Трактат Брахот — Глава 9 — Мишна 3

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

3010
благодарения

Трактат Брахот — Глава девятая. Мишна третья

Предисловие

Первая часть данной мишны занимается законами, связанными с благословениями благодарения. По многим мнениям, произнесение этих благословений не является обязанностью, но тот, кто их произносит, выполняет заповедь.

Вторая часть мишны объясняет, о чем разрешается молиться.

בָּנָה בַּיִת חָדָשׁ, וְקָנָה כֵלִים חֲדָשִׁים, אוֹמֵר: בָּרוּךְ שֶׁהֶחֱיָנוּ.

מְבָרֵךְ עַל הָרָעָה מֵעֵין הַטּוֹבָה, וְעַל הַטּוֹבָה מֵעֵין הָרָעָה.

הַצּוֹעֵק לְשֶׁעָבַר, הֲרֵי זוֹ תְּפִלַּת שָׁוְא. כֵּיצַד? הָיְתָה אִשְׁתּוֹ מְעֻבֶּרֶת, וְאָמַר: יְהִי רָצוֹן שֶׁתֵּלֵד אִשְׁתִּי זָכָר – הֲרֵי זוֹ תְּפִלַּת שָׁוְא. הָיָה בָּא בַדֶּרֶךְ וְשָׁמַע קוֹל צְוָחָה בָּעִיר, וְאָמַר: יְהִי רָצוֹן שֶׁלֹּא יִהְיוּ אֵלּוּ בְּנֵי בֵיתִי – הֲרֵי זוֹ תְּפִלַּת שָׁוְא.

Тот, кто построил новый дом или купил новые предметы, произносит «Благословен Давший нам жизнь» [בָּרוּךְ שֶׁהֶחֱיָנוּ].

Следует произносить благословение на плохое, содержащее хорошее и на хорошее, содержащее плохое.

Тот, кто вопит о том, что уже случилось, произносит тщетную молитву. Например, если его жена была беременна, и он сказал: «Да будет воля Творца, чтобы моя жена родила мальчика» — это тщетная молитва. Или если он шел по дороге, услышал в городе вопль, и сказал: «Да будет воля Творца, чтобы это не были мои домочадцы» — это тщетная молитва.

Комментарий рава Овадьи из Бартенуры

Построил новый дом или купил новые предметы. Независимо от того, были у него такие предметы, или нет, произносит благословение «Благословен Давший нам жизнь» [בָּרוּךְ שֶׁהֶחֱיָנוּ].

Плохое, содержащее хорошее. Талмуд (Брахот, 60а) объясняет: например, его земли затопили воды, и смыли урожай этого года. Хоть вода и напоила землю, и сделала его поле более плодородным на следующие годы, сейчас это несчастье, и следует произнести благословение «Благословен истинный Судья» [בָּרוּךְ דַּיַּן הָאֱמֶת]. [Но в наше время на плохую новость это благословение произносят без имени Всевышнего.]

Хорошее, содержащее плохое: например, если нашел клад. И хотя в этом есть зло, так как если об этом узнает правительство, его изобьют и измучают, и заберут у него [то, что он нашел], на данный момент — это хорошо, и следует произнести благословение «Благословен Ты, Добродетельный, делающий добро» [בָּרוּךְ הַטּוֹב וְהַמֵּטִיב].

Тот, кто вопит о том, что уже случилось: молится о том, что уже произошло. И это тщетная молитва, ибо что было — то было.

Комментарий «Полная чаша»

Объяснение мишны

Тот, кто построил новый дом или купил новые предметы, произносит «Благословен Давший нам жизнь» [בָּרוּךְ שֶׁהֶחֱיָנוּ]. Мудрецы пишут, что это благословение следует произнести также тому, кто купил дом или квартиру, или достроил то жильё, которым он владел до этого.

«Благословен Давший нам жизнь» [בָּרוּךְ שֶׁהֶחֱיָנוּ]. Мудрецы Талмуда и алахические авторитеты приводят, что данное благословение также следует произносить в целом ряде случаев:

  1. Тот, кто владеет землей безраздельно, произносит это благословение, когда идет первый дождь.
  2. В праздники Песах, Шавуот, и т. д.
  3. На заповеди, которые выполняют в определенные периоды года, как лулав и чтение свитка Эстер.
  4. По некоторым мнениям, на заповеди, которые выполняют только один раз. Например, на написание свитка Торы.
  5. На фрукт, который доступен только в определенный сезон, когда его едят в первый раз в этом сезоне.
  6. При виде друга, которого не видел в течение более тридцати дней.
  7. При виде своей новорожденной дочери в первый раз после того, как она родилась. [Эти законы приводятся Талмудом в трактате Брахот, 58-59, Эрувин, 40; подробности законов находятся в кодексе «Шулхан Арух», гл. 221-223, 225, 473, 585 и т. д.]
В мишне речь идет только о случае, когда это благословение произносят на хорошие новости.

Например, если его жена была беременна, и он сказал: «Да будет воля Творца, чтобы моя жена родила мальчика» — это тщетная молитва. Талмуд (Брахот, 60а, см. объяснение в «Мишна Брура», 230:1) объясняет, что данное высказывание не относится к первым сорока дням после зачатия, так как в течение этого срока зародыш ещё не приобрёл различимую форму. Поэтому, если его пол изменится — это не будет явным и раскрытым чудом, и об этом можно молиться.

Талмуд приводит, что праматерь Леа, будучи беременной своим седьмым ребенком, молилась, чтобы у нее родилась девочка. Дело в том, что ей было известно, что у праотца Якова должно было родиться всего двенадцать сыновей. К этому моменту десять сыновей уже родилось — шесть у неё, и по двое у рабынь Билы и Зилпы. Тем временем, её младшая сестра Рахель все ещё оставалась бесплодной. Если бы Леа родила сына, на долю Рахель остался бы всего один сын — меньше, чем количество сыновей, рожденных рабынями. Поэтому Леа молилась о рождении девочки. По одному из мнений, приведенных в Талмуде, она молилась только в течение первых сорока дней беременности. Но, по другому мнению, произошло чудо, и мальчик в утробе Леи превратился в девочку.

«Мишна Брура» (ס׳ מז ס״ק יוד וס׳ רל ס״ק א) пишет, что родители могут молиться, чтобы у них родился здоровый ребенок, и чтобы он занимался исполнением заповедей и делал добрые дела. Более того, родители должны постоянно молиться, чтобы их дети изучали Тору, вели себя праведно, обладали хорошими душевными качествами и положительными чертами характера.

Объяснение комментария рава Овадьи из Бартенуры

Это тщетная молитва. «Каф а-Хаим» [ס׳ רל אות א] приводит, что такую молитву произносить запрещено. Также запрещено молиться чтобы Всевышний совершил чудо.

Перевод и комментарий: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=71237