слово «פַּתְשֶׁגֶן».

Эта неясность позволила смыслу указа поменяться. Мордехай приказал, «чтобы Йеудеи были к этому дню готовы мстить врагам своим[3]». Это следует принципу, по которому несчастье приходит в скрытой форме, а радость и избавление — в явной.

Подготовил Берл Набутовский


Редакция Беерот Ицхак выражает признательность издательству «Кеилат Москва» за предоставленную ей возможность пользоваться переводом текста трактата Мегила на русский язык.

  1. Предисловие к «Тикуней зоар», лист 16а
  2. Мишлей 23:15
  3. Стих 8:13


http://www.beerot.ru/?p=45723